“Статус”, апрель 1997: Судоремонтные предприятия

В настоящее время предприятия ПО "Севмаш", НПО "Звездочка" и "Нерпа" подчиняются Министерству судостроения (Госкомоборонпрому), в то время как СРЗ "Севморпуть", "Шквал" и СРЗ-82 в Сафоново относятся к Северному флоту, подчиняясь в конечном итоге Министерству обороны.

Вплоть до 1989 года предприятие "Звездочка", расположенное в Северодвинске, ремонтировало до 5 атомных подводных лодок в год. Сегодня ремонт сократился до 1-2 АПЛ в год, причем оплата проделанной работы проводится с задержкой до 6 месяцев и более.

Согласно журналу "Морской сборник", Значительное число подводных лодок, находящихся в боевом составе ВМФ, имеет истекшие межремонтные сроки, из-за чего их приходится выводить в резерв по техническому состоянию. Процесс сокращения финансирования комплекса мероприятий, направленного на поддержание корабельного состава ВМФ в технически исправном состоянии, начался почти 10 лет назад. Но если сначала его динамика в целом соответствовала уменьшению количества кораблей и составляла в среднем 10-15% в год, то с 1992 года этот процесс вышел из-под контроля. В результате к 1996 году обеспеченность военно-морского флота судоремонтом упала до 2%, техническим до 23%.

Неполная и несвоевременная оплата судоремонта основным заказчиком – Военно- морским флотом – в 1994-1996 г.г. вызвала рост штрафов и пени по налогам, по платежам во внебюджетные фонды, по кредитам банков, которые составляют сегодня миллиарды рублей. Ежегодная инфляция съедает оборотные средства, в результате чего утрачена способность к пополнению материальных ресурсов, расчетам со смежниками и, в конечном итоге, со своими работниками.

На сегодня государство задолжало около 15 миллионов долларов США по зарплате судоремонтному заводу "Нерпа" на Кольском полуострове. Помимо этого, государство до сих пор не выплатило 5,8 миллионов долларов США за работы, выполненные заводом по утилизации АПЛ. В то же время долги "Нерпы" государству достигли 18,4 миллиона долларов США (12 миллионов из которых пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов).

В феврале месяце этого года докеры судоремонтного завода "Шквал" в г.Полярный на Кольском полуострове добились выплаты причитающихся им за проделанные работы 2,4 миллиона долларов США, заблокировав выход из дока отремонтированной атомной подводной лодки. На судоремонтном заводе "Севморпуть", который находится в черте города Мурманска, за прошедшие несколько лет было проведено около 10 акций протеста. Планы объединения этого завода с СРЗ-82, расположенном в поселке Сафоново к востоку от Мурманска так и остались на бумаге. Оба предприятия продолжают страдать от хронического недостатка финансирования. Предприятия Северодвинска, отчаявшись получить от государства возврат долгов, которые уже достигли 16,2 миллиона долларов США, направили на рассмотрение российского правительства запрос о рассмотрении возможности поставки двух атомных ПЛ на экспорт.

Не имея возможности проводить своевременно оплату проделанной работы, государство позаботилось создать целый рад препятствий на пути судоремонтных предприятий в рыночную экономику.

В текущем году заводы ВМФ загружены оборонным заказом лишь на четверть проектной производственной мощности. Это значит, что, для загрузки остальных мощностей, заводам придется искать коммерческие заказы, вступая в конкуренцию с гражданскими предприятиями региона. При чем последние имеют явные преимущества: они не раположены в так называемых закрытых административно- территориальных образованиях в окраинных регионах, их действия не скованы многочисленными военными инструкциями. Согласно директорам предприятий, получение разрешений и согласований от вышестоящих управлений штабов, органов безопасности и других инстанций по самым мелким вопросам приемки и размещения сторонних заказов может тянуться не один месяц. За это время конкуренты успевают переманить выгодного заказчика.

В такой ситуации судоремонтники считают, то пришло время пересмотреть давно устаревшие и непригодные к руководству приказы и дерективы, по которым сейчас живут заводы ВМФ. Необходимо обеспечить под ответственность руководителей заводов свободу в выборе способов и систем охраны государственной тайны, которые не препятствовали бы выполнению коммерческих заказов, в том числе и зарубежных фирм.

