Мосты для диких пешеходов

Wildlife_overpass_Trans-Canada_Hwy_between_Banff_and_LakeLouise_Alberta Экодук в национальном парке Банф, Канада Фото: WikiPedant

Разработанный в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» государственный стандарт стал первым отечественным нормативно-техническим документом, регулирующим устройство специальных дорожных переходов для животных.

Экодуки, или как еще называют «биопереходы», «биологические коридоры» – это искусственные дорожные сооружения в виде мостов, труб или тоннелей. По мнению экспертов, благодаря этим конструкциям, безопасность повышается не только для лесных жителей, но и для водителей, которые, как показывает статистика, тоже страдают от неожиданных столкновений с дикими животными. По экспертным оценкам, число наездов на животных в общем количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП) составляет не менее 2%, а число погибших – 2 человека на 100 столкновений с животными.

Документ, разработанный «Автодором», устанавливает «требования к размещению и обустройству специальных сооружений для перемещения диких животных через дороги общего пользования для снижения их гибели и рисков дорожно-транспортных происшествий при столкновении». Приведены в документе и примеры экодуков, которые могут быть построены на территории России.

Мосты для жаб, хомяков и червей

Идея того, что при строительстве дорог должны быть сохранены пути миграции животных и места их постоянной концентрации, впервые была реализована в Европе более 70 лет назад.

Первые экодуки были построены во Франции в 1950 г.

Чуть позже и другие государства, в том числе, Нидерланды, Швейцария и Германия построили на своих территориях специальные переходы для животных. Дальше всех пошли Нидерланды – там начали сооружать водные экодуки для рыб, а также переходы для жаб и даже червей. Эти меры стали частью глобального проекта «Больше пространства природе». Во Франции все экодуки являются частью национальной «зелено-голубой» экологической сети. Эти сооружения получили в европейских странах статус «экомостов с высокой экологической функциональностью».

Конструирование и строительство экодука, несмотря на внешнюю простоту, предполагает целый цикл мероприятий – от изучения экосистемы и видового биоразнообразия территории до разработки дизайна и проведения консультаций с общественностью. На Западе даже существует понятие «экологической инженерии» с методиками и целым инструментарием «фаунистического оборудования». По словам ведущего научного сотрудника кафедры общей экологии и гидробиологии МГУ Дмитрия Кавтарадзе, при возведении таких объектов нужно учитывать не только удобство их расположения для людей, но и привычки диких животных.

Продвинутые варианты экодуков построены не просто как проходы, чтобы преодолеть препятствие, а как часть «зарезервированного» природного пространства. Сооружение должно оставаться естественной частью ландшафта, а животные в идеале не должны воспринимать его как искусственную конструкцию, построенную людьми или возникшую в результате их деятельности (сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и т.п.). Основная цель создания экологического «трубопровода» состоит в том, чтобы популяции диких видов, разделенные из-за человеческой жизнедеятельностьи, снова были связаны друг с другом, и чтобы они могли перемещаться для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

В первую очередь сооружение экодуков направлено на поддержание размеров популяций видов, которым угрожает экологическая фрагментация или исчезновение.  К примеру, создание речных экодуков сыграло важную роль для восстановление численности лосося, форели, колюшки, угря, миноги и др.

Некоторые виды экодуков нацелены на восстановление не только отдельных видов, но и целых биоценозов – совокупности видов, населяющих определенную территорию. Большинство крупных экологических трубопроводов спроектированы, размещены, построены и управляются таким образом, чтобы они могли использоваться большим количеством видов, причем одна из трудностей заключается в том, чтобы безопасно пропускать через них виды-жертвы и питающихся ими хищников. А некоторые типы экодуков разработаны специально для конкретных видов или групп, находящихся под угрозой исчезновения.

Существуют как наземные, так и подземные экодуки, которые проходят под или над элементами транспортной инфраструктуры. В некоторых случаях, по практическим или экономическим причинам, экодук представляет из себя «смешанный пешеходный мост», по которому могут передвигаться не только лесные обитатели, но и люди – пешеходы, велосипедисты, наездники. Ученые говорят, что такой подход менее эффективен для представителей крупной фауны, но является хорошим вариантом для переходов беспозвоночных и мелких млекопитающих – червей, жаб, хомяков и барсуков. Такого типа сооружения называют ломбридуками, и они активно используются во Франции, Бельгии и Германии.

Простейшие экодуки сооружаются над дорогами для перемещения белок – они получили распространение в Японии и в Великобритании. Существуют также специальные проходящие над автотрассами экодуки для летучих мышей – хироптеродуки, предотвращающие столкновение этих мелких млекопитающих с автомобилями.

Кроме всего прочего сооружение экодуков полезно с научной точки зрения. Большинство этих конструкций как правило оснащают автоматическими датчиками и камерами, которые позволяют фиксировать перемещения и численность представителей того или иного вида. Масштабное исследование, проведённое в национальном парке Банф (Канада), показало, что только за один месяц крупные млекопитающие различных видов (среди которых гризли, койоты, лоси, медведи, пумы и волки) прошли около 90 тыс. раз по 24 экодукам особо-охраняемой природной территории.

Экодуки в России

Исследование российского отделения Гринпис и Центра охраны дикой природы показало, что в России нет системной защиты животных от гибели на автомобильных и железных дорогах. Более того, гибель мелких животных никак не документируется, хотя некоторые из них могут исчезнуть: например, локальные популяции серых и монгольских жаб, а также амурских лесных котов, занесённых в Красную книгу. Среди рекомендаций, которые предлагали экологи, было строительство мостов и тоннелей, по которым животные могли бы пересекать дороги.

Эксперты надеются, что введенный с 1 ноября стандарт улучшит ситуацию. В России планируется строить на дорогах одно- или двухкилометровые переходы для диких животных. В месте расположения будет действовать правило, что автомобили проезжают этот участок на минимальной скорости. Планируется вести фотофиксацию и штрафовать нарушителей.

Первый экодук в России планировалось построить под Переславлем-Залесским в Ярославской области при реконструкции участка 115-й – 135-й километр трассы М8 «Холмогоры» (Москва – Архангельск). Начало строительства ожидалось в 2013 году, но оно так и не началось. И только три года спустя в сентябре 2016 года первый российский экодук был открыт на 170-м километре трассы М3 «Украина» в Калужской области.

Переход, ширина которого составляет 52 метра, заполнен почвой и засажен деревьями, а по бокам защищен экраном. Эта конструкция должна защитить животных от шума проезжающих мимо автомобилей. Также на экодуке установлены видеокамеры, позволяющие фиксировать передвижения животных.

Открытие нового для России сооружения прокомментировал тогдашний глава Минприроды России Сергей Донской: «Если мы хотим сохранить животный мир, свежий воздух, леса, то надо предпринимать все усилия. То, что построена современная дорога с учетом всех экологических требований, это, на мой взгляд, и есть еще редкий случай синергии транспорта и экологии, когда одно другому не мешает, а наоборот, помогает».

В ближайшее время в Подмосковье на Центральной кольцевой автодороге войдут в строй три новых экодука. Два подобных сооружения здесь уже действуют, и, как показывают первые месяцы их эксплуатации, количество дорожно-транспортных происшествий с участием животных при переходе через скоростную автотрассу существенно уменьшилось.