News

Система обращения с опасными отходами в России: необходимы реформы

Опубликовано: 18/06/2019

Автор: Пресс-релиз

Многочисленные нарушения в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, существенные недостатки системы учета отходов, отсутствие достаточного количества перерабатывающих мощностей, также потенциальный рост промышленного производства требуют пересмотра всей системы обращения с опасными отходами в России. Такие выводы сделали авторы доклада «Обращение с отходами I и II классов опасности», опубликованного международным экологическим объединением BELLONA, на пресс-конференции в Москве.

Многочисленные нарушения в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, существенные недостатки системы учета отходов, отсутствие достаточного количества перерабатывающих мощностей, а также потенциальный рост промышленного производства требуют пересмотра всей системы обращения с опасными отходами в России. Такие выводы сделали авторы доклада «Обращение с отходами I и II классов опасности», опубликованного международным экологическим объединением BELLONA, на пресс-конференции в Москве.

В настоящее время можно констатировать, что при недостаточно развитой нормативно-правовой базе, плохо организованной системе учета и контроля за образованием, обезвреживанием, утилизацией, хранением и захоронением чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов невозможно обеспечить и гарантировать того, что угроза, исходящая от них, не затронет природную окружающую среду и людей.

OO_front

По результатам проверок Генеральной прокуратурой выявлены многочисленные нарушения в Костромской, Калининградской, Челябинской, Орловской, Курской, Владимирской, Ленинградской областях, Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Ставропольском краях, в субъектах Приволжского федерального округа и других регионах Российской Федерации. Согласно ежегодным отчетам Генеральной прокуратуры, количество выявленных нарушений закона в сфере охраны окружающей среды и природопользования на протяжении ряда лет остается приблизительно постоянным. Около 40% нарушений, от количества ежегодно выявляемых прокуратурой, составляют нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Для создания работающей системы обращения с чрезвычайно и высокоопасными отходами необходимо сделать несколько важных шагов, начиная от совершенствования нормативно-правовой базы, системы учета и контроля, и заканчивая строительством мощностей для обезвреживания, утилизации, хранения и захоронения опасных отходов.

Авторы доклада обращают внимание на несовершенство действующей системы учета отходов I и II классов опасности:

1) Предприятия представляют отчет об образующихся отходах в заявительном порядке, что приводит к искажению данных об объемах образования отходов. Более половины видов отходов I и II классов опасности, зарегистрированных в федеральном классификационном каталоге отходов, отсутствуют в отчетности предприятий. По многим наименованиям отходов отчетность по форме 2-ТП (отходы) представили только одно или два предприятия.

2) Не на всех эксплуатируемых объектах размещения отходов ведется учет ранее принятых и захороненных отходов. Установленные законодательством формы учета не позволяют решить проблему инвентаризации накопленных отходов на объектах размещения и ответить на вопрос: сколько отходов (и какие) хранится в России на эксплуатируемых полигонах.

3) Система учета объектов накопленного вреда окружающей среде (выведенных из эксплуатации полигонов, свалок и навалов) несовершенна.

Преобладающая часть отходов I и II классов опасности, образованных в 2017 году, приходится на обрабатывающие производства. В ближайшие годы ожидается рост производства химических веществ и химических продуктов, что должно привести и к увеличению объемов образования отходов I и II классов. Индекс производства по виду деятельности «Производство химических веществ и химических продуктов» в 2021 году вырастет на 21,6% к уровню 2017 года, при этом в 2024 году прирост составит 49,3% к уровню 2017 года. Лидеры по объему образования отходов I и II классов опасности – Приволжский, Уральский, Сибирский и Центральный федеральные округа. Именно они имеют наибольший потенциал для развития секторов промышленности по утилизации отходов I и II классов. Это связано не только с высоким развитием промышленности в этих округах, но и с отраслевой специализацией промышленного производства.

Остро стоит вопрос о необходимости создания предприятий, утилизирующих и обезвреживающих отходы I и II классов опасности. Приоритетной задачей является создание производственных мощностей для утилизации отходов II класса, запрещенных к захоронению с 1 января 2021 года, – отходов электронного и электротехнического оборудования. По мнению авторов доклада, наиболее перспективными направлениями переработки станут утилизация ртутьсодержащих отходов и аккумуляторов, выделение металлов и восстановление кислот, получение альтернативного топлива (использование отходов нефтешламов, метод пиролиза и газификации отходов).

Фактор, препятствующий созданию отрасли переработки, – отсутствие межрегионального и межотраслевого взаимодействия в области размещения и строительства промышленных объектов по обезвреживанию и утилизации отходов. Территориальные схемы регионов не увязаны между собой, а зачастую и противоречат друг другу. Разработка единой территориальной схемы обращения с отходами I и II классов опасности позволила бы определить оптимальные места для строительства новых производственных мощностей и наилучшие методы обезвреживания и утилизации отходов I и II классов.

145414

Авторы доклада делают вывод о необходимости реформирования системы обращения с опасными отходами и предлагают начать с корректировки критериев определения классов опасности отходов, совершенствования единой государственной системы учета отходов, повышения ее функциональности, разработки механизмов стимулирования промышленных предприятий показывать теневые отходы, усиления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере безопасного обращения с отходами I и II классов опасности.

Очевидно, что решение вопросов экологически безопасного обращения с отходами I и II классов требует комплексного государственного подхода – эти задачи невозможно решить без государственного регулирования и субсидирования работ в рамках национальных проектов.

АВТОРЫ ДОКЛАДА:

Елена Есина, химик-технолог, кандидат экономических наук, эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, судебный эксперт по экологии;
Андрей Кузнецов, химик-технолог, технический директор ООО «ПРОМХИМЭКОЛОГИЯ»;
Виктория Маркова, эксперт в области обращения с опасными отходами, председатель межрегиональной инициативной группы по экологической безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
Ксения Вахрушева, кандидат экономических наук, эксперт международного экологического объединения BELLONA.
Руководитель проекта – Александр Никитин, генеральный директор Экологического правового центра «БЕЛЛОНА».

12412412