News

Экологическое образование в России: современная тенденция – формирование «моды на экологию»

www.beyond-magazine.com

Опубликовано: 22/02/2018

Автор: Неля Рахимова

Развитие экологического образования в России, несомненно, связано с международными трендами. Однако не стоит забывать, что этот процесс зависит и от событий, происходящих в стране. Именно поэтому мы предлагаем рассмотреть основные этапы развития экологического образования в России, а также обратить внимание на особенности понимания образования в интересах устойчивого развития, которое на международном уровне пришло на смену экологическому образованию.

Статья подготовлена специально для 69 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Советский период

Как и во многих других странах, в России природоохранная деятельность начала зарождаться в начале XX века. До этого все сводилось к изучению в школе таких предметов, как зоология и ботаника. В 1912 году в России была организована постоянная Природоохранная комиссия при Русском географическом обществе, а в 1918 году появилась Станция юных любителей природы в Сокольниках в Москве, где 15 июня того же года провели первую организованную экскурсию. Этот день и стал официальной датой создания первого внешкольного учреждения такой тематики. В 1920-1930-е годы при становлении советского государства происходит подъем природоохранной деятельности с массовым вовлечением образовательных аспектов для молодежи: в 1929 году был проведен первый Всероссийский съезд по охране природы, а в 1930 году в Самаре был создан Волжский НИИ изучения и охраны природы.

Однако наиболее быстрое развитие экологического образования – как на международном уровне, так и в России – происходит после Второй мировой войны. Именно в это время впервые международное сообщество начинает обращать внимание на проблемы охраны окружающей природной среды из-за нарастающего антропогенного влияния индустриализации. В 1946 году появился первый в стране образовательный курс «Охрана природы», который преподавался в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Изначально этот курс читался только на биологическом факультете московского университета, а в последующие годы стал преподаваться и в Томском, Одесском и Тартуском университетах.

В 1960 году был принят Закон «Об охране природы в РСФСР», в котором указывалась необходимость природоохранного просвещения. Статья 18 закона была названа «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях». С этого момента начинают создаваться дружины охраны природы.

Григорий Куксин, руководитель волонтерского отдела Гринпис России, отмечает, что целенаправленное экологическое образование зародилось в нашей стране именно в связи с появлением движения студенческих дружин охраны природы (ДОП) – сначала в МГУ, а затем и в других вузах. Выходцы из дружин впоследствии стали идеологами и первыми руководителями многих природоохранных НКО. Они же были проводниками идей устойчивого развития в природоохранной сфере в нашей стране.

Сергей Мухачев, руководитель отделения охраны природы факультета дополнительного образования КНИТУ, считает, что экологическое образование официально появилось с открытия в 1969 году первой в России кафедры охраны природы в Казанском государственном университете, где в 1989 году был создан первый экологический факультет, который оказал значительное влияние на развитие высшего экологического образования.

Таким образом, наша страна к 1972 году, когда в Стокгольме прошла Первая международная конференция ООН по охране окружающей среды, уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в том числе и в области образования и просвещения. В 1972 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», в котором акцентировалось внимание на необходимости «улучшения подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области природоведения и защиты природной среды, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы». Это постановление предоставляло большие возможности для продвижения профессионального природоохранного образования.

Однако главным событием для экологического образования не только в СССР, но и в мире, стала Конференция по экологическому образованию, проходившая в Тбилиси в 1977 году. На этой конференции Советский Союз вошел в число лидеров по вопросам охраны окружающей среды за счет активной деятельности представителя Комитета Совета Министров СССР по науке и технике Джермена Гвишиани, который являлся членом Римского клуба. Именно он стал главным организатором конференции в Тбилиси, на которой были сформулированы основные задачи и методы природоохранного (экологического) образования, которые остаются актуальными и сегодня.

После проведения Тбилисской конференции в СССР было опубликовано множество монографий и статей по теории и практике охраны природы, во всех вузах было внедрено преподавание курса «Охрана природы». Изначально этот курс читался только для биологов, но затем его вели и для студентов других специальностей – педагогических, сельскохозяйственных, строительных. Цель курса – «дать целостное представление о наиболее горячих точках взаимодействия человечества и природы».

Таким образом, мы видим, что в тот период Россия шла в ногу с международным сообществом, а иногда даже выступала инициатором международных мероприятий по образованию в области охраны окружающей среды. Несмотря на мощную индустриализацию, проводившуюся в стране, власти обращали внимание на экологическую обстановку и заботились об образовании и просвещении населения по вопросам охраны окружающей среды.

