News

Нацпарк «Югыд Ва»: до конца месяца должна решиться судьба уникального объекта Всемирного наследия

yugyd-va.ru

Опубликовано: 21/09/2020

Автор: Игорь Ядрошников

Быть или не быть разрушительной золотодобыче на территории уникального уголка северной природы – этот вопрос должен быть решен до конца сентября. Об этом заявил на тот момент врио, а сейчас Глава Республики Коми Владимир Уйба со ссылкой на поручение вице-премьера Юрия Трутнева.

Владимир Уйба заявил: «…Считаю очень важным вывод из юнесковской кабалы [месторождения] «Чудного». «Чудное» никакого отношения, конечно, к «Югыд ва» не имеет, здесь чистая юнесковская история: мол, пусть они это золото не добывают здесь. Поэтому есть жесткое поручение [вице-премьера] Трутнева: до 31 августа Минприроды дает заключение, мы его курируем сейчас, что никакой связи с «Югыд ва» нет, это разные совершенно истории. Границы [нацпарка] 100 процентов будут сдвинуты. И это не просто в добыче дело, это горно-обогатительная фабрика будет».

Разрабатывать золотые прииски на этой территории начали еще в 70-80-ые годы XX века. Однако в 1994 году здесь был создан национальный парк «Югыд Ва» (в переводе с коми «чистая» или «светлая вода»), который в 1995 году вместе с Печоро-Илычским заповедником был занесен в почётный Список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе территории «Девственные леса Коми».

Работы по разведке и добыче золота, естественно, пришлось прекратить. С тех пор золотодобытчики не прекращают попыток вернуться, год за годом стараясь переиграть защитников природы и привлекая на свою сторону государственных чиновников вплоть до правительства РФ.

Отбито как минимум 8 таких попыток, первая из которых была предпринята еще в 1997 году. Тогда Глава Республики Коми Юрий Спиридонов вырезал из нацпарка 200 000 га, в том числе месторождение «Чудное». Однако это решение было отменено Верховным судом Коми.

Примечательно, что золотодобыча в нацпарке продолжалась до 1998 года даже несмотря на охранный статус территории. Удалось остановить ее только решением Государственного комитета по охране окружающей среды (упразднен в 2000 году, полномочия переданы Минприроды).

В последующие годы предпринималось еще несколько безуспешных атак на нацпарк, пока в 2010 году Минприроды все-таки не удалось изъять из его состава территорию месторождения «Чудное» площадью в 1900 га, на которой в 2011 году начались работы по разведке и добыче золота, сопровождавшиеся в том числе взрывными работами. Лицензию на оба вида деятельности еще в 2009 году получило ЗАО «Голд Минералс».

В 2013 году Гринпис подал иск в Верховный суд РФ, по рассмотрении которого земли месторождения были возвращены в состав нацпарка, а все работы были прекращены. Следующей судебной победой стало решение Арбитражного суда РФ, который в 2016 году обязал ЗАО «Голд минералс» освободить участок и провести рекультивацию нарушенной территории.

Однако это решение до сих пор не было выполнено, а попытки различными путями вывести из состава парка территорию «Чудного» (для этого представитель Минприроды даже обращался в ЮНЕСКО) не прекращаются.

Сейчас ситуация выглядит так: восстановительные работы так и не начались, вахтовый посёлок остаётся на своём месте, а Минприроды РФ готовит проект «расширения» «Югыд ва»: из него хотят вырезать 48 000 га вокруг «Чудного», а взамен прирезать совершенно не равноценную территорию, примыкающую к нацпарку с южной стороны.

Более того, в конце месяца может быть принято еще одно решение, ставящее целостность нацпарка под удар. 24 сентября 2020 года откроется осенняя сессия Госдумы РФ, где одним из приоритетов для депутатов будет принятие законопроекта, позволяющего в упрощенном режиме менять (в том числе урезать) границы национальных парков по всей стране. Рискуют пострадать от принятия этого законопроекта большинство национальных парков России.

«Беллона» попросила поделиться своими мыслями на счет ситуации вокруг нацпарка «Югыд Ва» активистов из экологических организаций Коми Республики –  Нину Ананину, представительницу «Экологов Коми», и Ивана Иванова, председателя «Комитета спасения Печоры».

Yugyd Va Credit: yugyd-va.ru

«В Коми ещё не было главы, который бы не хотел, чтобы в парке началась добыча золота. Я и мои коллеги из Комитета спасения Печоры выступаем категорически против этого. Парк – это уникальные природные ландшафты, чистейшие реки, обилие редких и краснокнижных видов животных и растений, – говорит Нина Ананина. – Месторождение «Чудное» находится в самом центре «Югыд Ва», в бассейне реки Кожим. Добыча золота приведет к тому, что будет уничтожена и флора, и фауна. Мы уже видели воочию последствия. В 2011 году на этапе геологоразведки через озеро Грубепендиты и ручей Грубепендишор мутная взвесь попала в реку Балбанью. А река эта, как и ручей, и озеро, до этого были кристально чистыми. Рыбу на глубине 6 метров можно было пересчитать. После попадания взвеси река и водоемы стали настолько грязными, что это зафиксировали даже космоснимки».

