News

Цирк: иллюзия любви

Опубликовано: 27/11/2013

Цирки с животными – пережиток прошлого, уходящий корнями в Древний Рим с его гладиаторскими боями, массовыми затравливаниями людей и зверей на аренах на потеху кровожадной толпе. Второй «цирковой» этап относится к Средневековью, когда наряду с кострами инквизиции в моду вошли спектакли с дрессированными животными. В этот же период появились передвижные цирки-балаганы.

Самое страшное зло – это зло,
которое представлено в обличии добра
(народная мудрость)

Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны, на первый взгляд, танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны…  

Сегодня дрессировщики утверждают, что цирки имеют и воспитательное значение для детей, учат гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это?

В действительности всё, что ребёнок видит от животного в цирке – это его форму, размеры и цвет. Всё то, что делает любое животное самим собой, неповторимым и интересным – его естественное поведение, социальные связи, ум, охотничий инстинкт, материнский инстинкт, поведение с братьями, добыча пищи и вся структура поведения – все эти аспекты у цирковых животных не видны. Напротив того, ребенок приучается видеть в животном заводную игрушку, с которой можно делать по своей воле все, что угодно.

Мало кто задумывается о том, что цирк начинается с отлова диких животных в природе. Лишь незначительный процент «артистов поневоле» рождается в цирке или зоопарке. Рожденные в неестественных для них условиях животные слишком слабы для цирка. Поэтому их вылавливают в местах естественного обитания и сразу же начинают «приучать к послушанию». Диких животных лишают пространства и возможности передвигаться, бьют, морят голодом. Часть животных, которые не смиряются с рабским существованием, попросту убивают. Остальным разрешают жить. Но вряд ли можно это назвать жизнью.

«Я так хочу, не умирая, умереть!
Устал я на манежном ринге драться.
Избитый дрессировщиком медведь,
Живу и думаю:
….как с ним мне рассчитаться?»

Эти стихи дрессировщик Владимир Дерябкин написал в Уссурийске в 1982 году. Сегодня Дерябкин — создатель и директор первого в России частного музея фонографов и граммофонов, поэт, литератор и исполнитель собственных песен. А когда-то у него было 10 медведей. Это был и цирк, и театр. Он назывался «Медвежий театр миниатюр». Медведи Дерябкина были барменами, автослесарями, моряками, космонавтами, влюбленными, путешественниками. На время представления они как бы становились людьми. И в этом заключался секрет обаяния дерябкинских цирковых новелл… Ни одного из медведей уже не осталось в живых. А сам артист многие годы не выходит на манеж — он завязал с дрессурой. На вопрос одного из журналистов: «Почему?», он ответил: «Потому что это варварский жанр. Дрессировщики всегда скрывали изнанку своей профессии от зрителей».

«У меня был трюк, который взрывал аплодисментами любой зал», — рассказывает Владимир Дерябкин – «когда медведь падал перед моей партнершей Людой на колени, сжимая в лапах сердце из папье-маше. Со стороны все выглядело эффектно и мило. Но на репетициях со зверем «разговор» другой. Я видел, как медведя просто убивали за то, что он отказывался исполнять трюк. Нервы у дрессировщика не выдерживают, он срывается — и все, пошли побои! Картина, которую никогда не забуду, — сапоги дрессировщика, забрызганные медвежьей кровью. Так беспощадно били зверя… И не только во время репетиций, порой и на глазах у зрителей тоже. Однажды известный дрессировщик во время представления в приволжском городке так приложил пантеру, что она упала на барьер манежа и билась в судорогах… Я помню трюк «Скрещенные руки» — слон протягивает ногу, тигр кладет на нее лапу, сверху сам дрессировщик кладет ладонь. Как бы символика дружбы между зверем и укротителем. На самом деле — ложь. За этой лирикой скрывается насилие. Попробуйте навязать такое рукопожатие заклятым врагам. Они согласятся, если только вы окружите их смертоносным оружием. «Или вы протянете руки, или мы вас всех троих уложим!» И протягивают… Не верьте поцелуям дрессировщика со зверем. На арене укротитель может подойти ко льву, потрепать по гриве, даже чмокнуть в морду. А за кулисами возьмет в руки палку».

«А еще раз всю несправедливость дрессуры я понял, наблюдая на гастролях за нашими наездниками. У них была лошадь с израненной ногой. Она едва ходила и сильно прихрамывала. И вот на ней, на этой хромой лошади, работали! Пришпоривали посильнее и гнали по манежу на скорости, чтобы не было заметно, как она хромает. Потом прятали от чужих глаз в закутке и снова выводили на манеж. И не жалели — после травмы лошадь все равно шла под списание… Давайте говорить прямо: с рождением дрессировщика рождается и жестокость», – утверждает Дерябкин. – «Как только ты взял медвежонка, посадил в клетку, вывел на манеж — все, это уже катастрофа для животного. Да и для человека тоже, если у него есть душа».

Говоря о «списании» животного Дерябкин имеет ввиду его убийство на мясо и шкуру, либо продолжение мучений, но уже в передвижных цирках-зоопарках, либо на «фототочках» в увеселительных заведениях (кафе, ресторанах), на притравочных станциях.