Расцвет в 1990-х

После перестройки в России произошли большие изменения в системе государственного управления, что отразилось и на работе всех министерств, включая Министерство экологии и природных ресурсов. Тем не менее даже при этих изменениях повестка экологического образования не ушла на второй план. Свобода 1990-х годов, открытость идеям, прилив информации от зарубежных организаций дали дополнительный толчок развитию экологического образования. Людмила Попова, ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова и профессор факультета почвоведения МГУ, отмечает, что наиболее быстрыми темпами экологическое образование в нашей стране развивалось в первой половине 1990-х годов, когда экологические проблемы, которые долго скрывались, вышли на поверхность, обсуждались обществом и сопровождались крупными экологическими протестами.

Очень активно формировалось и экологическое законодательство. В начале 1992 года Министерством экологии и природных ресурсов РФ было создано Управление массовой информации, связей с общественностью и экологического образования и принят Закон «Об образовании», в котором было сказано, что воспитание любви к окружающей природе является одним из принципов государственной политики в области образования. А принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указ Президента № 236 от 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» обозначил в качестве одного из важнейших направлений государственной политики экологическое образование и воспитание. В том же году было создано Российское экологическое федеральное информационное агентство, в работу которого входило информационное обеспечение деятельности в области экологического образования, просвещения и воспитания населения.

В результате в 1995 году «Экология» как самостоятельный предмет был введен в федеральный базисный учебный план и стал обязательным предметом во всех школах России. В последующие годы создается большое число методических рекомендаций и программ для экологического воспитания и образования на всех уровнях образовательных учреждений. Только для предмета «Экология» всего за три года в различных изданиях было опубликовано 12 вариантов учебно-методических пособий по экологии для образовательных школ. По всей стране были созданы эколого-биологические центры, где дети могли узнать больше об окружающем мире и познакомиться с основными принципами бережного отношения к нему.

В 1995 году была начата разработка проекта федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России» на период до 2000 года. Однако Министерство финансов России не поддержало данную инициативу, и правительство в результате программу не утвердило. В 1997 году предмет «Экология» был изъят из федерального образовательного плана для средних школ. Это привело к тому, что только в тех регионах, где позволяли возможности, этот предмет оставался в учебном плане. Кроме того, сократилось финансирование всех программ и фондов, которые были созданы для разработки и внедрения экологического образования в России. Считается, что все происходящее было связано с Указом Президента № 1177 от 1996 года, который понизил статус Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и был заменен на Госкомитет по охране окружающей среды, где вопросами экологического образования стали заниматься всего несколько человек. В 2000 году комитет был заменен Министерством природных ресурсов РФ, а вся работа легла на плечи одного сотрудника.

Из-за подобных административных изменений спад в сфере экологического образования продолжился. Так, с 1997 по 2001 год число детских внешкольных учреждений экологической направленности сократилось на 20%, летних оздоровительных лагерей – на 15% и почти в два раза сократилось число домов природы и школьных лесничеств. При этом региональные органы управления образования предложили добавить экологические аспекты в самые различные предметы естественнонаучного цикла и отказаться от отдельного самостоятельного предмета «Экология». Все это негативно отразилось на экологическом образовании, привело к недостатку специалистов, которые могли бы интегрировать экологические аспекты в различные учебные предметы.

В 2002 году Минприроды вернулось к вопросу экологического образования, и 10 января 2002 года был принят Закон «Об охране окружающей среды». В законе сказано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов». В этом же году был создан Консультативный совет по экологическому образованию, который через несколько лет, в 2004 году, прекратил свое существование. С 2006 года вопросами экологического просвещения и воспитания в системе Минприроды занимается отдел экологического просвещения в заповедниках и национальных парках.

Специалисты по истории экологического образования (например, Н. Г. Рыбальский) отмечают, что в последнее десятилетие при отсутствии координирующей роли, внимания и поддержки процессов экологического образования и просвещения со стороны федерального природоохранного органа это направление практически полностью размыто и осталось фрагментарным и не обязательным на региональном уровне.

Экологическое образование для устойчивого развития

В 1997 году было введено понятие «образование в интересах устойчивого развития». А в начале 2000-х для международного сообщества стало очевидным, что необходимо переходить к пересмотру всей системы охраны окружающей среды, то есть принимать во внимание как хозяйственные, так и социальные нужды. Это также должно было отразиться и на образовательных программах.

