News

Битва за заповедники: удержать границы

Бештаугорский заказник
Бештаугорский заказник
mpr26.ru

Опубликовано: 14/05/2021

Автор: Елена Ростовская

Ставропольские депутаты направили в Государственную Думу законопроект, позволяющий менять границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К чему приведет эта инициатива, и почему эксперты, общественность и ученые выступают против нее?

«Хранилище генофонда»

Ставрополье – уникальный край, славящийся редкими видами растений и животных. Благодаря своему биоразнообразию регион занимает особое положение среди других субъектов России «как один из самых ёмких хранителей растительного генетического фонда».

Сегодня на территории Ставрополья более ста особо охраняемых природных территорий: 41 государственный природный заказник, 65 памятников природы и одна озелененная лесная территория. Чтобы сохранить всё это природное богатство, по мнению ученых, ООПТ должно стать больше. Для этого Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края ещё в 2008 г. разработало «Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий», согласно которой было запланировано увеличить их площадь в крае в три раза по сравнению с нынешней – до 335 тыс. га.

Особо охраняемые природные территории с давних пор привлекают внимание местных властей. Но заповедные земли интересны им не как объекты почитания и защиты, а как места потенциального строительства.

Около года назад губернатор Ставропольского края подписал пакет постановлений, которые позволяют «взять в оборот» нескольких ООПТ: Бештаугорский заказник и памятники природы регионального значения – горы Машук, Бештау и Змейка.

Власти планируют вывести из-под статуса ООПТ в общей сложности около 200 га земли. Делается все это ради строительства туристического развлекательного комплекса, который будет включать в себя аквапарк, спа-центр, купальни и автомобильную дорогу.

Как требует законодательство, по проекту были проведены общественные слушания. Однако, по словам местных жителей, попасть на них было непросто. Большую часть аудиторий заняли депутаты, чиновники, учителя, директора школ. «Это походило на застолье с тостами, где депутаты и чиновники расхваливали друг друга и проект, – рассказали журналистам участники движения «Настоящий Пятигорск». – На следующий день после слушаний краевые власти заявили, что жители региона единодушно одобрили проект».

Однако слушаниями дело не закончилось. Планы освоения заповедных территорий получили негативную оценку местных экологов и надзорных органов и обернулись настоящей «битвой титанов»: постановления губернатора Ставропольского края опротестовал краевой прокурор. Протест этот губернатор отклонил без объяснения, поэтому прокуратура обратилась с иском в суд.

Сразу с несколькими коллективными исками в суд обратились и местная общественность. Люди требовали признать несоответствующей федеральному законодательству формулировку краевого закона, согласно которой особо охраняемая природная территория может «утратить свой правовой статус».

Результатами разбирательств стала отмена апелляционным судом краевой нормы по изменению границ особо-охраняемых территорий. А в январе 2021 года Ставропольский краевой суд удовлетворил коллективный иск 130 жителей Минеральных вод о запрете изменения границ Бештаугорского заказника и исключения из него земель.

В итоге попытка изменить законодательство об особо охраняемых территориях Ставропольского края на местном уровне оказалась неудачной. Однако власти региона мириться с проигрышем не пожелали. Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что планирует создать прецедент. На вопрос местных журналистов он ответил, что власти региона хотят оспорить это решение и довести его рассмотрение до высшей судебной инстанции.

«Идёт оспаривание вопроса, связанного с ликвидацией особо охраняемых природных территорий. В случае нашего окончательного проигрыша, снимем восьмой пункт краевого закона – параметры ликвидации таких территорий», – заявил губернатор.

«Не удалось в регионе, пойдем выше…»

После неудавшихся попыток изменить местное законодательство, власти Ставрополья решили «усовершенствовать» законодательство федеральное. Постановление о законодательной инициативе ставропольских депутатов было подписано председателем краевой думы Геннадием Ягубовым 12 апреля, а уже 16 апреля зарегистрировано в Госдуме РФ.

Как следует из пояснительной записки, законопроект вносится по инициативе Губернатора Ставропольского края и «разработан в целях установления оснований и процедур изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения».

