Строительство порта-гиганта у Приморска в Финском заливе началось с нарушений закона

7 Вырубка в Балтийском 7 (2) Фото: Мария Масленникова

В мероприятии приняли участие эколог, руководитель Независимой экологической лаборатории общественного контроля Сергей Грибалев, жительница поселка Озерки Приморского городского поселения Мария Масленникова, адвокат Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин, биолог Анна Лосева.

Почему строительство порта-гиганта началось с такими нарушениями российского законодательства? Без обсуждения ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) на общественных слушаниях? Почему работа этого портового комплекса будет угрожать жемчужине Балтийского моря – особо охраняемой природной территории Березовые острова? Об этом и шла речь на пресс-конференции.

IMG_2487 Мария Масленникова: «Поэтому мы строителям нового порта и не верим». Фото: Виктор Терёшкин

Зачистка территории

Первой взяла слово Мария Масленникова:

– В апреле этого года между портом «Транснефть» и поселком Балтийский появились лесорубы, которые полностью уничтожили лес между поселком и терминалом, до некоторых домов осталось около 40 метров полоски деревьев. Дороги разбили лесовозы с закрытыми номерами. Жители забеспокоились. Стали писать всюду жалобы. И получили ответы: не беспокойтесь, никаких нарушений не обнаружено, а вырубка это обычная деятельность арендатора. К концу июня на месте леса между поселком и терминалом уже была пустыня. И только тут появилась информация об общественных слушаниях, которые пройдут 24 июля. И стала доступна документация. Вот из нее жители и узнали, что у них появится очередной порт рядом с поселком, и уже из прессы узнали о том, что планы это давние. Что это будет огромный универсальный погрузочный комплекс, который поставит крест на одном из самых красивых мест Карельского перешейка. Узнали, что будет вырублен лес вокруг Высокинского озера с чистейшей водой. Новый порт будет в 14 раз мощнее, чем существующий, а у нас уже работают два терминала «Транснефти», в Высоцке работает угольный терминал, и мы знаем, насколько некомфортна стала жизнь жителей после начала его работы. Угольная пыль мешает им жить. Когда жители стали беспокоиться, тут же в прессе появились публикации, что мы не понимаем своего счастья, что на нас обрушатся крупные инвестиции от порта, но кто же теперь поверит в эти сказки? Двадцать лет назад, когда строился терминал «Роснефти», были точно такие же обещания. И что мы получили? Сейчас в Приморске не работают очистные сооружения, холодная вода не пригодна для питья, горячая вода бывает лишь шесть месяцев в году. А когда бывает, то это идет обратка из отопительной системы. Она темная, грязная. На весь Приморск одна машина Скорой помощи, и если она уехала на вызов в один край городка, то ее можно ждать часами. Полиция приезжает к нам с большой неохотой. Не раз грабили, взрывали у нас отделение «Сбербанка». Порт наш переваливает светлые нефтепродукты, но единственная бензоколонка, которая была в Приморске, закрылась, и сейчас местные жители вынуждены ездить за сорок километров туда и обратно, чтобы заправить машину. Поэтому мы строителям нового порта и не верим. Дороги как были разбитыми после строительства порта «Роснефти», такими же разбитыми и остаются.

IMG_2436 Сергей Грибалев: «Мы эту ситуацию будем переводить на федеральный уровень». Фото: Виктор Терёшкин

Сергей Грибалев, эколог, руководитель Независимой экологической лаборатории общественного контроля заявил:

– Вы видите видеосъемку огромных вырубок. Уничтожены места обитания редких, краснокнижных животных, местные жители там постоянно видели орлана-белохвоста. Уничтожены места произрастания 21 вида краснокнижных растений Ленинградской области. Я надеюсь, что наш крик разбудит федеральные органы власти. Сюда приедет следственная бригада и начнет проводить проверки. Считаю, что такое уничтожение леса подходит под статью уголовного кодекса. Самое страшное, что вырубили буферную зону между наливным портом и домами местных жителей. И сейчас любые утечки при перевалке нефтепродуктов пойдут на эти дома. Теперь будут постоянные жалобы на уже работающих портовиков. Считаю, что этот, еще не построенный порт – мыльный пузырь. Но он столкнул лбами местных жителей и уже сложившийся бизнес.

Адвокат Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин отметил, что вырубка 265 га леса – это первый акт начавшейся драмы. В ОВОС указано, что будет вырублено 750 га. И подробно объяснил, как ООО «Приморский УПК» ухитрился вместо просек под линейные объекты начать сплошную рубку.

