News

Антимусорные протесты: теперь в Тверской области

Антимусорный митинг в Вышнем Волочке.
Антимусорный митинг в Вышнем Волочке.
Общественное движение «Нелидово»

Опубликовано: 11/09/2019

Автор: Ирина Андрианова

В августе в населенных пунктах Нелидовского района Тверской области прошли общественные слушания по Правилам землепользования и застройки, на которых обсуждался вопрос выделения участка площадью 42 га под свалку.

Жители везде высказались против. И неудивительно: такая площадь совершенно несоразмерна с населением района (менее 30 тыс. человек). Его потребности в складировании мусора вплоть до сего момента удовлетворял небольшой полигон площадью 6,3 га, действовавший с 1957 года. Но население отнюдь не растет; напротив, по сравнению с советскими временами оно сильно уменьшилось. Возникает резонный вопрос – кому и зачем нужна такая большая свалка?

Даже если предположить, что планируется «межмуниципальный мусорный кластер» на 6 соседних районов (см. ниже), то получается многовато. Для сравнения, пресловутый полигон на станции Шиес, куда планируется свозить 500 тонн московского мусора в год, занимает 300 га. Не хочется выдвигать конспирологических теорий, но, похоже, что для заполнения 42 га понадобится ввозить мусор не только из 6 .

Территория, которую в проекте ПЗЗ предлагается перевести из категории сельхозназначения в категорию земель населенных пунктов с отнесением к зоне СН-2 («размещение площадок складирования и захоронения отходов»), расположена прямо на автотрассе М-9 Москва-Рига, в 300 км от столицы. Дорога отличная: из Москвы можно доехать за 4 часа. Комментарии, как говорится, излишни. Тем более, по мнению местных жителей, это уже не первый случай, когда Москва пытается разместить в Тверской области свои свалки.

wlMIMSUvE64 Планируемая свалка на 42 га обозначена коричневым цветов. Credit: ПЗЗ Нелидовского городского округа

В апреле митинг против ввоза мусора из соседних районов прошел в Вышнем Волочке.

Осенью прошлого года митинговали в поселке Победа Ржевского района: там задумали устроить свалку на 4 близлежащих района. Однако площадь участка – 160 га – заставила жителей заподозрить гораздо больший географический «охват» полигона. С некоторых пор ржевский полигон ТБО стал принимать мусор не только из своего района, но и из Нелидовского. А потом поползли слухи, что туда собираются везти и московский мусор.

И – редчайший в провинции случай (впрочем, после Шиеса удивляться нечему): ржевские власти обвинили губернатора Тверской области в намерении превратить район в свалку. А депутат Тверской областной думы Артем Гончаров объявил о создании движения «Комитет общественного спасения от мусорного геноцида». Мусор сделал невозможное – поколебал единство провинциальной власти.

ZCLrsxBQxSU Территория под свалку выделена коричневым.

Однако проблема так и не решена: отходы по-прежнему девать некуда. На самом деле первоначально межрайонную свалку собирались делать именно в Нелидово (речь шла о 6 районах), но в сентябре 2018 года суд запретил использовать для этой цели старый полигон. 24 августа этого года прошли общественные слушания по проекту его рекультивации. Получается, проект временно перекинули во Ржев, а когда там не получилось – снова вернули в Нелидовский район, только на другую площадку. Старую свалку закроют, но откроют новую, в 6 раз больше.

Официальная информация о мусорных планах крайне скудна (по традиции), что способствует возникновению слухов. Кроме скупой строчки о переводе земли в ПЗЗ – пока ничего. Даже тот факт, что на слушаниях будет обсуждаться столь важный для района вопрос, власти не «популяризовали». «Вопрос к нашим СМИ – почему вы не объяснили людям, что это за слушания? – вопрошает актив общественного движения «Нелидово». – Почему 90% жителей вообще о них не знали?»

Правда, информация публиковалась в муниципальной газете «Нелидовские известия». Но мы-то с вами знаем, в какой неудобочитаемой канцелярской стилистике обычно подаются объявления органов власти (см. сканы объявлений). Нужно быть опытным конспирологом, чтобы, читая между строк, заподозрить неладное. Активисты, как могли, компенсировали информационный вакуум с помощью соцсетей.

