News

Нацпарк берегли для «Роснефти»?

Территория планируемого национального парка «Ладожские шхеры».
Территория планируемого национального парка «Ладожские шхеры».
Движение «Открытый берег»

Опубликовано: 17/03/2016

Автор: Ирина Андрианова

Корпорация «Роснефть» пытается «отрезать» у практически созданного национального парка «Ладожские шхеры» почти 4000 Га под собственную базу отдыха. Если авантюра осуществится, нацпарк не просто потеряет очень ценные и действительно нетронутые территории, но под вопросом будет само его создание.

В настоящий момент идет сбор подписей под петицией в защиту национального парка на сайте Change.org, присоединиться к которой может любой желающий .

«Ладожские шхеры» – самый большой, затяжной и болезненный природоохранный проект экологической общественности Северо-Запада. Впервые идея защитить уникальную природу Северного Приладожья от хозяйственного освоения возникла в 1989 году, и тогда же был выполнен первый проект парка. Демонтаж СССР и длительная экономическая рецессия разрушили эти планы. Между тем с каждым годом необходимость сохранить то, что еще осталось, ощущалась все острей. Антропогенная нагрузка на Шхеры росла с каждым годом. В Приладожье массово рубили лес, строили камнедобывающие карьеры. На берегах стали появляться элитные и дачи и, разумеется, заборы. Ну а там, где дач не было, несознательные туристы оставляли кучи мусора.

Несчастье помогло

Как ни странно, надежду на спасение Шхер дало возникновение новой проблемы. В 2007 году началась до сих пор памятная кампания защиты памятника природы «Озеро Ястребиное» от очередного горнодобывающего карьера. Тогда усилиями невероятно сплоченных сотен людей в Петербурге, Москве и Петрозаводске удалось надолго «заморозить» проект. Мало того: «взрывная волна» от того небывалого успеха покатилась по Шхерам. И не удивительно: Ястребиное – неотъемлемая часть экосистемы Северного Приладожья.

Сначала один за другим начали «консервироваться» проекты других карьеров, находящихся в стороне от Ястребиного, потом удалось остановить массовую вырубку леса на берегах Ладоги. И в качестве логического венца кампании было предложено системное решение всех проблем: возобновление проекта национального парка. Удалось добиться включения проекта в план создания ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

Правда, потом «волна» пошла на спад. Карельские власти в течение последующих лет успешно саботировали проект, и сроки создания вновь и вновь переносились. Не гнушались чиновники и ударами по природе «ниже пояса»: районные власти врали местным жителями, что-де нацпарк лишит их возможности собирать грибы и ягоды, и людей, совсем недавно на слушаниях проголосовавших «за» проект, выводили на митинги против заповедания Ладоги. По-человечески власти можно понять: ведь нацпарк предлагал изъять из оборота (и лишить чиновников возможности распродавать) более 80 тыс. Га ценнейших береговых лесов и скал!

Однако экоактив все же «дожал» чиновников. 29 января 2016 года федеральный Росприроднадзор своим приказом утвердил положительное заключение экологической экспертизы по проекту нацпарка. Оставалось только дождаться окончательного постановления Правительства РФ о его создании и в торжественной обстановке перерезать ленточку.

И тут глава Республики Карелия Александр Худилайнен нанес контрудар.

Тайный распил

Худилайнен внес в Министерство природных ресурсов РФ «свежее» предложение: изъять из проектируемой площади национального парка территорию площадью 3750 Га «для создания социально-значимых объектов». Речь шла о территории полуострова Рауталахти и острова Самматсаари в Сортавальском районе Карелии, относящейся к Ладожскому участковому лесничеству, и еще нескольких участков меньшей площади в Оппольскомм и Хелюльском лесничествах.

Почему? С какой стати? В чем социальная значимость этих «объектов», и почему их необходимо построить именно на территории нацпарка? 15 февраля состоялось закрытое заседание в Министерстве природных ресурсов, где решение об изъятии было принято! Судя по документам этого совещания, никаких обоснований для изъятия представлено не было. Участникам даже не сообщили, в интересах какого именно инвестора вырезается столь ценный кусок.

Однако несколько фактов из недавнего прошлого все быстро проясняют. Еще в 2014 году между «Роснефтью» и правительством Карелии было заключено соглашение о стратегическом партнерстве. Александр Худилайнен по результатам своей встречи с руководителем «НК «Роснефть» Игорем Сечиным сообщил, что компанией принято решение о строительстве большого оздоровительного центра в Приладожье. Так вот, оказывается, что это за «социально значимый объект»! Для Сечина-то он действительно значимый, а для нас?

Arrangement of lots Расположение участков на территории проектируемого национального парка «Ладожские шхеры».

А для нас успех Сечина и Худилайнена может означать лишь то, что более чем десятилетние усилия по созданию «Ладожских Шхер» пойдут прахом. Изъятие участка после положительного заключения экспертизы, вероятно, сделает ее юридически ничтожной. Ведь предметом экспертизы был конкретный проект с конкретной площадью. Полагаем, опасность такого варианта Худилайнен прекрасно осознает, более того, это может входить в его планы.

Если в результате прихоти «Роснефти» экспертизу придется отменить, то новую придется ждать еще года два. Ибо экспертиза такого масштаба – дело весьма дорогостоящее. А пока экоактив будет выпрашивать из бюджета новые деньги на новую экспертизу, нацпарк, несомненно, ожидает дальнейший распил.

Коррупционный опыт

Есть еще один момент, который, несомненно, должен привлечь внимание ведомств, ответственных за борьбу с коррупцией. Решение суда от января 2015 года по иску Министерства природных ресурсов Карелии расторгает договоры аренды с лесопромышленной компанией «Сортавальское ЛПХ» на участки полуострова Рауталахти и острова Самматсаари «под цели создания федерального ООПТ». Казалось бы, все прекрасно и логично: у лесорубов отнимают лес, чтобы отдать национальному парку. Но на деле, оказывается, карельское министерство изъяло территорию у одного арендатора лишь затем, чтобы передать ее другому – более влиятельному. И, заметьте, судилось министерство на бюджетные деньги!

То, что в Минприроды РФ внезапно согласились на такой сомнительный с правовой точки зрения шаг, говорит об огромном лоббистском потенциале его инициатора.

Напомним также, что имя «исполнителя» – Александра Худилайнена – уже упоминалось в связи с похожей историей, произошедшей еще до его губернаторства, в бытность главой Гатчинского района Ленинградской области. Речь идет о незаконной продаже в частные руки более 30 Га лесного фонда в поселке Сиверский. История Сиверского леса дошла до главы СК РФ Александра Бастрыкина. Он лично поручил возбудить уголовное дело, в рамках которого (правда, лишь как свидетеля) допрашивали и Худилайнена. Суд по иску Росимущества признал сделку незаконной, а лес – государственным.

На сегодняшний день борьба в Сиверской продолжается. Покупатели лесных участков не отказываются от планов их застроить, а защитники леса намерены противодействовать им до конца.

 

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2015 по Делу № А26-4236/2014

Приказ об обследовании территории на вопрос о создании национального парка «Ладожские шхеры»