News

Адамов отправится в США

Опубликовано: 03/10/2005

Автор: Анна Киреева

Бывший глава Минатома России Евгений Адамов, арестованный в Швейцарии по запросу американской прокуратуры, будет экстрадирован в США, сообщает Федеральное управление юстиции Швейцарии. Запрос об экстрадиции Адамова в Россию отклонен. Власти Швейцарии признали американский запрос приоритетным.

В Соединённых Штатах Адамова обвиняют в хищении 9 миллионов долларов, выделенных на утилизацию ядерных отходов в России. Сам Адамов, как известно, добивался экстрадиции в Россию. Своей вины он не признает, а сегодня утром даже объявил голодовку в знак протеста против, как он считает, затягивания своего вопроса.


Обвинения

По совокупности обвинений американской стороны, которые насчитывают 20 пунктов, бывшему главе Минатома РФ грозит в США наказание в виде тюремного заключения сроком до 60 лет и штраф в размере 1,75 млн. долларов.


В российской Генпрокуратуре комментировать обвинения в адрес Адамова отказались. Пресс-служба в интервью «Беллоне Вэб» аргументировала свой отказ «следственной тайной».


Адвокаты Адамова вправе в течение 30 дней обжаловать решение об экстрадиции бывшего министра в высшей судебной инстанции Швейцарии — Федеральном суде в Лозанне.


Дело Адамова — политическое или криминальное

Говоря о подоплеке своего ареста в связи с обвинениями американской стороны, Адамов ставит во главу угла политическую составляющую дела.


По его словам, главная задача — доказать, что вся власть в России продажная. Такую страну с ядерным оружием оставлять без западного контроля нельзя.


Николай Шингарев, директор центра информационно-выставочной деятельности Федерального Агентства по атомной энергии в интервью «Беллоне вэб» рассказал, что с его точки зрения, в этом деле «больше политики, чем криминала». «Я дела не читал, фактов не знаю, но считаю Адамова честным человеком», — заявил он.


Противоположное мнение высказывают экологи. В частности, Алексей Яблоков, президент Центра экологической политики России, считает, что основной причиной задержания Адамова была, несомненно, борьба с финансовым мошенничеством. Расследование денежных переводов, полученных Адамовым в рамках благотворительной помощи от США на обеспечение ядерной и радиационной безопасности начато, по видимому, несколько лет назад. Оно возникло после скандального отчета Счетной палаты США (сделавшей вывод, что значительная часть средств пошла не по назначению, то есть была разворована — как в США, так и в России).


По словам Павла Фельгенгауэра, независимого аналитика по военным и ядерным вопросам, нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что в случае возвращения Адамова в Россию над ним бы состоялся суд. «Скорее всего, его просто отпустят», — сказал Фельгенгауэр в интервью Беллона вэб.


«Думаю, что как барин решит, так и будет. У нас же прокуратура подчиняется Кремлю», — добавил он.


В США, по мнению Фельгенгауэра, Адамова будут судить. «Я не интересовался этим делом подробно. Но репутация у этого человека сомнительная. Из этого, конечно, не следует, что у США есть прямые доказательства его вины. В США все определит суд».


Директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста Владимир Кузнецов в интервью «Беллоне Вэб» так прокомментировал ситуацию: «В этом деле нет никакой политики. Адамов — вор, а вор должен сидеть в тюрьме».

—>
Справка

Из справки Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, распространенной в феврале 2001 года:


«Кадровая политика Адамова на посту Министра РФ по атомной энергии и производимые им структурные изменения характеризуются существенными нарушениями действующего законодательства в области ядерно-опасного производства, снижением общего уровня профессионализма руководящих работников отрасли вследствие последовательно проводимой линии на замену высококвалифицированных специалистов сторонними лицами, связанными с ним совместной предпринимательской деятельностью, и по существу направлена на коммерциализацию Министерства и использование его структурных подразделений в личных интересах».


Вскоре после появления этого документа Адамов был отправлен в отставку. На его место был назначен Александр Румянцев.


«История этого творения достойна детектива. Появилось оно на сайте небезызвестной «Белуны» (sic!) раньше, чем в российских СМИ», — заявил Адамов в открытом письме из швейцарской тюрьмы, опубликованном в газете «Известия».


В этом письме Адамов намекает на то, что справка была составена по заказу американских спецслужб: «Агентов влияния не обязательно обучать в чикагских университетах. Их можно найти и в лице некогда авторитетного журналиста, а к этому времени безнадежно спивающегося депутата. Достаточно подкинуть ему материалец, который потом замешают в кашу «Справки комиссии по антикоррупционной деятельности»». Видимо, в последнекй фразе Адамов имел в виду Юрия Щекочихина, депутата Государственной Думы и журналиста «Новой газеты».


«Адамов не осмелился назвать имя человека, который погиб и уже не может ему ответить. Но когда человек этот был жив, Адамов даже в самой жесткой публичной полемике всегда старался выказать ему свое уважение, чему есть масса свидетелей. Депутат Госдумы, зам главного редактора «Новой» Юрий Щекочихин — инициатор российского, а затем и зарубежного разбирательства по поводу министра Адамова — теперь не опасен. И Адамов перестал стесняться в намеках и выражениях,» — пишет коллега Щекочихина, журналист Роман Шлейнов.


