Новое положение о ГАНе №151 в стадии согласования

Представители пресс-службы ГАНа подтвердили корреспонденту Bellona Web, что проект нового положения был рассмотрен правительством на заседании 11 апреля. Однако они, к сожалению, не смогли пояснить, зачем правительству РФ понадобилось принимать новое положение, и будут ли в этом положении полномочия Госатомнадзора расширены или, наоборот, ограничены. Новое положение пока ещё только в стадии согласований, и трудно сказать, каким же будет окончательный вариант. Между тем, повод для опасений имеется.

Слухи о слушаниях?
Ядерная отрасль давно и открыто желает ограничить полномочия Госатомнадзора. Аргументация Минатома проста: раз уж министерство является «федеральным органом исполнительной власти, ответственным за создание и функционирование системы», то значительную часть функций контроля нужно передать именно ему. Сделать так, чтобы, Минатом стал контролировать себя сам. И мог «оперативно выпускать документы, устанавливающие безопасный порядок обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами».

Подобные устремления явно проглядывают в заявлениях ядерного ведомства, например, в изданном в прошлом году документе «Основы экологической политики Минатома России».

Кроме того, в прошлом году четырьмя депутатами — Нигматулиным, Климовым, Коретниковым и Лукьяновым — был представлен проект закона «О лицензировании объектов по использованию атомной энергии», которым предусматривалась, что полномочия ГАНа по лицензированию объектов атомной энергетики будут переданы из Госатомнадзора в Министерство по атомной энергии. Планировалось слушание в Госдуме, но к настоящему моменту от идеи такого закона отказались даже двое из представивших его депутатов: Коретников и Лукьянов отозвали свои подписи. Также имеется отрицательное заключение правительства на этот законопроект.

Как пояснил корреспонденту Bellona Web начальник отдела Госатомнадзора по работе с Госдумой Сергей Щербаков, по его информации, никаких думских слушаний по данному законопроекту не готовится. На май этого года запланированы только слушания по этому проекту на комитете по энергетике, где проект Нигматулина-Климова, по-видимому, и будет похоронен. Во всяком случае, именно так представляют развитие событий в Госатомнадзоре.

Хочется надеяться, что так оно и будет. И что в будущем «примкнувшие» депутаты будут внимательнее смотреть, под какими нововведениями они ставят свои подписи. Но вот откажется ли от своих проектов по превращению отрасли в «безнадзорную» депутат Нигматулин, брат замминистра по атомной энергии и по совместительству глава — обратите внимание на явный оксюморон — «проминатомовских экологов»?

История о передаче функций лицензирования Минатому тянется с 1999-2000 годов. Частично эти функции у ГАНа уже были отобраны в 1999 году через постановление правительства 1007, подписанное тогдашним премьером Путиным. Это постановление отстранило ГАН от выдачи лицензии на деятельность «по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытания, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения». Под это постановление попало все, что связано с утилизацией атомных подводных лодок. Вероятно, оно также коснулось и плутониевых реакторов в Северске и Железногорске.

Однако, полная передача функций лицензирования нарушила бы международные обязательства России. Все содействие в вопросах ядерной безопасности, которое, в частности, оказывается по линии Европейского союза, в частности программы TACIS, подразумевает активное вовлечение ГАНа. Многие программы ЕС напрямую поддерживают ГАН.

В марте 2002 «Беллоне» удалось провести через норвежский парламент рекомендации МИДу Норвегии, в которых говорится, что при выполнении проектов по ядерной безопасности в России вовлечение ГАНа должно быть обязательным.

Рашид Алимов

rashid@ecoperestroika.ru