«Зеленый» бизнес-рецепт от экономических болезней

renewable wind energy office

Совсем недавно свои рекомендации о «новых путях выхода из кризиса» озвучил Римский клуб. Истории и очерки российского сборника «Зеленые» решения для бизнеса», выпущенного движением ЭКА на платформе Kapoosta.ru, созвучны рекомендациям мировых экспертов и при этом «стоят ногами» на российской почве.

Внимание к экологической составляющей любого производства возрастает с каждым годом. Для многих стран «зеленое» предпринимательство, приносящее не только прибыль, но и пользу окружающей среде и обществу стало нормой.

«Экологичность – новый тренд, глобальный и локальный одновременно, – считает Светлана Герасимова, один из авторов сборника, руководитель Школы корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития «Московская международная школа бизнеса «МИРБИС».

По ее мнению, уже сейчас становится очевидно, что подходы к ведению бизнеса as usual («как обычно») с максимизацией только экономического эффекта, пересматриваются во всем мире: «Заявления руководителей крупнейших компаний, что цель бизнеса не только в зарабатывании прибыли, что бизнес должен позитивно влиять на мир, и что стоит снижать производство товаров, негативно влияющих на общество и окружающую среду, звучат все увереннее».

Эксперты констатируют – внедрение принятых в международной практике «целей устойчивого развития» еще не получили широкого распространения в российской бизнес-среде. Но тем заметнее «зеленые» компании на фоне остального российского бизнеса: они серьезно трансформируют всю цепочку создания добавленной стоимости – от сырья, поставщиков, производства, дистрибуции до утилизации.

Авторы сборника «зеленых» решений обращают внимание на то, что лучшие практики устойчивого развития становятся триггером изменений: для начала позволяют честно вскрыть накопившиеся проблемы и проанализировать их последствия, затем – выйти на новый уровень осознания, сформулировать новые ориентиры. И не напрасно: в России растет запрос на экологичную продукцию со стороны и потребителей, и инвесторов, и государства.

Инициаторы создания сборника не ограничиваются теоретическими рассуждениями, в нем собраны практики снижения экологического следа от компаний «Оптиком», Adidas, UPM, Leroy Merlin, «Яндекс Лавка», «ВкусВилл», IKEA, SPLAT, Unilever, «Буше», ЗМ, Ресторанный холдинг «Тигрус».

Представленные в издании примеры доказывают, что внедрение экологичных практик в деятельность любой компании не только благотворно влияет на окружающую среду, но и приносит финансовую и репутационную выгоду владельцам бизнеса.

«Выход сборника именно сейчас может оказаться особо актуальным, потому что в нём очерчены контуры востребованных бизнес-моделей будущего. Именно кризис может помочь радикально изменить устоявшуюся стратегию, почувствовать запросы клиентов и реализовать новые возможности! Водо- и энергосбережение, снижение транспортных расходов, построение устойчивых цепочек поставок значительно снижает затраты и целый спектр управленческих рисков», – говорит координатор проекта Kapoosta Марианна Карельская.

Систематизируя «зеленые» подходы к бизнесу эксперты формулируют принципы экономики замкнутого цикла – “5R”: уменьшение энерго- и материалоемкости (reduction), замещение невозобновляемых ресурсов возобновляемыми (replacement), восстановление нужных компонентов из переработанных отходов (recovery), рециркуляция отходов (recycling) и многократное использование продукции (reuse).

Также в ход идут три критерия (“3Р”) – стандарта устойчивого управления проектами (Green Project Management). People – социальные критерии, определяющие трудовые практики, права человека, этичное поведение, воздействие на общество и клиентов. Profit, или экономические критерии – окупаемость проекта, гибкость бизнеса, воздействие на процветание и стимулирование экономики. Немаловажны и экологические показатели (Planet) – транспорт, энергия, вода, потребление и отходы.

В сборнике «зеленых» решений для российского бизнеса рассматривают восемь аспектов экологичного развития: углеродный след, инфраструктура, обращение с отходами, водо-, энерго- и теплосбережение, сокращение негативного воздействия транспорта, экопросвещение и ответственные закупки.

К примеру, уменьшать углеродный след компании предлагается за счет теплоизоляции зданий, перехода на использование энергии из возобновляемых источников, просвещения. Также предлагается, когда это возможно, проводить встречи и конференции в режиме онлайн, сокращая благодаря этому использование личного автотранспорта, а значит и соответствующих выбросов. Другой способ добиться этого – поощрять использование сотрудниками велосипедов, самокатов или общественного транспорта.

Успешным примером в данном направлении считается ресторанный холдинг «Тигрус». Углеродный след ресторана формируется за счет следующих показателей: используемые ингредиенты, вода, энергия, отходы и упаковка. Несколько лет назад плиты в ресторанах были заменены на индукционные, чтобы перестать бессмысленно прогревать воздух. Помимо этого минимизировали использование пластиковой упаковки, заменили всю упаковку для доставки пиццы и хачапури на коробки из переработанного сырья, цветные салфетки заменили крафтовой бумагой. Сервис компании Doggy Bag помогает сократить образование пищевых отходов на 1,625 т продуктов только за последние 4 месяца. Кухня работает по принципу zero waste, стараясь не использовать то, без чего можно обойтись.

