News

В России станет меньше секретов?

Опубликовано: 15/06/2005

Автор: Вера Пономарева

Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества Элла Памфилова предложила создать рабочую группу, которая рассмотрит вопрос о рассекречивании топографических карт масштаба 1:25 000.

Элла Памфилова направила письмо с приглашением к участию в рабочей группе в ряд организаций и ведомств – ГИС-ассоциацию, Минобороны, Роскартографию, Минэкономики, Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, а также в Правительство РФ.

О планах по созданию рабочей группы «Беллона вэб» узнала на конференции «Права человека, экология и гражданское общество», прошедшей 3–4 июня в Подмосковье. Участники конференции приняли резолюцию, поддерживающую инициативу Памфиловой.

С призывами рассекретить подробные топографические карты, экологи и картографы выступают уже несколько лет. В открытом письме Владимиру Путину, составленном ведущими общественными, научными и негосударственными организациями в 2000 году, говорится: «На наш взгляд, требуется решительная реформа в этой области — пора отказаться от необоснованной политики закрытости и привести содержание директивных документов к виду, принятому в развитых странах мира».

В принципе, по нынешним российским нормам, открытыми считаются лишь карты, подробность которых не превосходит 1:100 000, если с них удалены объекты, составляющие предмет гостайны. Карты масштаба 1:25 000 считаются секретными.

«Необходимость в применении топографических карт масштаба 1:25 000 возникла в связи с градостроительной деятельностью для нанесения разработчиками градостроительного заказа с использованием геоинформационных технологий на несекретные градостроительные планы местоположения кладбищ, свалок и скотомогильников и других объектов, представляющих потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья граждан», — говорится в письме Памфиловой.

Закон против технологического прогресса
«Мы эти вопросы оцениваем с более широких позиций. Кроме аргументов, приведенных в письме Памфиловой, существует ещё ряд факторов — в частности, секретность является серьезным препятствием в развитии геоинформационных технологий», — прокомментировал письмо в интерью «Беллоне Вэб» президент ГИС-ассоциации — общественной организации российских картографов — Сергей Миллер.

Режимные ограничения, не пересматривавшиеся в течение многих лет, пришли в противоречие с уровнем развития современной геоинформатики. Так, методы космической съемки позволяют со спутников считывать номера машин, навигационные приемники имеют точность определения координат до пяти метров (а порогом секретности сейчас считается тридцать).

В разговоре с корреспондентом «Беллоны Вэб» Сергей Миллер сказал, что считает целесообразным внесение в закон о гостайне поправки о том, что любые сведения не подлежат засекречиванию, «если они известны третьим лицам».

В настоящее время точные координаты объекта можно определить и без секретной карты – при помощи приемника GPS, ориентирующегося по спутникам.

—Именно поэтому такие карты и нельзя засекречивать. Современные средства космической съемки вполне позволяют получать изображения местности такой точности. Так что для иностранных государств такие карты интереса не представляют. А вот для нашего населения, для экологической оценки работ на местности, точные карты необходимы, — говорит бурятский эколог Сергей Шапхаев.

«Беллона Вэб» уже писала об уголовном деле «по факту разглашения государственной тайны», одним из фигурантов которого стал Сергей Шапхаев, использовавший карту масштаба 1:25 000 разработки информационной системы плана развития территории Кабанского района в Бурятии.

Эта карта была найдена следователями ФСБ в одном из компьютеров Центра геоэкологических исследований при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете, где Сергей Шапхаев преподает.

В интервью корреспонденту «Беллоны Вэб» Шапхаев сообщил, что на данный момент большая часть компьютерных дисков, изъятых в ходе следствия, возвращена, но расследование продолжается.

—Компьютеры пока остаются в ФСБ. От этого страдает учебный процесс, — говорит Сергей Шапхаев. — Сейчас мы оформляем запрос на возвращение компьютеров через прокуратуру. В конце концов, ФСБ они не нужны: всё, что было нужно, можно было уже давно скопировать.

Обвиняемых по делу пока не появилось. Соответствующая статья 283 ч.1 уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет.

«Объектовая защита»
В 2000 году президент США Билл Клинтон отменил режим селективного доступа, который снижал точность определения координат для гражданских пользователей системы GPS до 100 метров. Это означало, что несколько десятков миллионов обладателей приемников GPS во всем мире без дополнительных финансовых затрат получили возможность определять свое местоположение с точностью до нескольких десятков сантиметров. Однако администрация США особо оговорила свое право избирательно отключать доступ к GPS сигналам в регионах, где происходят военные конфликты.

Российские картографы придерживаются мнения, что в основу определения государственной тайны в области пространственных данных должен быть положен не принцип «площадной защиты» (когда засекречивается точность геопозиционирования вообще), а принцип объектовой защиты — когда засекречивается пространственное определение конкретных объектов.

«Имеет смысл засекретить лишь отдельные объекты», — такое мнение высказывал в интервью «Беллона вэб» руководитель Центра геоинформационных исследований Института георгафии Российской Академии наук Николай Казанцев. По его словам, отсутствие свободного доступа к картографическим данным создает многочисленные земельные конфликты и служит препятствием на пути инвесторов. Поэтому сегодня кампании, обладающие доступом к секретной информации, имеют большие преимущества.

11a42583893aba8244e26620ca24d651.jpeg

Лед тронулся?
«Зачем рассекречивать только 25-тысячный масштаб? Давайте не будем ограничиваться этим, нужно потребовать рассекретить и десятитысячный», – поделился своим мнением на конференции «Права человека, экология и гражданское общество» известный космонавт и эколог Сергей Кричевский.

