News

Экологическое движение за границу

Мусор, собранный движением Эко Гюмри. Основательница движения Анна Докучаева в апреле переехала в Армению из России
Мусор, собранный движением Эко Гюмри. Основательница движения Анна Докучаева в апреле переехала в Армению из России
Эко Гюмри

Опубликовано: 11/11/2022

Автор: Иван Дроботов

Как эмигранты из России создали свои экодвижения в Армении и Грузии.

После начала войны Россию покинули сотни тысяч человек. Я хочу рассказать вам об экологических движениях в Армении и Грузии, основанных российскими эмигрантами, которые смогли не утратить волю к действию даже в таких обстоятельствах. Оторванные от всего, во что вложили столько сил, едва отойдя от первого шока, они снова начали организовываться, помогать друг другу и делать мир лучше вокруг себя.

К таким движениям присоединяются и местные жители, которым зачастую не хватало подобных инициатив. И это хорошо – раз российское государство не дает прижиться хорошим практикам дома, пускай они послужат хотя бы кому-нибудь еще. Созидательная энергия, сдерживавшаяся в России избыточным государственным регулированием и репрессиями, наконец-то нашла себе выход.

Green Green: сделать Ереван чище

«Мне стыдно, что город начали чистить граждане, прибывшие из РФ, в то время как мы продолжаем его загрязнять»,сказал весной мэр Еревана Грачья Саркисян. Вскоре после этого в Ереване заговорили об увеличении штрафов за выброс мусора в неположенном месте, а одной из городских достопримечательностей – Разданскому ущелью, с которого сообщество Green Green начало уборки, собираются присвоить статус особо охраняемой природной территории (ООПТ). В такой уборке однажды принимала участие заместитель министра по защите окружающей среды Армении, а министр экономики предлагал помощь в закупке инвентаря.

«Наша цель не пристыдить жителей Еревана, а сделать город чище», – отвечает мэру основательница движения. Дана Вергелюш, экоактивистка и блогер из Ростова-на-Дону, занимается уборками уже несколько лет. Уехав после начала войны в Ереван, Дана продолжила свое дело. В апреле в эмигрантской группе в фейсбуке она предложила убраться в Разданском ущелье – сказочно красивом и ужасно замусоренном.

Green Green cleanup Вскоре после того как мэр Еревана обратил внимание на деятельность Green Green, в городе заговорили об увеличении штрафов за выброс мусора в неположенном месте, а одной из городских достопримечательностей – Разданскому ущелью, с которого сообщество Green Green начало уборки, собираются присвоить статус особо охраняемой природной территории Credit: Движение Green Green

На первую уборку пришли больше 75 человек, а в чат за несколько дней добавились 850 пользователей. Местные включились в движение тоже очень быстро и активно – по словам Даны, россиян в сообществе около 70%. С первой уборки на трех грузовиках было вывезено около 100 мешков мусора. С транспортом помог армянский экологический активист – местные жители входят и в команду организаторов Green Green.

«Если я убираю одна, можно встретить удивленные взгляды, но если мы убираем большим количеством людей, то наоборот, люди очень позитивно к этому относятся и предлагают присоединиться», – говорит Дана. В чате движения регулярно появляются сообщения об обнаруженных нелегальных свалках и о наплевательском отношении к чистоте, но команда экоактивистов не сдается, продолжает показывать пример и вовлекать все новых людей в полезную деятельность.

«Самому старшему участнику акции 63 года, также присутствовала девушка с грудным ребенком, – продолжает Дана, – они все хотели сделать доброе дело и очистить землю от мусора. Впечатляющий пример, я считаю».

У сообщества есть планы на экопросвещение в школах и университетах, озеленение, установку урн. Раздельный сбор в Ереване – тоже предмет постоянного обсуждения. Дана и команда хотят, чтобы уборки стали регулярными: еженедельными, а то и ежедневными. Судя по активности в чате, все к этому и идет.

Эко Гюмри: движемся маленькими шагами, но зато вперед

«Я привыкла сортировать, и рука просто не поднималась выкинуть то, что еще может быть переработано и долго служить дальше», – Анна Докучаева переехала в Армению с мужем и детьми в конце апреля. Сейчас она живет во втором по численности населения городе – Гюмри. Основанное ею движение Эко Гюмри регулярно проводит семинары по экологичному образу жизни и сокращению отходов, запустило экотакси (услугу вывоза вторсырья на переработку). Анна с командой готовит к открытию стационарную точку раздельного сбора и планирует своп (мероприятие, на которое люди могут принести ненужные, но функционирующие вещи и обменяться ими, чтобы таким образом продлить их использование и сократить образование отходов).