В настоящее время из боевого состава СФ выведено около 90 атомных подводных лодок. Из около 70 АПЛ до сих пор не выгружено отработанное ядерное топливо. Согласно существующим инструкциям, на АПЛ отстоя должна находиться одна треть экипажа, в задачу которого входит обеспечение плавучести атомной подводной лодки. На сегодня, боевую службу на кораблях отстоя Северного флота несут службу около 2,500 офицеров и матросов. Расходы на содержание этих кораблей составляют около 80 миллионов долларов США в год. Парадокс ситуации заключается в том, что в то время как судоремонтные заводы не обеспечены заказами, ВМФ тратит огромные средства только для поддержания выведенных из эксплуатации АПЛ на плаву.

Командующий Северным флотом адмирал О.Ерофеев в свою очередь готов передать судоремонтным заводам отстойные корабли для проведения их утилизации в счет погашения долгов. Но списанные подводные лодки являются федеральной собственностью, и существующие бюрократические препоны существенно замедляют этот процесс. Более того, согласно постановлению Правительства РФ no.514, которое было подписано Е.Гайдаром в 1992 году, проведение утилизации атомных подводных лодок поручалось предприятиям Госкомоборонпрома (СРЗ "Нерпа" на Кольском полуострове и предприятия "Звездочка" и "Севмаш" в Северодвинске), оставляя предприятия ВМФ без работы в этом направлении.

Сегодня директора заводов ВМФ пытаются получить хотя бы часть заказов на проведение утилизации кораблей, рассчитывая за счет этого сократить свою зависимость от государственных дотаций. И в этом они добились некоторых результатов.

В середине 1996 года судоремонтный завод "Шквал", расположенный в г.Полярный на Кольском полуострове, заключил государственный контракт на разделку АПЛ с Главным техническим управлением ВМФ, нарушив тем самым монополию предприятий Миноборонпрома. Первая АПЛ (К-5, класса "Ноябрь") была разрезана в 1996 году. В 1997 году планируется утилизировать две субмарины. Еще два завода ВМФ – "Севморпуть" и СРЗ-82 (Сафоново) – рассматривают возможность заключения аналогичных контрактов в текущем году. Единственной проблемой является то, что из-за неотработанной технологии утилизации, за тонну металла с АПЛ, утилизированной, к примеру, в Полярном можно было бы получить 400 долларов США, вместо зарабатываемых 40.

До недавнего времени заводы, подчиненные Госкомоборонпрому, добились больших результатов при проведении утилизации, чем предприятия ВМФ. Предприятия Северодвинска и завод "Нерпа" уже разрезали более 15 атомных подводных лодок. Отсеки этих АПЛ были отбуксированы в Сайда-губу на Кольском полуострове для долговременного хранения. В то же время, строительство новой площадки для разделки АПЛ на СРЗ "Нерпа" было заморожено в июне 1996 из-за отсутствия финансирования из госбюджета. Опыт этих предприятий показал, что утилизация – дело убыточное. Продажа металла не покрывает всех затрат, поэтому государственные компенсации необходимы в любом случае.

В госбюджете на 1997 отдельной строкой оговариваются дотации только для двух предприятий Кольского полуострова: СРЗ "Нерпа", которому перечисляется 17,3 миллиона долларов США, и СРЗ "Шквал" в г.Полярный, которому предусмотрено выделение 30,25 миллионов долларов США. Остальные предприятия в бюджете не упоминаются. Что касается "Нерпы" и СРЗ "Шквал", то отдельная строка в бюджете не является гарантией фактического выделения средств.

В ВМФ осознают, что производственные мощности заводов региона превосходят реальные потребности флота в судоремонте. Сокращение количества СРЗ, казалось, позволило бы решить возникшие проблемы, но этот шаг будет означать повышение социальной напряженности в регионе. Ситуация, сложившееся в области военного судоремонта напоминает историю нового атомного крейсера "Петра Великого", введенного в эксплуатацию в прошлом году. "Петр Великий" в конечном итоге оказался не нужен ВМФ, но достроить его было дешевле, чем разобрать на стапеле.

Игорь Кудрик