В пояснительной записке к документу ставропольские парламентарии утверждают, что за последние 60 лет региональные ООПТ серьезно изменились: «часть из них уже потеряли свое экологическое, научное и любое другое значение».

Депутаты сетуют, что федеральный закон «не содержит норм, определяющих основания и процедуру изменения границ ООПТ регионального значения», и предлагают дополнить Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» статьями 23.1 и 26.1, которые позволят менять границы государственных природных заказников и памятников природы регионального значения.

Инициированные на Ставрополье поправки кроме всего прочего предполагают исключить из состава ООПТ земли, если на них расположены «природные комплексы и (или) объекты, в отношении которых осуществление мер охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно без сохранения режима особой охраны». Или размещены объекты «рекреационной инфраструктуры». При этом делается важная оговорка, что окончательное решение принимает «высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ».

Опасный прецедент

По словам ведущего специалиста Национального экологического комитета Андрея Фокина, попытка ставропольских депутатов продвинуть свой законопроект через федеральный уровень «может вызвать цепную реакцию со стороны других регионов, где уже не раз пытались изменить границы ООПТ в интересах различных коммерческих структур».

По мнению экспертов, если поправки к закону будут приняты, это развяжет руки властям и позволит лишить охранного статуса любую природную территорию. «Критерии для этого четко не обозначены, что оставляет широкий простор для трактовок», – считает помощник прокурора Ставрополья Юрий Глазков.

Ситуация с границами особо охраняемых территорий в Ставропольском крае вызвала большой общественный резонанс. Большое количество обращений по этому вопросу поступило в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Общероссийский общественный орган рассмотрел обращения на одном из своих заседаний и сформулировал позицию.

Последнюю законотворческую инициативу ставропольских депутатов правозащитники сочли недопустимой. Об этом в своем письме на имя Председателя Госдумы Федерального Собрания РФ Вячеслава Володина написал председатель комиссии по экологическим правам СПЧ Сергей Цыплёнков.

Как следует из письма в адрес Володина, «есть основания полагать, что внесение законопроекта связано с попытками органов власти Ставропольского края исключить из особо охраняемых природных территорий, расположенных в районе Кавказских минеральных вод, часть территорий для вовлечения их в интенсивную хозяйственную и рекреационную деятельность».

По мнению представителей Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека (СПЧ), «в представленной редакции Законопроект противоречит действующему законодательству, приведет к разрушению особо охраняемых природных комплексов, нарушению международных обязательств России и не должен быть принят…»

Эксперты ссылаются на результаты экспертизы проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и подчеркивают, что предложенный законопроект противоречит самому Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».

По словам члена СПЧ Наталии Евдокимовой, автора экспертизы законопроекта, ставропольская инициатива опасна тем, что «принятие этого законопроекта приведёт к установлению необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения норм».

Если сформулировать проще, то оно позволит региональным чиновникам просто вырезать любой кусок понравившейся им заповедной земли.

Кроме того, по мнению представителей СПЧ, законотворческая инициатива содержит коррупциогенные факторы: отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий…

Эксперты выражают опасение, что хозяйственная деятельность на землях ООПТ попросту «раздробит» места обитания животных на части и нанесет вред уязвимым экосистемным комплексам особо охраняемых природных территорий, а прокладка через них дорог приведет к ослаблению их охраны и увеличению количества нарушений их режима.

Перечисляя многочисленные претензии к тексту ставропольской законодательной инициативы, представители СПЧ просят депутатов Госдумы не поддерживать этот проект:

«В последние годы экологические проблемы вызывают все большую обеспокоенность граждан России и есть основания полагать, что принятие Законопроекта в части установления возможности изъятия земель государственных природных заказников и памятников природы может повлечь за собой серьезные нарушения экологических прав граждан, и, соответственно, еще более массовые выступления(…)

Многие российские заказники и памятники природы находятся под угрозой изъятия в целях реализации природоразрушающих проектов, и законодательное закрепление возможности изъятия земель национальных парков многократно усилит воздействие на эти территории…»