В результате люди на слушания пришли и задали вопросы. Правда, ни одного конкретного ответа – о каком объекте идет речь, какой мусор планируется туда завозить, что с этим мусором будут делать – получить так и не удалось. Глава Нелидовского городского округа Владимир Пашедко говорил про мусороперерабатывающий завод, но не назвал ни объемов захоронения отходов, ни способа их переработки, ни инвестора. Конечно, обитателям Нелидово не хочется, чтобы оно превратилосья в мусорную столицу 6 районов. Поэтому везде, где прошли слушания – от деревни Селы (где должна разместиться свалка) до райцентра Нелидово – жители сказали проекту решительное «нет».

miting_v_Vyshnem_Volochke-2 Антимусорный митинг в Вышнем Волочке.

Добавим: нет никаких оснований считать, что мусор будут именно перерабатывать, а не просто складировать. По словам руководителя проектов токсической программы Гринпис России Рашида Алимова, переработка отходов технологически невозможна без организации их предварительного раздельного сбора. Ибо мусор, пролежавший неделю в общем контейнере, для переработки малопригоден. Он сильно загрязнен; начинаются процессы брожения, и выбрать из него полезное вторсырье удается не более чем на 5-15%. Самые передовые европейские технологии позволяют выбрать до 18%.

Вряд ли гипотетический нелидовский завод сможет превзойти лучшие предприятия Австрии и Швеции. Тем более что ни проекта, ни технологии нам пока не раскрывают. Единственный путь, позволяющий рассчитывать на массовую переработку, – это сортировка отходов еще в процессе сбора. То есть – внедрение РСО на уровне муниципальных властей. Но в нелидовском районе прием вторсырья находится в зачаточном состоянии. Есть несколько коммерческих точек по приему металла и макулатуры, есть благотворительная организация, которая принимает пластиковые крышечки. На этом – все. Контейнеры для раздельного сбора здесь существуют только на методических плакатах, которыми украшены районные школы.

Так какое же вторсырье инициаторы проекта собираются перерабатывать в таинственном «мусорном кластере» у дороги Москва-Рига? В лучшем случае – привозное. А в худшем случае привозной мусор будет просто складироваться, потому что так дешевле. К чему это может привести, объяснять не надо. Это и опасность проникновения стоков в грунтовые воды, и распространение отходов по окрестностям за счет ветра и птиц.

mesto_svalki Место, где планируют организовать свалку.

Добавим, что свалка окажется примерно в центре территории средневекового Оковского леса. Он упоминался еще в XII веке Нестором-летописцем в «Повести временных лет» как крупнейший водораздел русской земли: «Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг, а Двина из того же леса вытекает, и течёт на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью протоками в море Хвалисское». Часть Оковского леса ныне имеет федеральный охранный статус Центрально-Лесного заповедника (расположен на стыке Нелидовского и Андреапольского районов).

Возможное негативное влияние полигона на окрестные территории пока никто не исследовал. Впрочем, даже если экспертиза будет проведена (а без нее согласовать проект полигона невозможно), и ничего криминального она не обнаружит, это не исключает извечной проблемы российских строек – нарушения технологических предписаний. Проект может быть великолепным, но мы никогда не узнаем, насколько «близко к тексту» он соблюдается. Ибо ни на стройплощадку, ни на работающее предприятие активистов никогда не пропустят.

Что же дальше? Как известно, общественные слушания в России носят рекомендательный характер. Для дальнейшего согласования ПЗЗ властям нужен лишь сам факт их проведения. Даже единогласное «против» не помешает Нелидовской городской думе утвердить на схеме мусорный кластер. Впрочем, активисты надеются, что решительный протест населения остановит депутатов. Но даже если так и будет, глобальная нерешенность мусорной проблемы пугает. Отходов, особенно в мегаполисах, становится все больше, а внедрение РСО и переработки запаздывает. Очевидно, что руководство крупных городов будет и дальше оглядываться по сторонам, подыскивая в каком-нибудь близлежащем регионе местечко под новую свалку. Регионы, будьте наготове!