News

Гамбург: зеленый подход к организации городской среды

Sugar Ray Banister

Опубликовано: 13/03/2020

Автор: Анна-Мария Папкова

Юрген Феркель Шуберт, советник руководителя Ведомства по экологии и энергетике Гамбурга, рассказал «Беллоне» о том, как устроена система защиты природных объектов в одном из самых зеленых мегаполисов мира – Гамбурге.

Какова политика Гамбурга в отношении городских ООПТ? (сколько их, планы, программы и т.д.)

– В Гамбурге 9,5 % территории составляют ООПТ.

Политика разумная, в городе есть сенатор по экологии и уполномоченные органы власти. Существует программа землеустройства, определяющая вид разрешенного использования территории. Она дополняется Ландшафтной программой, в которой описывается, что находится на той или иной территории (какие животные, растения и т.д.). Вместе они регламентируют, какие территории и в каких целях могут быть использованы. Программы действуют в течение примерно 20 лет, по истечении которых они обновляются. Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен только в случае разработки новой программы землеустройства или ландшафтного использования.

Существует также закон о компенсации, согласно которому, при строительстве на новых территориях, в результате которого наносится ущерб природе, должны быть созданы новые ООПТ (предпочтительно в том же районе) или, по крайней мере, должна быть предоставлена финансовая компенсация городу.

Если кто-то хочет строить, ему необходим план по застройке, это должно быть в пределах установленных лимитов программы землепользования.

Зачем нужны ООПТ в городе, в какой степени они отличаются от парков и зеленых зон?

– ООПТ относится к очень высокой природоохранной категории. Это не самый высокий уровень – национальные парки подлежат регулированию законодательством ЕС, поэтому осуществлять там изменения еще труднее. ООПТ Гамбурга регулируются законом об охране природы, который является очень обширным и определяет, что именно разрешено в том или ином районе, а что – нет. Планированием и созданием ООПТ занимается Государственный департамент окружающей среды и энергетики – высший природоохранный орган. Парки и зеленые зоны планируются по городским округам. Свои властные структуры – а именно Департамент городского развития –  для этого имеет и Гамбург.

Какие механизмы существуют для охраны природного наследия Юнеско [имеются в виду природные объекты, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО]?

– Охрана природного наследия регулируется законом о природном наследии ЮНЕСКО, который на сегодняшний день представляет собой наивысший возможный уровень охраны. Меры по защите включают в себя: сохранение наследия, сопровождение посетителей, информирование и просвещение, обмен информацией с другими районами.

Каким образом принимается решение за или против создания охраняемых территорий?

– В Гамбурге Сенат принимает решение за или против создания природоохранной зоны, которая, разумеется, должна быть обозначена в программе землеустройства. Существует федеральный закон об охране природы, который регламентирует порядок распределения охраняемых территорий в Германии. Управлением этих территорий занимаются немецкие федеральные земли.

Финансирование создания ООПТ включает расходы на обследование, организацию, обустройство ООПТ, обеспечение режима особой охраны, мониторинг. Это дороже, чем организация обычных парков или нет?

– Это зависит от конкретной зеленой зоны или парка. В целом, после создания ООПТ больше практически не проводится никаких дорогостоящих вмешательств.

Jurgen Forkel-Schubert Юрген Феркель Шуберт на лекции в ИТМО в Санкт-Петербурге. Credit: ITMO News / www.ifmo.ru

Что происходит после создания природоохранной территории? Существуют ли планы управления, что (и почему) необходимо делать?

– Природоохранная зона создается для сохранения участка природы или для улучшения его состояния. Когда принимаются меры по улучшению, измеряются определенные экологические параметры, и определяются обитающие в этом районе виды. Прилагаются все усилия для сохранения качества этого участка.

Проводятся ли экскурсии по охраняемым территориям?

– Да, есть экскурсии в сопровождении рейнджеров. На более крупных охраняемых территориях также расположены информационные центры, где посетители могут ознакомиться с информацией о данной территории и ее особенностях. Инфоцентры могут возводиться городом или природоохранными организациями за счет средств Сената. Если этим занимаются НКО, они обязаны представлять отчеты Сенату и поддерживать общий порядок.

Как взаимодействуют население и природные заповедники, и какова цель этого взаимодействия?

– В прошлом считалось, что население должно иметь как можно меньше контакта с ООПТ. Сегодня общество должно понимать природу, чтобы иметь возможность наслаждаться ею, а для принятия важных решений о разработке дальнейших действий по охране природы очень важна поддержка и понимание со стороны большинства граждан.

В чем заключается самая большая разница между немецким и российским подходами?

– Не знаю, нет знаний о российском подходе.

Каковы аргументы против создания городских природных заповедников?

– В Гамбурге, конечно, высокий спрос на жилплощадь. Желательно, чтобы люди жили в Гамбурге, и чтобы налоги собирал город Гамбург. В то же время необходимо прилагать усилия для сохранения живой природы как можно ближе к людям. Это главное противоречие.

– Изменить какие три вещи в своей жизни Вы бы посоветовали каждому для того, чтобы защитить нашу природу и изменить наш мир к лучшему?

– Езда на велосипеде; походы с детьми на природу, чтобы и Вы, и Ваши дети увидели ценность и необходимость природы; более скромная и умеренная жизнь: не обязательно иметь самую большую машину, и, например, отказавшись от мяса на тарелке, можно сохранить в большей степени окружающую среду на планете для следующих поколений.