News

ВИЭ в России должна стать конкурентоспособной и бездотационной к 2036 году

Опубликовано: 09/06/2021

Автор: Анна Киреева

Энергетический переход, к которому стремятся развитые страны в рамках борьбы с изменением климата, невозможен без возобновляемой энергии. В России ввод новых мощностей ВИЭ бьет все рекорды, но господдержка отрасли снижается, а через 15 лет полностью прекратится.

По прогнозам ведущих мировых аналитических агентств ожидается, что в течении ближайших 30 лет ускорится рост ветровой и солнечной энергетики, в первую очередь, благодаря значительным инвестициям в эти сферы и существенному снижению себестоимости. Согласно прогнозам BP, ожидается снижение себестоимости ветровой энергетики на 30-35% к 2035 году, а солнечной – на 65-70%.

Рост мировых мощностей в ветровой и солнечной энергетике на более чем 200 ГВт в год стал нормой. В прошлом году было введено 280 ГВт ВИЭ.

Международное энергетическое Агентство (МЭА) прогнозирует, что к следующему году на долю возобновляемой энергетики (ВИЭ) будет приходиться приблизительно 90% вводов новой генерации. А к 2030 году годовые вводы мощностей ВЭС и СЭС могут достигнуть около 1000 ГВт в год, при этом доля энергии солнца и ветра в мировом энергобалансе приблизится к 50%.

По словам генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Алексея Кулапина, этот тренд подтверждается и российской действительностью.

«Мы тоже наблюдаем ежегодное увеличение вводимой мощности ВИЭ. А прошлый 2020 год стал уникальным для российской энергетической системы – ввод возобновляемой генерации впервые превысил вводы традиционной генерации. Он составил 1,2 ГВт или 127% по отношению к 2019 году. Всего с 2014 года в стране было введено 2,6 ГВт ВИЭ», – рассказал Кулапин во время Невского Экологического Конгресса.

Если сравнивать наши показатели с мировыми, то пока Россия отстает в десятки и сотни раз от западных стран. Но надо помнить, что ВИЭ в России развиваются только последние семь лет, а не с 1990-х-2000-х годов, как во многих Европейских странах.

Так, по данным IRENA, в 2020 году в мире ввели в строй 238 ГВт солнечных и ветровых электростанций. Китай в прошлом году ввел рекордные 136 ГВт, в том числе 72 ГВт ветровой и 49 ГВт солнечной энергии. В Соединённых Штатах было установлено 29 ГВт мощностей ВИЭ, включая 15 ГВт солнечной и около 14 ГВт ветровой энергии, что почти на 80% больше, чем в 2019 году.

Поддержка ВИЭ в России снижается

Кулапин заверил, что Россия поддерживает развитие ВИЭ.

«Мы работаем над увеличением использования солнца и ветра, помимо гидроэнергетики, как в промышленных масштабах, так и в частных домовладениях. Зачастую именно ВИЭ лучше всего подходят для удаленных и изолированных районов. Одна из задач – экспорт наших технологий. У нас есть заводы, выпускающие комплектующие для солнечных панелей и ветровых установок. Наше оборудование уже стало поставляться на экспорт», – рассказал он.

Стоит отметить, что общий объем новой программы государственной поддержки ВИЭ в России (ДПМ 2.0) был снижен и составляет 360 млрд рублей до 2035 года, хотя большинство экспертов сходились на том, что ниже 400 млрд рублей выделять нельзя. Предполагается, что к 2035 году за счёт развития отрасли в России будет введено более 12 ГВт мощностей генерации.

«Сейчас разрабатывается программа ввода новой ВИЭ-генерации до 2035 года. Мы исходим из того, что с 2036 года сфера ВИЭ будет полностью конкурентоспособной и бездотационной. Такое принципиальное решение принято», – заявил Кулапин.

По словам старшего советника «Беллоны» в Мурманске Юрия Сергеева, чтобы возобновляемая энергетика в России успешно конкурировала с традиционной генерацией, нужен долгосрочный рынок «зеленой» энергии. А он еще не сформировался окончательно – поставщиков и потребителей мало, и они разбросаны по всей стране.

Он отметил, что российские планы в отношении ВИЭ достаточно скромные на фоне большинства остальных стран, не являются амбициозными и не способствуют максимально эффективному раскрытию потенциала возобновляемой энергетики в России.

Тем не менее, «Беллона» приветствует меры по стимулированию развития «зеленой» энергетики, принимаемые в последние годы правительством России. Стоит отметить, что отрасль ВИЭ в стране сформирована, есть рынок, который показывает небольшой, но стабильный рост.

«Я не думаю, что хоть кто-то может сейчас предположить с 100% вероятностью, что будет с отраслью в 2035 году. Да, сейчас говорят, что после поддержки не будет, но я уверен, что этот вопрос будет обсуждаться по мере приближения срока окончания поддержки», – выразил надежду эксперт «Беллоны».

Эксперты Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) тоже уверены, что, хотя объем финансовой поддержки ниже, чем нужно, в целом программа позволяет надеяться на развитие отрасли, так как «по многим сложным «развилкам» найдены все компромиссы и здравые решения».

Во время специального бриффинга директор АРВЭ Алексей Жихарев подчеркнул, что своевременное принятие программы оказалось очень важным для дальнейшего развития ВИЭ в стране.

«Основная победа, которую нам удалось одержать – это сроки объявления второй программы, именно вокруг них и велись основные споры. Несмотря на то, что некоторые федеральные органы власти считали, что решение стоит принимать ближе к 2025 году, важно было сейчас сказать инвесторам, что рынок в России будет, дать им стимул инвестировать в те производства, которые обеспечат проекты в том самом 2025 году. И это удалось сделать. Сейчас есть достаточно времени, чтобы подготовиться к новым этапам строительства, произвести необходимое оборудование», – рассказал он.

Будущее за водородом

По словам Алексея Кулапина, помимо ветра и солнца в будущем большое внимание также будет уделяться водородному топливу. Мировые агентства дают очень широкий диапазон оценок глобального спроса на водород: они колеблются от десятков миллионов до почти 700 млн тонн в год к 2050 году.

Сегодня в мире осуществляется более 200 водородных проектов. Около 80% из них приходится на страны Азии, ЕС и Австралию. Эксперты также рассматривают водородную энергетику как энергетику переходного периода и рассчитывают на то, что России удастся занять значительную долю в глобальном рынке водорода, который сейчас находится в стадии формирования благодаря ряду преимуществ в сфере производства и экспорта водорода.

Речь, в первую очередь, идет о недозагруженной электрогенерации, географической близости к потребителям, наличии базовой транспортной инфраструктуры. В прошлом году в России была разработана дорожная карта по развитию водородной энергетики, в рамках которой подготовлен проект концепции развития такой генерации.

По экспертным оценкам, потенциальный объем экспорта водорода из России может составить 10-20% от международного рынка торговли водородом. В Энергетической Стратегии закреплены показатели от 2 млн тонн в 2025 году до 7 млн тонн в 2035, а также спрогнозированы объемы до 33 млн тонн в 2050 году. Все будет зависеть от декарбонизации мировой экономики и влияния этого процесса на спрос на водород.

«Игнорировать энергетический переход нельзя. Россия это понимает и стремится внести вклад в декарбонизацию и снижение глобальных целей на пути к безуглеродности мировой энергетики», – заверил гендиректор РЭА.