В 2003 году министры окружающей среды 55 стран региона Европы, Северной Америки и Центральной Азии на Пятой конференции «Окружающая среда для Европы», состоявшейся в Киеве, приняли решение разработать региональную стратегию в области образования для устойчивого развития. Принятию данного решения предшествовала большая подготовительная работа, которая осуществлялась рабочей группой по образованию в интересах устойчивого развития, где сопредседателями были Швеция и Россия. Таким образом, Россия активно участвовала в формировании данной стратегии. Тем не менее стратегия до сих пор не принята в нашей стране, а в системе образования не внедрены ее основные положения.

Возможно, из-за обширного опыта в экологическом образовании в России, как и в некоторых других странах, сформировалось особое понятие экологического образования для устойчивого развития. По сути, данное понятие смещает междисциплинарный и комплексный подход идеи образования в интересах устойчивого развития на экологический аспект. Это и есть то самое экологическое образование, которое формировалось на протяжении нескольких десятилетий. Из-за недостатка внимания к вопросам даже экологического образования в 2000-х годах в России так и не был осуществлен переход к образованию в интересах устойчивого развития, которое, в свою очередь, включает в равной степени социальные и экономические аспекты. Эта также можно наблюдать и в отсутствии официальных представителей на важных международных мероприятиях по вопросам образования в интересах устойчивого развития – например, на последней международной встрече ЮНЕСКО
в Оттаве в марте 2017 года.

Современные тенденции экологического образования в России

На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года). «Создана система непрерывного экологического образования – от программ для детского сада, средней школы до подготовки специалистов – среднее и высшее образование, а также повышение квалификации специалистов и экологическое просвещение населения», – отмечает Людмила Попова. Тем не менее на сегодняшний день в 12 регионах страны действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования.

Если рассмотреть, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то здесь нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания и просвещения. Специалисты отмечают, что если сравнить современную ситуацию с предыдущим периодом, то придется констатировать, что в настоящее время экологическому образованию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания. Все зависит от личной заинтересованности педагогов и преподавателей.

В школах экологическое образование сегодня затрагивается в нескольких официально принятых предметах, таких как «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», а также в естественных и общенаучных предметах. Все они ориентированы на развитие у учащихся экологического мышления, обеспечивающего понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. А в некоторых регионах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и органичном включении в традиционный учебный процесс «экологических» заданий.

В стране продолжают действовать центры дополнительного экологического образования, где дети разных возрастов могут ближе общаться с природой, подробно изучать процессы взаимодействия человека и природы, тем самым формируя экологическое мышление. Данные центры организовывают детские лагеря с выездами на природу и привлекают родителей к решению локальных экологических проблем, что, несомненно, является важной частью экологического просвещения.

С 1994 года продолжает действовать Всероссийская олимпиада школьников по экологии. В 2015 году в ней приняли участие десятки тысяч детей, при этом в процесс проведения олимпиады включается все больше регионов. Традиционно регионом, наиболее представленным по числу участников на олимпиадах, является Москва, где, несомненно, экологическое образование и просвещение более доступно на всех уровнях из-за высокой концентрации экологически ориентированных образовательных и просветительских организаций и проектов.

Число вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», значительно выросло в последнее десятилетие.

Григорий Куксин, тем не менее, говорит о проблемах с современными учебными материалами: «Учебники для общеобразовательных школ очень устаревшие. Многие содержат фактические ошибки. Дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками. Учителя ищут и выбирают на свое усмотрение. Но реальный выбор качественных, методически удачных и подходящих под требования стандартов материалов невелик».

В свою очередь Сергей Лебедянцев, руководитель Самарского областного педагогического эксперимента «Экологизация учебных предметов», отмечает, что «одной из причин неудовлетворительного состояния окружающей среды и экологического кризиса в целом традиционно считается низкий уровень экологического образования. Однако мы видим проблему в другом – низком уровне экологической культуры. Для достижения существенных результатов необходима постоянная систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания и экологической культуры».

Однако, несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.

Основные тенденции последних лет

В последнее десятилетие наиболее активно проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие НКО предлагают свои материалы для педагогов для проведения дополнительных занятий в школе на экологические темы. Это дает возможность педагогу объяснить детям насущные экологические проблемы, возможные пути их решения и получить дополнительные бонусы при реализации программ дополнительного образования в учебном заведении. При этом такую деятельность педагогов практически невозможно учитывать на уровне страны, поэтому официальных данных статистики по данным активностям не существует.

