News

Индустрия моды, ты готова меняться?

Опубликовано: 17/09/2020

Автор: Евгения Сергеева

Представьте себе будущее, когда при покупке одежды вы уже не задумываетесь о ее качестве, условиях труда рабочих, этичном отношении к животным и минимизации углеродного следа. Все это учитывается производителем, а сам процесс производства полностью прозрачен. Изготовление нового товара базируется на переработке, регенерации и преобразовании материалов, бывших в употреблении.

Или же можно арендовать необходимую вещь, сдать ненужную в переработку, в очередной раз посетить с друзьями фримаркет, а то и самому попытаться создать из старых ненужных вещей что-то новое и неожиданное (например, сделать оправу для очков из старых виниловых пластинок – это называется апсайклингом). Все перечисленные действия на практике поддерживают цикличность производства, и это отнюдь не заоблачные мечты. Это паттерн зеленой моды. Изменения к лучшему происходят уже здесь и сейчас.

Когда речь идет о медленной моде, мы даже и не подозреваем, что эта индустрия так сильно подвержена изменениям. Эксперты ставят знак равенства между медленной и «зеленой» модой, полагая, что именно этими двумя понятиями определяется идеальная мода, которая не вредит окружающей среде. Сейчас эксперты выделяют следующие направления медленной моды XXI века: экологичная, осознанная и этичная. Концепция экомоды все еще дорабатывается, однако самое главное, что за ней стоит: «зеленая» мода – это забота об окружающей среде, о здоровье людей и этичное отношение к животным.

Конечным продуктом индустрии «зеленой» моды является одежда из органических и перерабатываемых тканей. Ее производство наносит существенно меньший ущерб окружающей среде, нежели производство «традиционных» аналогов, при этом она качественная и долговечная. Самое главное, экоодежда способна практически полностью решить важнейшую проблему индустрии моды – загрязнение окружающей среды, так как ее производство основано на повторном использовании материалов и возможности утилизации конечной продукции.

Почему одежда из пластика не идеальна?

Загрязнение окружающей среды продолжается колоссальными темпами с возрастающей динамикой. Переизбыток пластика наталкивает людей на необходимость его вторичного использования в качестве сырья для новой продукции, подтверждая тем самым перспективность и возможность цикличного производства. Это решение лучшее на данном этапе, но далеко не идеальное.

Как поясняет эксперт в области моды Ольга Джонстон-Антонова, таким образом все равно не удастся избежать попадания микропластика в окружающую среду. Для производства нитей из вторичного сырья, смешиваются переработанный пластик и базовое волокно. Готовое изделие является источником микрочастиц пластика, которые неизбежно попадают в окружающую среду, причем не только после его утилизации, но и при использовании.

Именно поэтому первостепенной задачей является отказ от пластика, несущего вред всему живому на планете. Только после этого появится и перспектива ликвидации микропластика. Пока технологии не позволяют нам совершить резкий скачок, однако уже сейчас мы в силах создать основу будущей замкнутой системы производства.

Джонстон-Антонова отметила американскую компанию «Mango Materials», которая пытается решить экологические проблемы индустрии моды. Компания размещает свои заводы вблизи источников метана – свалок, очистных сооружений, сельскохозяйственных объектов. Из вырабатываемого этими объектами метана производятся биополимерные гранулы, использующиеся для последующего производства одежды, текстиля, мягкой упаковки, пакетов и предметов из твердого пластика.

Процесс основан на жизнедеятельности древних бактерий – метанотрофов. Поглощая метан, они выделяют базовый полимер, рецептура которого адаптируется под различные нужды. Если такой «природный пластик» случайно попадает в окружающую среду, он становится частью естественного углеродного цикла. Плюс ко всему, использование метана в качестве исходного материала способствует недорогостоящему, легко масштабируемому процессу производства.

Плохая, хорошая переработка

По данным Гринпис, каждый год в мире производится 100 млрд единиц одежды. Объём отходов индустрии моды, в том числе нераспроданной одежды, достигает 92 млн тонн. Большая часть этого «мусора» отправляется на свалку, несмотря на то, что текстиль поддается почти стопроцентной переработке.

Проблема здесь состоит в том, что перерабатывать текстиль зачастую невыгодно, поэтому многие коммерческие компании не берутся за его переработку, в отличие от того же пластика.

Согласно статистике фонда «Второе дыхание», 2-7% ТБО на мусорных полигонах – это текстиль, поэтому развитие раздельного сбора ненужной одежды крайне важно для всей системы РСО. Превращение поношенных вещей в новые материалы исключает их присутствие на свалках, где они могут разлагаться более 200 лет.

Что же происходит с одеждой, попадающей в контейнеры? Процесс начинается с сортировки. Сначала отсеиваются вещи в хорошем состоянии – они направляются в секонд-хенды и благотворительные организации.