Сергей Шапхаев был менее оптимистичен: «Ситуация оказалась сложнее, чем я думал. Очень много людей заинтересовано в сохранении такого положения». Шапхаев считает, что «смысла в засекречивании таких карт нет, кроме как кормить сотрудников первого отдела».

По общему мнению членов ГИС-сообщества, «наибольшую ответственность за отсутствие каких-либо значимых шагов в этом направлении несет головное ведомство в области геодезии и картографии в нашей стране — Роскартография. Главной причиной подобной позиции является совмещение в рамках Роскартографии функций государственного заказчика, государственного контроля и государственного исполнителя картографо-геодезических работ», – утверждает вице-президент ГИС-Ассоциации Евгений Капралов.

Кроме того, снижение планки секретности потребует определенных дополнительных затрат, связанных с контролем информации, что является одной из причин, по которым государственные ведомства оттягивают принятие решений.

Заметим, что Минобороны не стремится открыто высказать свою позицию по вопросу рассекречивания и сообщить о каких-либо конкретных планах в этой области, по крайней мере, в телефонном разговоре. Пресс-служба ведомства принимает только запросы в официальной форме и высылает ответ после рассмотрения экспертов.

Что секретно и что нет?
В соответствии с перечнем Роскартографии 1997 года открытыми считаются лишь карты, подробность которых не превосходит 1:100 000, если с них удалены объекты, составляющие предмет гостайны. Карты масштаба 1:25 000 согласно этому перечню считаются секретными.

Подобным образом регламентируют доступ к картографическим данным и закрытые перечни других ведомств, — «государственная тайна в России заменена тайной ведомственной», как характеризуют ситуацию российские экологи.

Сам перечень Роскартографии имеет гриф «для служебного пользования». Из-за этого грифа обновленная версия перечня, утвержденного в 2003 году, так и не была до сих пор опубликована, известно только, что она не сильно отличается от перечня 1997 года.

—Мне предлагали предоставить перечень Роскартографии, но для этого требуют, чтобы у нас было специально оборудованное помещение, где бы этот перечень хранился, — говорит Сергей Шапхаев. — В принципе, поскольку я не знаком с этим перечнем, мне ничего инкриминировать нельзя.

Согласно статье 15 Конституции РФ, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

До последнего времени действовал также перечень Министерства природных ресурсов (МПР), в котором установлен состав секретных сведений об объектах и список закрытых картографических сведений и масштабов. Этот перечень также имел гриф «для служебного пользования».

В некоторых пунктах перечни Роскартографии и МПР дублируют друг друга — в частности относительно секретных масштабов гравиметрических карт (1:1 000 000), точности космических съемок (2 метра). Однако перечни составлены с разной степенью подробности и не совпадают в формулировках.

Согласно перечню Роскартографии гриф «секретно» присвоен «топографическим картам масштаба 1:100 000, фотопланам и фотокартам, планам городов и других поселений, изготовленным в масштабах мельче 1:50 000 и до 1:100 000 включительно, издательские оригиналы указанных карт и планов, в том числе расчлененные по элементам содержания, в системах координат 1942 года и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах».

МПР относит к секретным только «топографические, цифровые и электронные карты, планы, фотопланы, фотокарты, планы городов масштабов 1:50 000 и крупнее в системе координат 1942 г. на территории России и стран СНГ, издательские оригиналы этих карт или планов, а также тематические карты или планы, создаваемые на их основе.»

То есть, согласно перечню МПР карты масштаба 1:100 000 являются открытыми, тогда как Роскартография оговаривает их секретность.

При этом пункт перечня МПР, касающийся карт, скопирован из Приказа Министерства обороны №055 от 10 августа 1996 года, который вводил в действие перечень сведений, подлежащих засекречиванию в вооруженных силах. Этот приказ был объявлен незаконным и недействующим благодаря усилиям адвоката Григория Пасько Ивана Павлова в феврале 2002 года.

—> —Фактически, с того самого момента перестали действовать и соответствующие пункты перечня МПР, — говорит Иван Павлов. — Однако, по моим данным, в конце 2004-начале 2005 года в МПР был принят новый перечень, который в отличие от предыдущего, имеет гриф не «для служебного пользования», а уже «секретно».

Именно перечень, утвержденный приказом 055 был правовой базой обвинения эколога Александра Никитина и позднее журналиста Григория Пасько. Он не был опубликован и не был зарегистрирован в министерстве юстиции. Иван Павлов оспорил этот перечень поскольку, вместо изложения конкретных сведений, подлежащих засекречиванию, этот документ перечисляет категории сведений, по объему превосходящие в несколько раз категории самого Закона о гостайне.

—Если издается нормативный акт, влияющий на права и свободы человека, то извольте исключить из него все сведения, относящиеся к гостайне, и опубликовать его. Если вы хотите, чтобы нормативный акт был секретным, уберите из него все, что касается прав и свобод человека, — заявляли ранее по поводу перечня, утвержденного приказом 055, адвокаты Александра Никитина.

Можно ожидать, что со временем судьбу Перечня 055 разделят другие подобные ведомственные документы, а ответ на вопрос, что в России является секретным, а что нет, станет более очевиден.

Инфофорум-2005
Тем временем ГИС-ассоциация продолжает проводить мероприятия по обсуждению проблемы секретности. В рамках «ИНФОФОРУМа-2005» 16 июня пройдет круглый стол, посвященный вопросам информационной безопасности и разумной секретности в сфере пространственных данных. К участию в мероприятии приглашены специалисты по геоинформатике и представители ведомственных и общественных организаций. Подробнее о программе «ИНФОФОРУМа-2005» читайте на сайте ГИС-ассоциации.