Главный интерес Анны – переработка и сокращение отходов, но в эмигрантских чатах Гюмри народ периодически интересовался, не проводятся ли мероприятия с уборкой территорий, и она решила помочь их организовать.

«Для многих это возможность пообщаться, для недавно приехавших – это способ завести новые знакомства. Для кого-то это физическая нагрузка. И, конечно, это возможность отблагодарить город. В составе как после первой, так и после второй волн эмиграции – программисты, художники, представители творческих профессий, сммщики, преподаватели и ученые», – рассказывает Анна об участниках движения.

«Мы движемся маленькими шагами, но зато вперед. Если в самом начале на субботниках было по 3 человека, то потом приходило по 10-15 человек. Что для Гюмри очень даже хороший показатель. Недавно мы начали кооперироваться с местными волонтерскими организациями, и к нам стали присоединяться армяне. Вот это невероятно здорово!» – продолжает она.

Eco Gyumri cleanup Активисты Eco Gyumri за работой Credit: Эко Гюмри

Tbilisi Cleanups: ценности объединения

«Россиянин» – имеет много разных коннотаций, в том числе те, с которыми я абсолютно не согласен», – основатель и координатор экоуборок в Грузии Сергей Хрыков несколько раз за интервью подчеркивает, что Tbilisi Cleanups – не российская организация и не организация россиян, хотя участники преимущественно русскоязычные.

«Часть людей уехали с началом войны из-за того, что для них в России стало небезопасно, есть часть людей из Беларуси, которые уехали по тем же причинам, есть украинцы, которые здесь как беженцы, есть грузины, которым просто симпатичны наше сообщество, наши цели», – говорит Сергей.

Tbilisi Cleanups проводит уборки мусора в городских пространствах и на природных территориях Грузии. Сообщество начиналось как чатик друзей, собравшихся очистить от мусора парк, место их прогулок. Но очень быстро ссылка разлетелась по эмигрантскому сообществу, и к чату присоединилось больше сотни человек.

«Я ехал на самую первую уборку на такси и, подъезжая к месту, заметил, что что-то много людей стало на улице и все идут в одном направлении. Потом я понял, что они идут на уборку – вот этот ручеек становился все гуще и гуще, и на месте оказалось 70 человек. Было очень вдохновляюще», – рассказывает Сергей.

Сейчас Tbilisi Cleanups – организация со структурой, определенными связями и репутацией, отлаженными процессами и неплохим медийным ресурсом: на момент публикации этой статьи в чате уже больше тысячи человек, и больше 1300 подписано на канал. Есть группа сммщиков, группа переводчиков, группа дизайнеров и предмет особой гордости – группа IT. Основателю, Сергею, остается роль гуру-наставника и организатора новых направлений, а основные процессы уже протекают без его участия.

Большие уборки проходят почти каждую неделю, в каждой участвуют до 100 человек. Бывают и менее массовые и подготовленные спонтанные акции, какую может провести каждый, кто кинет клич в чате. Отходы на акциях собирают раздельно, годящееся для переработки забирает экодвижение Parki ar minda, речь о котором пойдет дальше.

Организаторы стараются соединить форматы и кроме самой уборки предложить участникам что-то еще: лекцию, мастер-класс, поездку в интересное место, совместный ужин или чаепитие. Это позволяет сохранить свежесть впечатлений и повышает вероятность, что человек захочет поучаствовать в следующий раз.

«Я за то, чтобы в активизме был фан», – справедливо отмечает Сергей. Пожалуй, идеальной демонстрацией этого принципа стала уборка на воде при помощи сапов – досок для плавания. Доски предоставила местная сап-тренер, а сцену – Женвальское водохранилище, питающее водой Тбилиси. Дождь смыл много мусора с берега, и было найдено удобное для всех решение: тренер проводит мастер-класс для волонтеров, а взамен получает чистое водохранилище, рекламу и множество потенциальных клиентов.

