News

Ляпы Приморского УПК

Рядом с вырубкой под будущий хаб базируются склады соседнего нефтяного порта.
Рядом с вырубкой под будущий хаб базируются склады соседнего нефтяного порта.

Опубликовано: 20/11/2019

Автор: Лина Зернова

В конце минувшей недели жители Приморского городского поселения Выборгского района Ленинградской области обсуждали проект генерального плана развития своей территории. В публичных слушаниях, прошедших в пяти поселениях, в общей сложности приняло участие порядка 500 человек.

Интерес граждан во многом объяснялся намерениями строительства под Приморском универсального глубоководного порта, против чего они активно выступают вот уже полгода. Однако обсудить толком волнующую тему собравшиеся так и не смогли: в проекте нового генплана универсальный глубоководный порт… отсутствовал.

Вместо порта – красная точка

Все именно так: площадка будущего строительства на рисунке проектировщиков значится как лесной фонд, то есть не предназначена ни под какое строительство. А вместо терминалов, подъездных путей, складских помещений, ЛЭП, подстанций и т.д. и т.п. – красная точка. Ею и отмечено место расположения будущего морского хаба, планирующего переваливать до 70 млн тонн грузов.

– При работе над генпланом мы обязаны учитывать объекты федерального значения, – объяснил присутствующим руководитель проекта, заместитель управляющего директора по проектным и стратегическим вопросам ООО «Научно-исследовательский институт Перспективного Градостроительства» Дмитрий Мареев. – Вместе с тем сообщаю, что документы от заказчика объекта к нам так и не поступили.

Напомним, о создании нового порта было заявлено в феврале нынешнего года на Сочинском форуме. Чуть раньше, в декабре 2018 решением федерального правительства объект был внесен в схему территориального планирования РФ. Затем одобрен к реализации Федеральным агентством морского и речного транспорта и межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области. Включен в Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и пр., пр. О намерениях ООО «Приморского УПК» проектировщики не могли не знать.

Но при столь серьезной поддержке проекта органами федеральной и региональной власти инвестор не перестает удивлять местных жителей, специалистов и даже чиновников необъяснимыми для солидных, уважаемых компаний ляпами.

Пятна на репутации

«БЕЛЛОНА» уже рассказывала, что 1 апреля сего года ООО «Приморский УПК» начал широкомасштабные рубки прибрежных защитных лесов Рощинского лесничества. Без проекта, общественных обсуждений, в нарушение российского законодательства – так до сих пор считают местные жители. Всего арендатор вырубил порядка 260 га леса в районе поселка Ермилово, отчего местное население до сих пор не может прийти в себя.

Еще один незабываемый момент – общественные слушания 24 июля нынешнего года, на которых обсуждалась оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущего порта. На обсуждение граждан инвестор вынес не документ, представляющий научные исследования, оценивающие влияние порта на природу и людей, а … фальсификат. К примеру, в сем «труде» рассказывалось о горных козлах муфлонах, обитающих, якобы, в лесах Выборгского района.

– По существу нам предложили подделку, – говорит адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербурге» Евгений Баклагин. – Информация о  воздействии на окружающую среду морского порта в вынесенных на обсуждение документах отсутствовала. Участники публичных слушаний  не имели возможности удостоверится в допустимости воздействия на окружающую среду и в безопасности строящегося порта. Право граждан участвовать в обсуждении намечаемой хозяйственной деятельности было грубо нарушено, поскольку отсутствовал предмет обсуждения.  Администрация Выборгского муниципального района приняла решение признать проведенные с грубейшими нарушениями  общественные слушания  состоявшимися. Граждане посчитали такое решение незаконным и  обратились в суд с коллективным  административным иском о признании слушаний несостоявшимися. Под иском подписались 43 человека. Считаю, что ООО «Приморский УПК» должен заново провести оценку воздействия на окружающую среду своего проекта и повторно вынести соответствующие материалы на общественное обсуждение.

Муфлоны в ОВОС появились неслучайно. Существует версия, что ООО «Приморский УПК» на момент слушаний не получил от исполнителя результатов научных исследований, поэтому, вероятно, в спешке был вынужден «слепить» отчет из подручных материалов, воспользовавшись ОВОСами других портов.

Остается вопрос – как солидный инвестор допустил подобный ляп? Неужели от избытка в команде высококлассных профессионалов? Сейчас Приморский УПК наводит справедливость через Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти, пытаясь взыскать с АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство», готовившего ОВОС, 336 млн рублей. Но каким бы ни было решение судей, пятно на репутации истца уже не смыть.

