Грузовое судно с мазутом разломилось на две части у побережья Норвегии

ingressimage_Server-1-kystverket.jpg Photo: (Foto: Kystverket)

12 января вечером кипрское грузовое судно «Сервер» село на мель к югу от острова Федье в провинции Хордаланд недалеко от Бергена на северо-западе Норвегии. Позднее судно раскололось на две части. Вся команда была своевременно эвакуирована.

В интервью «Беллоне» пресс-секретарь Береговой службы Норвегии Ане Эйде Хярос сообщил, что в худшем случае вытекло 290 тонн мазута. Вероятно, при разломе корпуса резервуар с мазутом в кормовой части был пробит. В настоящий момент корпус судна едва виден из воды.

Есть опасения, что еще большее количество мазута может попасть в окружающую среду. Судно имело на борту 585 тонн бункерного мазута и 72 тонны дизеля. Густой мазут не растворяется в воде подобно дизельному топливу, и приносит большой вред морским птицам. Согласно Береговой службе Норвегии мазут может оставаться на поверхности до трех дней. Топливо уже достигло юго-западной части острова Федье.

«На сегодняшний день мы понимаем, что аварийная готовность имеет очевидные пробелы. К счастью, на побережье попало меньше мазута, чем мы ожидали», — сообщили представители «Беллоны» Конрад Пюц и Джэк Хархайм, которые находятся на месте крушения судна.

Кипрское судно «Сервер» направлялось в Мурманск и не имело на борту груза, когда село на мель в 20.30 по московскому времени 12 января.

Морские птицы
«Мы видели очень много пострадавших и мертвых морских птиц, хотя на побережье вынесло не так много мазута», – говорят Пюц и Хархайм.

Птицы, имевшие даже малейший контакт с мазутом, обречены. Пока было найдено 440 пострадавших птиц, но эта цифра увеличится, когда погодные условия позволят исследовать районы вблизи затонувшего танкера.

Отсутствие оборудования
Только сейчас, спустя два дня после аварии, оборудование для очистки нефтеразливов прибыло на остров. Как раз два года назад норвежские власти решили перевести это оборудование поближе к границе с Россией, опасаясь нефтяных аварий в северных районах.

Погодные условия не позволяют начать операцию по удалению мазута около острова. Однако 13 января шторм немного успокоился, что позволило местным силам начать уборку мазута. К сожалению, в тот момент не было оборудования, которое позволяет откачивать мазут с водной поверхности, и когда шторм усилился, операцию пришлось прекратить.

bodytextimage_fedje.jpg Photo: Kystverket


Шторм в районе стихает, но до улучшения погодных условий сделать можно немного.

Погода имела также положительный эффект, поскольку сильный ветер способствовал растворению разлива в открытом море. Если бы мазут попал на побережье, то это бы привело к намного большему ущербу.

Не хватило балласта
Капитан танкера «Сервер» был обвинен в том, что имел слишком мало балласта на борту, что повлияло на управляемость судном. Временам гребной винт даже появлялся на поверхности, что привело к ослабленной тяге и в итоге — к аварии. Капитан отверг обвинения, но понятно, что он был не в состоянии контролировать судно при сильном ветре, сообщает норвежская газета «Бергенс Тиденде».

Дебаты
Независимо от причины, авария привела к серьезным дебатам в Норвегии относительно готовности аварийных служб к нефтяным авариям. Чтобы произошло, если бы это был супертанкер с грузом топлива в 3000 раз больше, чем было на «Сервере»?

Вице-президент «Беллоны» Мариус Холм пишет сегодня в одной из крупнейших норвежских газет: «…Независимо от того какие партии бы не находились у власти в Норвегии, готовность к нефтяным разливам всегда является приоритетом. Политикам надо отдать приоритет созданию плана по ликвидации нефти при худших сценариях, вместо того чтобы ориентироваться на среднестатистические разливы нефти. Поскольку, что будут делать власти, если произойдет катастрофа, которая выйдет за пределы статистики?».

Bellona

info@bellona.no