Потом подходит очередь того, что идет на переработку. Из трикотажа получается ветошь, которая затем используется во многих отраслях, в частности в строительстве или работе типографий, поскольку она отлично подходит для уборки и для ухода за оборудованием. Натуральные и синтетические ткани претерпевают процесс разволокнения, то есть измельчаются. Такое регенерированное волокно используется в производстве шумо- и теплоизоляторов, наполненителей для матрасов. Остальные вещи передаются дизайнерам для апсайклинга, в ходе которого получаются уникальные обновки.

Однако 10-40% собранных вещей все же оказывается на свалках. 10% – это результат фонда «Второе дыхание». Большинство же компаний, занимающихся раздельным сбором одежды, по экспертным оценкам фонда, отправляют на свалку до 40% текстиля, поскольку у них отсутствуют мощности по его переработке.

Именно поэтому мы не можем сдавать в контейнер одежду, ранее купленную нами в супермаркете, и при этом думать, что спасаем планету. Надо признать, что быстрая мода стимулирует рост свалок, и уйти от этого можно, только если покупать одежду, которую можно переработать полностью.

Как купить правильную вещь

Для того, чтобы потребитель был уверен, что те или иные «зеленые» стандарты были соблюдены в процессе производства, существуют специальные сертификаты, которые выдаются только компаниям, выполняющим четко регламентированные требования. Система сертификации медленной моды находится на этапе становления, поскольку индустрия только начинает приспосабливаться к постулатам устойчивого развития.

Одним из наиболее известных стандартов сертификации «зеленой» продукции является Global Recycle Standard (GRS), или же Глобальный стандарт вторичной переработки. Сертификат GRS подтверждает, что компания ведет полный учет использования химических веществ, энергии, потребления воды и очистки сточных вод, включая утилизацию шлама. Среди регламентированных параметров есть температура и pH сточных вод, а также их ХПК и БПК (химическое и биохимическое потребление кислорода соответственно). Кроме того сертификат гарантирует, что в процессе производства не используются химикаты, перечисленные в GOTS (Global Organic Textile Standard – Глобальный стандарт органического текстиля), а также запрещенные GRS. Существует и обширный раздел, касающийся соблюдения прав рабочих.

Стоит отдельно сказать о сертификате GOTS. Стандарт гарантирует органический статус текстиля, начиная со сбора сырья и экологически и социально ответственного производства и заканчивая готовой продукцией. Целью является предоставление надежных гарантий потребителям. Стандарт охватывает переработку, изготовление, упаковку, маркировку, торговлю и распределение всего текстиля с содержанием сертифицированного органического натурального волокна не менее 70%.

vintage secondhand Винтажный секонд-хенд Credit: Blondinrikard Fröberg

Товары, экологичность которых подтверждена данными сертификатами, постепенно появляются и в России. Так, в интернет-магазине «ЭкоТкани» представлены сертифицированные экологически чистые натуральные материалы, которые так популярны на Западе. Интерес к ним проявляют не только экоактивисты, но и начинающие дизайнеры, молодые мамы. Все они формируют новое поколение с активной жизненной позицией. Конечно, пока что крайне сложно встретить сертифицированную продукцию в привычных для нас магазинах, но начало уже положено.

Однако все не ограничивается одеждой или другими товарами для конечного потребителя, иногда речь может идти о волокне или иных составляющих, из которых затем изготавливается готовая продукция.

Один из примеров – уникальное волокно ECONYL (Эконил), представляющее собой регенерированный нейлон – материал вторичного использования. Система регенерации начинается со сбора отходов, таких как рыболовные сети, отходы ткани, ковровое покрытие и промышленный пластик, со свалок по всему миру и из океана. Далее эти отходы сортируются, очищаются и перерабатываются в гранулы, после чего при температуре более 300 градусов создается новое нейлоновое волокно. Благодаря процессу регенерации и очистки нейлон возвращается к первоначальному состоянию, не утрачивая при этом качества, а поэтому его можно перерабатывать бесконечное количество раз. Восстановленный нейлон затем преобразуется в ковровую и текстильную пряжу.

Итак, как же потребителю понять, что одежда, которой он собирается отдать предпочтение, экологичная? Как ответила Анастасия Приказчикова, эксперт в данной отрасли, «необходимо изучить бренд, какие ткани используют, есть ли сертификаты у этих тканей – Global Recycle Standard, Global Organic Textile Standard, где находится производство, кто и как делает одежду, что они делают с отходами производства и т.п.».

Задавать вопросы бренду просто необходимо, ведь если нечего скрывать, с вами с радостью поделятся информацией. Да, придется провести небольшое расследование, но при этом вы сможете убедиться в экологичности продукции, которую вы хотите приобрести.

Также вы можете поддержать рынок вторичной продукции. Тем более, что кроме «обычных» секонд-хендов, рассчитанных на массового потребителя, появляется все больше таких, которые специализируются на одежде премиум-класса, а также на продаже винтажных редких вещей, многие из которых единственные в своем роде.

Порой при выборе одежды мы не думаем ни о чем другом, кроме как о стоимости и соответствии текущим трендам или нашим личным предпочтениям. Самое важное – помнить, что от выбора каждого из нас зависит настоящее и будущее.