Tbilisi Cleanups «Я за то, чтобы в активизме был фан», – отмечает создатель Tbilisi Cleanups Сергей Хрыков. Пожалуй, идеальной демонстрацией этого принципа стала уборка на воде при помощи сапов – досок для плавания Credit: Движение Tbilisi Cleanups

Айтишники в Тбилиси сами по себе стали мемом, так что неудивительно, что IT-направление в Tbilisi Cleanups развернулось. Бот для сообщений о валяющемся мусоре с фото и геолокацией, обновляющаяся карта мусора на основе информации из бота, сейчас в работе некие загадочные инструменты для привлечения локальных сообществ и местных модераторов карты и еще iOS приложение, объединяющее все эти функции.

У Сергея и единомышленников много планов на будущее: надо дальше выстраивать структуру организации, искать координаторов акций на местах, продвигаться среди грузиноговорящих. Запущено социологическое исследование состава участников уборок. Готовится юридическое оформление деятельности и фандрайзинг (пока обходились небольшими донатами). Планируются образовательные мероприятия и мероприятия специально для социализации новоприбывших эмигрантов.

Parki ar minda: экопросвещение и раздельный сбор в гараже

«Parki ar minda» по-грузински значит «пакет не нужен/пакет не хочу». Идея экодвижения с таким названием одновременно пришла в голову Татьяне Ремневой и Мариам Песвианидзе.

Татьяна приехала в Грузию в декабре 2012 года, не столько по политическим, сколько по жизненным обстоятельствам. «Стало понятно, что ничего не меняется. И просвета было не видно, – говорит она. – А еще мне не хотелось, чтобы мои потенциальные дети были встроены в систему российского образования».

Другая соосновательница, Мариам – грузинка по происхождению, но родилась и выросла в Москве. О решении переехать рассказывает так: «Когда в 2014-ом сепаратистские движения, финансируемые и поддерживаемые Россией начали военные действия в восточных регионах Украины, когда произошла аннексия Крыма – я поняла, что все, приехали. Для меня это было точкой невозврата».

Parki ar minda уже три года занимается экопросвещением, сбором отходов на переработку, организует экотакси и консультирует бизнес, который хочет стать экологичнее. Создана и поддерживается карта пунктов раздельного сбора. Долго приходилось работать на чистом энтузиазме, но последний год доходы вместе с донатами и спонсорством позволяют иметь склад и четыре постоянных рабочих места. Сейчас планируется масштабирование деятельности и аренда дополнительного гаража для вторсырья.

Parki ar minda изначально задуман как проект для локального населения Грузии, но большинство волонтеров – русскоязычные. Примерно 70% команды – это приехавшие весной.

«У нас есть активные грузиноязычные волонтеры и соратники тоже, но их в процентном соотношении меньше. Не знаю точно, почему так происходит. Возможно, это в том числе связано с тем, что мы с Таней тоже больше находимся в экспатской тусовке, – говорит Мариам. – Все эти люди очень разные, но вне зависимости от языка, на котором они говорят, их объединяет одно – желание внести свой вклад в развитие более экологичного и разумного потребления в Грузии».

Parki ar minda cleanup Участники движения Parki ar minda после уборки Credit: Движение Parki ar minda

«Местные люди на самом деле очень хотели бы перемен в отношении утилизации городских отходов, но для этого должна быть налажена работа муниципальных служб, проведена соответствующая кампания по информированию», – продолжает Мариам. Первые контейнеры для сбора бутылок, которые проект установил в Батуми, забили за пару дней, кто-то даже подвешивал по бокам пакетики с идеально подготовленными бутылками.

«Государственная экологическая политика Грузии, к сожалению, целиком и полностью построена на формализме, – Мариам рассказывает, как сложно добиваться изменений и выстраивать коммуникацию с государственными органами. – Реально экологическими проблемами занимаются локальные организации и активисты в каждом из регионов страны. Меня, конечно, такая ситуация очень огорчает. Но в отличии от России мы можем открыто говорить об этом, мы можем пытаться предложить изменения. Что мы и делаем».

Это был очень краткий обзор эмигрантских экологических движений. Можно было бы упомянуть «Зеленую Адриатику» в Черногории, лекции по экологии в Стамбуле, наверняка множество других движений, организаций, инициативных групп, которые есть и которые только зарождаются. Этот культурный обмен поневоле уже начал приносить свои плоды. А когда-нибудь мы сможем навести порядок и в своей стране.