Также НКО занимаются формированием различных доступных в сети Интернет и на открытых мероприятиях презентаций и материалов, соответствующих современным экологическим тенденциям как в мире, так и в России. Можно сказать, что данные организации создают «моду на экологию», ведь экологический аспект становится неотъемлемым элементом высокого качества жизни.

За счет образовательных и просветительских проектов население получает информацию о том, как важно сделать обоснованный выбор в пользу экологической продукции, рационально использовать природные ресурсы и ответственно подходить к отдыху на природе, к вопросам переработки отходов, экономии воды и электроэнергии. Деятельность таких организаций сопровождается локальными акциями по посадке деревьев, очистке водоемов, сбору мусора в прилегающих к городам лесах и т. п. Тем не менее, как отмечают организаторы подобных мероприятий, до сих пор не удается привлечь большое количество людей, все-таки для массового продвижения идей экологии необходима активная государственная позиция по данному вопросу.

Многие неформальные организации и проекты реализуются в России людьми, не достигшими 35 лет, то есть, по международным стандартам, – молодежью. Именно это поколение прошло через систему образования 1990-х годов, когда экология преподавалась как обязательный предмет, когда центры дополнительного экологического образования были наиболее активны и получали поддержку на государственном уровне. Это действительно помогало формировать поколение людей с экологическим сознанием – людей, которые сегодня активно продвигают вопросы необходимости охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов.

Нужно отметить, что в течение Года экологии во всех субъектах Российской Федерации было проведено множество просветительских и образовательных мероприятий, как в стенах учебных заведений, так и для широкой общественности. На многочисленных конференциях, которые регулярно проходят в разных городах России, говорилось о важности экологического образования в стране, однако это так и не нашло поддержки на высоком уровне.

Так, на недавно прошедшей II Международной выставке-форуме «Экотех–2017» состоялся круглый стол, посвященный вопросам экологического образования и просвещения в России, на котором еще раз была подчеркнута необходимость включения экологической тематики во все учебные программы. Также рассматривалась потребность современных предприятий в специалистах-экологах, способных принимать грамотные проектные решения. Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник», считает, что нужны не только знания, но и навыки того, как нужно вести себя и успешно действовать в повседневной жизни, понимая при этом, что люди в обществе связаны друг с другом и с природными системами и что они могут сделать эту связь устойчивой.

Тем не менее исследователи развития экологического образования в России отмечают три основные тенденции последних лет (см.: Рыбальский Н. Г. и др., «Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы», журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2016):

– противоречие между интересом к образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;

– сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования;

– продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию».

Для последнего пункта необходимо отметить, что часто экологическое просвещение осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. И в этом вопросе стоит учитывать отсутствие профессиональной подготовки у тех, кто транслирует экологические идеи в массы. Эту мысль подтверждает и руководитель движения ЭКА Татьяна Честина: «Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и Основах госполитики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, мы не видим, что ему на практике действительно уделяется значимое внимание. Нет какой-то серьезной подготовки педагогов, которые бы затем были готовы передавать ученикам не только комплексные системные знания о современных экологических проблемах глобального и локального уровня и путях их решения, но и обучать тому, как школьники или студенты могут на практике применять полученные знания. Сегодня уровень развития экологического образования, на мой взгляд, сильно отстает от уровня серьезности экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся как общество».

При этом, если обратить внимание на международные процессы и вспомнить об идеях образования в интересах устойчивого развития, которые уже утвердились в Европе (разработаны многочисленные методические материалы, проводится множество образовательных семинаров и программ как для учащихся, так и для педагогов), то можно отметить, что фокусировка лишь на экологическом аспекте может вызвать отставание России от международных стандартов образования.

На уровне формального образования отсутствие системного подхода, критического мышления и формирования навыков в принятии рациональных решений, которые основываются не только на аспектах охраны окружающей среды, но и включают социальные и экономические проблемы, может привести к тому, что граждане нашей страны не будут обладать теми навыками и компетенциями, которые требуются для конкурентоспособности на международном рынке труда. В дальнейшем это будет отражаться и на работе всех отраслей экономики страны, так как в развитых странах все больше и больше внедряются принципы устойчивого развития на всех уровнях профессиональной и общественной деятельности. Отсутствие элементов образования в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им придется прибегать к обу­чению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях. Отсутствие просвещения в области устойчивого развития на неформальном уровне также имеет негативные последствия, поскольку население нашей страны не будет осведомлено о взаимосвязи всех процессов, не сможет осознать свое непосредственное влияние на мир, в котором мы живем.