Что задумал Приморский УПК?

Сегодня жители пытаются понять: почему инвестор не довел до разработчика генплана информацию об объекте. Присутствовавший на слушаниях заместитель генерального директора ООО «Приморский УПК» по проектированию Дмитрий Темкин стойко игнорировал адресованные ему из зала вопросы на эту тему. Растерянными казались и чиновники-муниципалы. Также ничего не ответил на аналогичный вопрос корреспондента «БЕЛЛОНЫ» директор ООО «Приморский УПК» Андрей Сизов – он просто повесил трубку.

Что же задумал заказчик порта?

Дело в том, что в протокол могут быть внесены кроме замечания и предложений высказанных на публичных слушаниях еще и письменные предложения. Формально ООО «Приморский УПК» может внести предложение в генплан о строительстве нового объекта – универсального перегрузочного порта, и это предложение будет внесено в протокол публичных слушаний, а правительство Ленобласти прислушается к этому предложению и предложит разработчику доработать Генеральный план. Генеральный план будет доработан, строительство порта будет включено в Генеральный план, и в таком виде он будет утвержден правительством ЛО.

– Считаю, что такой сценарий развития будет незаконным, – рассуждает адвокат Евгений Баклагин, – принятие поправки о строительстве порта будет означать, что будет разработан совершенно новый Генеральный план. В результате строительства порта градостроительная ситуация в Приморском поселении кардинально изменится, расчетная численность населения увеличится, как минимум, на 5000 человек, потребуется спроектировать новые объекты социальной (школы, детские сады, поликлиники) и инженерной инфраструктуры. Транспортная же инфраструктура потребует радикальной перестройки – необходимо будет обеспечить трафик в 1700 железнодорожных вагонов в день.

– Новый генплан придется вновь согласовывать со всеми инстанциями, в том числе на федеральном уровне, и выносить на новые публичные слушания, – продолжает Баклагин. – Обычно такая процедура занимает полтора-два года. Вновь потребуются немалые деньги, причем, раскошелиться придется уже заказчику. Словом, ООО «Приморский УПК» вместо того, чтобы воспользоваться случаем и вписаться в рабочий процесс разработки Генерального плана, создал себе новую большую проблему.

– Объяснить такой шаг с точки зрения здравого смысла невозможно, – поддерживает активистка группы «Против порта в Приморске» Лина Епифанцева. – Компания, заявляющая о серьезных инвестициях, в очередной раз делает абсурдный шаг. О каком доверии к инвестору можно говорить? О какой уверенности в завтрашнем дне можно рассуждать, когда неадекватная команда, обладающая колоссальными ресурсами, берется за глобальные проекты? Своими действиями она уже нанесла ущерб как природной среде, так и жизни местных сообществ.

– Вместе с тем портовики должны понять: их игры с генпланом в обход общественных обсуждений не пройдут, – резюмирует активистка. – Мы держим руку на пульсе и при первой необходимости будем обращаться в суд, прокуратуру и другие инстанции.

Жизнь без порта

Новый генплан общественность одобрила (с учетом того, что граждане внесли в документ около полусотни замечаний и поправок). В документе разработчики изложили свое видение Приморского городского поселения без порта. Как подчеркнул в своем выступлении руководитель проекта Дмитрий Мареев, особенности природной среды, близость к Выборгу и Санкт-Петербургу, к границе с Финляндией, памятники культурного наследия обуславливают положительную динамику на побережье туристического, рекреационного потенциала.

С данным выводом экспертов НИИ Перспективного Градостроительства входит в противоречие раздел «Нулевой вариант» уже упоминавшегося ОВОС. Ведь в нем утверждается обратное: в случае отказа от строительства морского хаба Приморское городское поселение обречено на безработицу, депрессию, вымирание…

Лично у меня возникает устойчивое впечатление, что проблемой и самым большим ляпом для Северного берега Финского залива, скорее, является сам проектируемый порт вкупе с методами лоббирующей его команды. Еще одно тому подтверждение: на слушания в Ермилово пришли представители администрации действующего по соседству нефтяного порта-гиганта ООО «Транснефть». Нефтяники заявили, что совмещение угольных и нефтяных потоков в непосредственной близости крайне опасно – если вдруг загорится одно, рванет и другое … Хотя это уже другая тема, требующая отдельного расследования.