С коллегой согласен Иван Иванов: «Золотодобыча [на территории нацпарка] противоречит российскому законодательству и международным обязательствам России, что признано решениями судов, включая Верховный. Разработка золота не отражает никак интересы населения Республики Коми и России в целом.

Сейчас Уйбе предлагают идею как обмануть ЮНЕСКО. Ну кого вы хотите обмануть!? Идея с присоединением куска на юге в компенсацию вырезания «Чудного» глупая и никого не обманет. Эту тему уже изучали и ясно, что обмен неравноценный. В районе Кожима горная тундра, а на юге совершенно другое и не представляет особого биологического интереса.

Учитывая, что с Урала в притоки и саму Печору идёт чистейшая вода, это хоть как-то компенсирует массовое поступление промышленных загрязнений, и всё равно Печора уже не рассматривается как источник питьевой воды. У населения деревень по берегам нет источника чистой воды: река загрязнена, а в скважинах вода тоже не отвечает необходимым требованиям. Золотодобыча, взрывы, работа с опаснейшими химикатами усугубит ситуацию по всей Печоре. Будут и другие последствия, к примеру, пострадают нерестовые участки ценных рыб: хариуса, сига.

И добавим: в России закон Мерфи [все, что может пойти не так, пойдет не так] работает наиболее полно – если что-то в промышленности может плохого случиться, то оно точно случится.

Если посмотреть на заявленные запасы золота с экономической точки зрения, то оно того не стоит. Если добывать, соблюдая необходимые экологические нормы и правила, прибыли толком не будет. Так зачем всё это нужно?».

Нина Ананина: «По оценке геологов, золота там лет на 10. В лучшем случае – на 15. Ради этого губить уникальную природу? Кроме сиюминутной личной финансовой заинтересованности и лоббирования интересов промышленников я других причин не вижу. Налоги с добычи полезных ископаемых уходят в федерацию. Среднее количество работников на руднике составит около 150 человек, и, скорее всего, это будут приезжие из других регионов, потому что за работу в Интинском районе для местного населения предусмотрены северные и районные коэффициенты. А это значительные расходы. Таким образом, сама Инта, с большой долей вероятности, ничего не получит с добычи. Но потеряет. В этом месте начинается один из самых востребованных туристических маршрутов Национального парка – до горы Народы и [горы] Манараги. Развитие Инты, на мой взгляд, возможно за счёт развития малого бизнеса и туризма».

Yugyd Va Credit: yugyd-va.ru

Иван Иванов: «Какие есть пути развития у Инты? Это большой вопрос: нужно думать, обсуждать. Город появился из-за месторождения угля, но он [уголь] плохой, не пригоден для металлургии, и, учитывая мировую тенденцию отказа от угля, нужно срочно решать проблему. Добыча золота ничего не даст. Надо искать другие возможности. В России есть регионы вообще без полезных ископаемых, но живут они неплохо. Нужно стимулировать, развивать самоактивность граждан, чтобы они не сидели и не ждали от кого-то подарков, а начинали что-то делать самостоятельно.

Почему эта возня продолжается? Непонятно кто за этим стоит. Почему такие силы привлекаются, почему Минприроды занимается по сути попыткой уничтожения всемирного наследия – как так? С чего?

Кто был на Приполярной – на Кожиме и Балбанью, те знают, насколько это ранимая невосстановимая природа, ландшафты. В Коми таких мест нет больше. Где у них шкала ценностей, о чём они думают? Я думаю, что всё дело в открывающихся возможностях по распилу бюджетных средств…

Мы не сдаёмся. Будем защищать. Готовимся к публичным акциям. Опыт Шиеса подсказывает, что нужен и контроль на месте – возможно, лагерь. Мы обязаны оставить потомкам хотя бы небольшие кусочки былого природного великолепия».

Накануне прошедших 13 сентября 2020 года выборов Главы Республики Коми председатель Комитета спасения Печоры (КСП) Иван Иванов попросил кандидатов Владимира Уйбу, Виктора Бетехтина, Сергея Пономарёва и Андрея Никитина высказаться по проблеме нацпарка «Югыд ва», по запрету использования старых нефтепроводов и по строительству мусоросжигательных заводов. Ответил только представитель ЛДПР Андрей Никитин, который заявил, что он против изменения границ парка, за решение проблемы нефтяных загрязнений и против строительства МСЗ.