Hu5dzvggEO0

«Еще один способ – использовать возможности «углеродного рынка», – рассказывает один из авторов сборника, генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. – В  мире есть достаточное количество проектов, благодаря которым сокращаются выбросы парниковых газов, есть признанные мировые углеродные стандарты для квалификации таких проектов как углеродных, и есть компании, которые эти сокращения покупают для компенсации своего углеродного следа. В России на данный момент таких программ нет. Но даже без помощи государства можно создать углеродный стандарт, которому все будут следовать. Нужно разработать его критерии, подтвердить у известной профильной организации, например, Carbon Trust, и компании смогут унифицировать и компенсировать свои следы. В итоге будет сформирован реестр для верификации этого стандарта».

В качестве решений для строительства и экоофиса в сборнике предложены такие показатели как оптимальный расход ресурсов, комплексный подход к оценке самого объекта с учетом его долгосрочной эксплуатации, безопасность материалов, удобство для человека и здоровая среда, экологическая осознанность сотрудников и клиентов.

В список «зеленых» стандартов входит и организация прилегающей территории. В том числе – транспортная инфраструктура, безопасные парковки для велосипедов и самокатов, бесплатные парковки для каршеринга, велошеринга и пр. Также важно, по мнению экспертов, учесть эффект острова тепла – снизить площадь плоскостных парковок, которые занимают много места и покрыты асфальтом, усиливающим нагрев окружающего пространства – их лучше заменить озелененными местами для отдыха.

Хороший пример «зеленого» офиса демонстрирует Adidas. Большая велопарковка на входе и расположение офиса в зеленом районе Москвы, комфортном для езды на велосипеде. Есть лестница в центре офиса как альтернатива лифту. Душ для сотрудников, которые приехали в офис на велосипеде. Дорожки с резиновым покрытием для самокатов в самом офисе, стеклянные доски вместо флипчартов для экономии бумаги. Энергосберегающий режим для электроприборов (отключение энергии после 22:00, сенсорные датчики в переговорных и туалетных комнатах), двусторонняя печать, сбор макулатуры, раздельный сбор отходов, многоразовая посуда в чайных комнатах, кружки из переработанного пластика, напитки в стекле вместо пластика, молоко на розлив в  стеклянных кувшинах, сахарницы вместо порционного сахара, комфортные условия работы: много места для личного пространства, возможность сменить локацию, шумопоглощающие панели. Натуральный ароматизатор вместо аэрозолей в туалете, диспенсер с мыльной пеной вместо жидкого мыла, бумага из вторичного сырья, рекомендации использовать только одно бумажное полотенце, сокращение транспортного следа компании и т.п.

И если с офисами и сферой обслуживания все более-менее понятно, то с производством в России гораздо сложнее. Особенно, если дело касается ресурсных производств. Однако, как пишут авторы сборника, ничего невозможного нет. Приводится пример одного из ведущих мировых лесопромышленных концернов UPM с ежегодным оборотом около 10 млрд евро.

Еще в 1996 году UPM разработала собственную систему отслеживания источников происхождения древесины. Подход объединил систему оценки качества по стандарту ISO 9002, систему экологического управления по стандарту ISO 14001, системы сертификации по стандартам FSC (Forest Stewardship Council) и PEFC (Program for the Endorsement of Forest Certifi cation schemes). В 1999 году было положено начало оценке экологической устойчивости поставщиков целлюлозы. Сегодня UPM работает более чем с 200-ми поставщиками древесины только в России. Каждый из них по правилам компании проходит ежегодный аудит на соответствие международным требованиям. Помимо этого компания снизила потребление воды и энергии, минимизирует отходы, взяла под контроль заботу о безопасности сотрудников на рабочем месте и влияние на сообщества, где ведется деятельность UPM.

«Мы, как и представленные в сборнике компании, понимаем, что ориентация бизнеса на «озеленение» одновременно выгодна и бизнесу, и обществу, – подчеркивает Светлана Герасимова. – Это первые продвинутые практики и эмпирические шаги в направлении осознанного, ответственного потребления и бизнеса, широко понимающего ответственность своих решений и действий «на общество и окружающую среду».

«Только просвещение и социальные инвестиции в местные сообщества позволяют привлекать все более искушенных и ответственных покупателей, способных понимать сложные продукты и услуги, анализировать последствия, – считают авторы «Зеленых» решений для бизнеса», – и, возможно, это дает шанс всему российскому обществу меняться и переходить на качественно новый уровень осознания и развития».

В России пока практически отсутствуют механизмы стимулирования «зеленого» бизнеса, поэтому предпринимателям приходится справляться с новыми стратегическими вызовами самостоятельно. Авторы сборника уверены, что каждая российская компания, независимо от её масштабов и специфики бизнеса, найдет подходящие ей решения из числа успешных практик: «Бизнес во всем мире рассматривается как драйвер подобных позитивных изменений. При развитии предпринимательства и конкуренции эти современные подходы к обеспечению устойчивости могут успешно сработать и в России».