– Встает вопрос – насколько эти документы получены законно? – подчеркнул Баклагин. – Мое мнение, что здесь были допущены серьезные нарушения закона. Оснований для начала строительства порта нет. По той причине, что отсутствует документация, не соблюдены необходимые процедуры, не выполнена экологическая экспертиза проекта, нет разрешения на строительство. Я вижу в этом существенные отклонения от установленных законом процедур. Закон предполагает для строительства портовых сооружений выполнить ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), провести ГЭЭ (государственную экологическую экспертизу), получить разрешение на строительство и так далее. В рамках проведения ОВОС должны проводиться публичные слушания. С этим проектом должно быть ознакомлено местное население, специалисты, общественные организации, и при принятии решения быть учтено общественное мнение. Этого сделано не было. Слушания назначены на 24 июля. И предваряя эти публичные слушания, застройщик уже зачистил территорию. Видимо, чтобы лишить ее защитников каких-то аргументов.

IMG_2447 Евгений Баклагин: «Мое мнение, что здесь были допущены серьезные нарушения закона». Фото: Виктор Терёшкин

Евгений Баклагин внимательно изучил материалы ОВОС и считает, что они не соответствуют элементарным законодательным требованиям. Содержат огромное количество ошибок. Это – по мнению адвоката, компиляция, сделанная из ОВОС других портовых сооружений, постоянно упоминается Лужская губа. Взяты какие-то оценки влияния на окружающую среду, но в Краснодарском крае. Почему-то дается отсылка на Красную книгу того же Краснодарского края. Упоминаются животные, живущие на Кавказе, которых в Ленинградской области никто никогда не видел.

Биолог Анна Лосева занимается морскими млекопитающими, и она заговорила о том, что район, где планируется строительство порта, расположен очень близко от ООПТ Березовые острова. Что эта территория так же ценна, как Кургальский заказник, через который «Газпром» со всевозможными нарушениями прокладывает трубопровод. Охраняется Рамсарской конвенцией и Хельсинской. Это место обитания серого тюленя и кольчатой нерпы. Оба вида занесены в Красную Книгу Ленобласти и Красную Книгу Российской Федерации.

– Кольчатой нерпы осталось в заливе сотня особей, может быть две, – говорила Анна, волнуясь. – Этот вид в Ленинградской области находится на грани полного исчезновения. Заказник Березовые острова – по сути, родильный дом для кольчатой нерпы. Припай к югу и юго-западу от Березовых островов является местом рождения детенышей кольчатой нерпы. Первые полтора-два месяца их жизни протекает именно на этой акватории.

IMG_2460 Анна Лосева: «Заказник Березовые острова – по сути, родильный дом для кольчатой нерпы». Фото: Виктор Терёшкин

Анна Лосева понимает, что маршруты, по которым будут приходить суда в порт и обратно, будут проходить в обход заказника, но ее опыт изучения спутниковых снимков показывает, что нередко суда выходят за положенные им фарватеры, а животные и вовсе не разбирают, где граница заказника, а где ее нет. Абсурдность составления ОВОС тоже поразила Анну Лосеву. В разделе о птицах полностью отсутствует информация по воробьиным.

– Но ведь это основной отряд птиц у не только у нас, но и в мире! – возмущалась Анна. По водоплавающим птицам отсутствует информация по гнездованиям, хотя на отмелях напротив места строительства порта расположены большие колонии этих птиц. Даже таблица, в которой приведены сведения о наземных млекопитающих, поставлена в ОВОС кверху ногами. И в ней присутствуют такие виды млекопитающих как муфлон и европейская лань, которых в Ленинградской области никогда не было.

Настало время задавать вопросы, и я спросил Евгения Баклагина:

– Но почему ООО «Приморский УПК» ведет себя так, как будто ему закон не писан?

– Можно предположить, что они просто экономят деньги на исследования, – ответил адвокат. – Людям, которые бы провели грамотные изыскания, нужно заплатить. Может быть, они хотят сэкономить эти деньги и положить их себе в карман.

Естественно, что был задан вопрос – собирается ли кто-нибудь из выступавших официально обратиться в правоохранительные органы?

– И как раз в этот момент Сергею Грибалеву Каролина Епифанцева, администратор группы ВКонтакте «Против угольного порта в Приморске» передала подписные листы. В них, как мне сообщила позже по телефону Каролина, 1665 подписей жителей Приморска и поселков рядом с ним.

