News

Финансы в России «зеленеют»

Ведомости

Опубликовано: 24/09/2021

Автор: Беллона

И речь не про «вечнозеленую» валюту, а про появление на российских рынках сравнительно нового финансового инструмента, именующегося «зелеными» облигациями.

Об этом шла речь на прошедшей 22 сентября в Москве конференции «Рынок «зеленого» финансирования: Устойчивое будущее России», проведенной в рамках проекта «Ведомости. Практика».

Что же такое «зеленые» финансы»? Если говорить простым языком, «зеленое» финансирование подразумевает выпуск ценных бумаг, направленных на финансирование экологических проектов (например строительство ветроэнергетических станций), в частности проектов по противодействию глобальному изменению климата и адаптации к нему (например проекты по снижению выбросов парниковых газов).

Примером применения этого инструмента могут служить размещенные в мае 2019 года на Московской бирже «зеленые» облигации ОАО «Российские железные дороги», целью размещения которых стало финансирование и рефинансирование кредитов, привлеченных на покупку пассажирских поездов «Ласточка» и электровозов.

По состоянию на 2021 год таких примеров стало значительно больше. Так, в ходе своего выступления заместитель председателя правления, руководитель корпоративно-инвестиционного блока ПАО «СовКомБанк» Михаил Автухов отметил, что мировой рынок «зеленых» облигаций только за первую половину текущего года превысил отметку в 500 млрд долларов США. Для сравнения – за весь 2020 год он составил чуть более 700 млрд долларов США.

В России рынок «зеленых» финансов пока показывает более скромные результаты – 240 млрд рублей (~ 3,3 млрд долларов США). Тем не менее, как неоднократно замечали спикеры мероприятия, тренд на рост объемов «зеленого» финансирования заметен невооруженным взглядом и замедляться не планирует.

green finances moscow Dmitriy Aksakov исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков

Впрочем, как это часто бывает, и здесь не обошлось без подводных камней. Хоть этот рынок родился не вчера, но до текущего года в России не было сформировано четкого понятийного аппарата, способного объяснить, какие проекты можно считать «зелеными», а какие – нет.

«Представьте себе финансовый мир в виде парка скульптур, – предложил слушателям конференции исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков. – Бухгалтерия – это хорошо известная всем статуя, Венера Милосская к примеру. Классический комплексный анализ финансового состояния – статуя «Мыслитель» Родена. Мы хорошо их знаем и видели не один раз. Но когда мы подходим к рынку «зеленых» финансов, то видим плохо освещенный булыжник, которому только предстоит обрести истинную форму. Именно приданием формы мы и заняты».

Как сообщает «Коммерсантъ», премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ, устанавливающее направления финансирования и критерии отбора «зеленых» проектов, а также требования к верификации инструментов финансирования и к самим верификаторам.

green finances moscow Credit: Ведомости

По утверждению авторов национальной таксономии «зеленых» проектов (ВЭБ.РФ и Минэкономразвития РФ), данный документ на 95% соответствует международным стандартам (таким как ICMA, Climate Bond Initiative, IDFC) и согласуется с финальным отчетом экспертов по обновленной таксономии Евросоюза. Отметим, впрочем, что в отличие от последнего документа энергетическое сжигание отходов в РФ будет считаться экологичным способом обращения с ними, с чем «Беллона» категорически не согласна, и о чем мы неоднократно писали, например здесь.

Тем не менее само по себе активное развитие рынка «зеленых» финансов в России вызывает у экспертов осторожный оптимизм.

«Вряд ли можно назвать эту тенденцию панацеей от всех экологических бед, да таких и нет в природе, – говорит советник по энергетике «Беллоны» Семен Калмыков. – Но появление рынка таких ценных бумаг в России способно подстегнуть инвесторов к финансированию проектов, на которые раньше они бы и не обратили внимание. Дополнительные бонусы в виде так называемой «скидки за зеленость» могут позволить компаниям, которые только думали о проектах экологической направленности, скорее приступить к их реализации, а наличие четко сформулированной таксономии даст шанс инвесторам отфильтровать те проекты, которые только пытаются выглядеть «зелеными».