Что касается сайта «Беллоны», на котором якобы впервые появилась справка, это тоже неправда. «Адамов зря намекает на шпионскую сущность нашей экологической организации. Справку мы перепечатали с сайта «Новой газеты», — и это не единственное передергивание в его письме в «Известия» — например, там же он пишет, что неизвестно кто ее составлял», — говорит главный редактор сайта «Беллоны» Игорь Кудрик.


Надо заметить, что Адамов уже проигрывал судебный процесс против «Беллоны» — в 2000 году. Тогда суд постановил, что Адамов должен возместить Никитину моральный ущерб за то, что публично назвал его шпионом.


«Со всей ответственностью могу заявить, что более половины, 70%, сведений, собранных Никитиным для организации «Беллона», не имеют ничего общего с экологией, — убеждал Адамов слушателей радиостанции «Эхо Москвы» в мае 1998 года. — Это [затронутые в докладе «Беллоны» проблемы] нормальные, профессионально поставленные разведывательные вопросы».


Суд постановил, что за эти высказывания бывший министр должен выплатить 10 тысяч рублей. Газеты и агентства, поместившие высказывания высокопоставленного чиновника, были обязаны опубликовать опровержение.


Узнав о сумме в девять миллионов долларов, инкриминируемой теперь Адамову, Александр Никитин не мог не вспомнить тот суд: «Удивительно, что при таких объемах средств, Адамов очень долго не мог выплатить нам 10 тысяч рублей. Их у него пришлось добывать с помощью судебных приставов».


Носитель государственных секретов

Адамов считает истинной причиной конфликта стремление США получить российские государственные секреты: «Я им (США) не нужен просто в суде, да и суд им не очень нужен, они не боятся его проиграть. Им нужен привезенный насильственно со связанными руками носитель государственных секретов. Если у меня будет даже одна ночь в американской тюрьме, то проблемы с госсекретами нельзя исключить».


Многие аналитики расценивают подобные выражения как шантаж, используемый бывшим министром для того, чтобы Россия активизировала свои действия для его экстрадиции.


Тем не менее, Николай Шингарев отметил, что да, человек, занимавший такой пост, «знает секреты». Диаметрально противоположное мнение высказал Владимир Кузнецов: «какие там секреты, Адамов всегда был около атомной отрасли», — сообщил он.


Атомная отрасль в период Адамова

Во всех своих публичных выступлениях бывший министр говорит о том, что в том числе и благодаря нему, атомная отрасль в стране возродилась. Он отметил, что получил не лучшее наследие: забастовки рабочих на атомных станциях, нехватка денег, низкая производительность российских АЭС. «Когда я начинал, атомные станции деньгами получали за свою продукцию 5-7%. Неудивительно, что все это сопровождали забастовки. Наверное, вы помните, что в 1997 году Смоленская станция даже решилась пойти маршем на Москву», — напомнил он.


К своим заслугам Адамов отнес сохранение любой ценой «НИКИЭТа». «Спасая от государства государственное же предприятие, конечно, я не всегда думал о том, чтобы одновременно непомерные назначенные тогда налоги этому же государству отдать. Я творил полное беззаконие, когда заставлял частные предприятия делиться прибылью с государственным предприятием. И я, наконец, открыто призывал воровать. Я призывал воровать специалистов у загибающихся институтов академии, вузов, других отраслей. И мы многих специалистов спасли и спасли их семьи. Я горжусь таким воровством» — заявил он.


Тем не менее, общественные экологи крайне негативно относятся к действиям Адамова на посту министра атомной энергетики. «Для нас Адамов олицетворяет самые опасные для страны планы и настроения атомщиков», — утверждает Алексей Яблоков. «Он был главным лоббистом самого опасного из анти-экологических законов — закона, разрешающего превращение России в международную радиоактивную свалку». Речь идет о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) для переработки. По сообщению заместителя генерального директора компании «Техснабэкспорт» Алексея Лебедева, в Россию уже ввезено 900 килограммов ОЯТ исследовательских реакторов из шести стран.


Кроме того, Адамов активно поддерживал строительство исключительно опасных плавучих АЭС, которые Росатом собирается сдавать в аренду странам Юго-Восточной Азии, а также размещать в северных морях России.


Говоря о последствиях Чернобыльской катастрофы, бывший министр заявлял, например, что Чернобыль «был незначительным техническим инцидентом», а «ликвидаторы, работавшие после аварии на чернобыльском реакторе, болеют даже реже, чем среднестатистический человек».


Адамов скрывает правду о страшных последствиях облучения для состояния здоровья работников отрасли. Он публично назвал лжецом Яблокова, когда тот представил официальные данные по заболеваемости в атомной отрасли. Для восстановления истины пришлось обращаться в суд, который подтвердил правоту Яблокова.


Многие, в том числе и Яблоков, считают, что Адамов часто «подменял национальные интересы – отраслевыми, а отраслевые – коммерческими, личными».