Сергей Грибалев пообещал:

– Все эти подписи будут переданы на ближайшем заседании общественного совета Минприроды, куда я вхожу, министру Дмитрию Кобылкину. Мы эту ситуацию будем переводить на федеральный уровень. Как раз Министерство природных ресурсов Российской Федерации может провести комплексную оценку того, что происходит, и принять меры.

IMG_2493 Андрей Румянцев: «Да вокруг Высокинского озера лес уже вовсю рубят!» Фото: Виктор Терёшкин

И тут из зала к микрофону неожиданно вышел мужчина лет 60, и было видно по всему, что он больше привык бывать в лесу, чем ходить на пресс-конференции. В руках он сжимал пачку документов.

– Зовут меня Андрей Румянцев, я представляю жителей поселка Рябцево, Ермилово и Малышево. Жители наши категорически против строительства этого порта. Да вокруг Высокинского озера лес уже вовсю рубят!

Вот такая была поставлена точка в этой пресс-конференции. Боюсь, что в защитных лесах у Приморска и во время общественных слушаний будут все также пилить лес.

Справка «Беллоны.ру»:

На территории Выборгского района Ленинградской области реализуется проект строительства первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса – «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» в морском порту Приморск.

Основной задачей проекта является создание универсального портового комплекса, сопоставимого по грузообороту с крупнейшими портами Балтийского бассейна, с целью переориентации транзитных грузопотоков из европейских портов.

Планируемый грузооборот порта – до 70,00 млн тонн в год, что составит более 20% от общего грузооборота российских портов Балтийского бассейна.

Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту, – уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельскохозяйственная продукция.

Дополнительно на территории площадью более 50,00 га предусмотрено строительство складского логистического центра.

Общая площадь портового комплекса – 760 га, в т. ч. искусственный земельный участок площадью 27 га.

Естественные глубины на акватории порта позволяют обеспечить обработку судов дедвейтом до 200 тысяч тонн и осадкой до 16,00 м.

Для обеспечения доставки грузов в порт предусмотрено развитие существующей железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. На территории портового комплекса будет построена новая промышленная железнодорожная станция, включающая приемо-отправочный парк (15 путей) и сортировочный парк (12 путей).

Проект реализуется за счёт частных инвестиций. Ввод объекта в эксплуатацию – в 2022 г. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы.

Особо охраняемые природные комплексы и объекты ООПТ «Березовые острова»:

Скопления балтийской кольчатой нерпы во время размножения и линьки; мигрирующие водоплавающие и околоводные птицы и их миграционные стоянки; гнездящиеся водоплавающие и околоводные птицы и их гнездовые колонии; озеро Званка; нерестилища рыб; донные биотопы с сообществами водорослей-макрофитов; широколиственные леса на о. Малый Берёзовый; прибрежные мелководья и береговая полоса с приморской растительностью; дюнные сообщества; болотные массивы крупных островов; тип почвы, занесённый в Красную книгу почв Ленинградской области.

В Красную книгу Российской Федерации и/или Красную книгу Ленинградской области занесён 31 вид сосудистых растений, 8 видов мохообразных, 5 видов водорослей, 15 видов лишайников, 32 вида грибов: частуха Валенберга (Alisma wahlenbergii), перловник пёстрый (Melica picta), золототысячник красивый (Centaurium pulchellum), осока Макензи (Carex mackenziei), наяда морская (Najas marina), аулакомниум обоеполый (Aulacomnium androgynum), мниум годовалый (Mnium hornum), фукус пузырчатый (Fucus vesiculosus), лобария лёгочная (Lobaria pulmonaria), маразмиус болотный (Marasmius limosus) и др.

В Красную книгу Российской Федерации и/или Красную книгу Ленинградской области занесены 1 вид рептилий – обыкновенный уж (Natrix natrix), 50 видов птиц – красношейная поганка (Podiceps auritus), тундряный (малый) лебедь (Cygnus bewickii), серый гусь (Anser anser), скопа (Pandion haliaetus), орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla), кулик-сорока (Haematopus ostralegus), клуша (Larus fuscus) и др. и 2 вида млекопитающих – балтийская кольчатая нерпа (Pusa hispida botnica) и серый тюлень (Halichoerus grypus).

Заказник имеет ключевое значение для сохранения исчезающей популяции балтийской кольчатой нерпы. Акватория к юго-западу от архипелага – основной район размножения кольчатой нерпы в заливе: здесь стабильно формируется припайный лед, пригодный для обустройства самками щенных нор.

Виктор Терешкин