Сами животные о своей жизни в застенках вряд ли расскажут. Поведать об этом правдиво может и Тереза Дурова – правнучка знаменитых клоунов и дрессировщиков. Отказавшись дрессировать зверей, она занялась делом более мирным – создала Театр клоунады. Но кому, как не ей, знать, что за страсти кипят по обе стороны клетки…

«Когда страдают животные – ищите человека», – говорит Дурова. – «Во всем люди виноваты. Нельзя животных в клетки помещать… Я за свои слова отвечаю. Поэтому, наверное, из дрессуры и ушла. Я не люблю смотреть на дрессированных животных в цирке. Я не люблю зоопарки. Я не понимаю, как можно водить детей среди клеток с целью сделать их добрее. Не склеивается это у меня в голове… Дрессированные кошки вызывают у меня дрожь. Уж я-то знаю, как надо подавить кошку, чтобы заставить ее ходить на задних лапах… Если вы приходите в цирк или в зоопарк и видите слона с разорванными ушами, значит, ему рвали ухо багром. Проткнули и дернули».

Многие посетители цирка, наверное, замечали, или видели в фильмах (последний из известных – художественный фильм 2011-го года «Воды слонам»), как дрессировщик слонов во время представления держит в руке кожаный стек. Конец стека часто украшен цветком. Укротитель подходит к животному, изящно взмахивает рукой, и слон, будто бы повинуясь цветку, послушно идет, куда нужно. Но мало кто из зрителей знает, что под прекрасной розой скрыт острый крюк, который при неповиновении слона тут же впивается ему в ухо. Так до сих пор происходит в цирках по всему миру.

Не только бывшие дрессировщики могут рассказать шокирующую, скрытую от зрителя правду о происходящем в цирке. Доклад директора ветеринарного госпиталя (ООО «Ветеринарная медицина»), заслуженного ветврача России Е.Г. Сибгатулина на  Балтийском форуме ветеринарной медицины-2010 вызвал широкий резонанс не только в профессиональном сообществе.

«Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником  идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70% моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками. В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного», – говорит Сибагатулин.

«Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?.. Ребенок, приходя в цирк на представление с дикими животными, не способен к анализу происходящего. Поэтому в его восприятии животного мира образуется изъян, который в дальнейшем может способствовать душевной деформации уже взрослого человека».

«Сама идея дрессуры – антигуманна. Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных, мы становимся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. Такое соучастие вредит моральному здоровью нации», – делает вывод заслуженный ветврач России, отработавший более 30-ти лет в петербургском Цирке на Фонтанке.

Безусловно, не все бывшие или нынешние работники цирка так чистосердечны и откровенны. Дрессировщики цинично, «на камеру» любят повторять, что считают дрессируемых ими животных своими детьми. Похожим образом совсем недавно выразился Генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин, отвечая на вопрос тележурналиста, как он относится к показанным ему кадрам избиения животных в цирке. Максим Юрьевич ответил на вопрос своим вопросом, суть которого: «А разве вы никогда не давали подзатыльник своему ребенку?» Тут, как говорится, просто нет слов. Может быть, конечно, кто-то и лупит детей железным прутом, бросает их в стену, бьет кулаком по голове, выкручивает пальцы, сажает в тесные клетки, зарабатывает на них деньги, выставляя на потеху… Но таких родителей, с очень большой вероятностью, как минимум лишат родительских прав или, что скорее, свободы, сразу же, как о методах «воспитания» станет известно. А дрессировщикам за то же самое, но сделанное по отношению к животным, дают звания и награждают.

И здесь речь не об абстрактных, а о вполне конкретных дрессировщиках – Заслуженных и Народных артистах России, избиения животных которыми засняла на видео сотрудница Центра защиты прав животных «Вита». С видеокадрами, один из главных героев которых, Мурад Абдуллаев, возглавлял Отдел управления гастролями Росгосцирка, можно ознакомиться здесь. Также, М. Абдуллаев был заместителем директора цирка на проспекте Вернадского, он лауреат «Серебряного кубка» и двух специальных призов на XVI Международном фестивале-конкурсе циркового искусства «Золотой цирк» в Риме. Номер «Дрессированные обезьяны» – обладатель Национальной премии «Циркъ». В 2008 г. Мураду Абдуллаеву присуждена Государственная премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Видеосъемки «Виты» из цирковых застенков, которые были выложены в интернет, а также предоставлены средствам массовой информации, поразили своей жестокостью всю страну. А результат? Дрессировщики всё так же работают, животные – погибают. А правоохранительные органы, к которым обратились зоозащитники с заявлениями по факту вопиющей жестокости пяти российских дрессировщиков, бездействуют.

Да, но кто-то, возможно, скажет, что из средств массовой информации мы периодически узнаём и о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко  подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Как, дескать, быть с этим – животные тоже жестоки. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Как говорят специалисты, и подсказывает обычная логика и здравый смысл, измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».

В настоящее время все больше людей в мировом масштабе осознают жестокость, стоящую за дрессировкой. В цивилизованных странах цирки, в которых есть номера с животными, стремительно теряют популярность. Использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах, в том числе в Великобритании, Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии, Дании и др.

К большому сожалению, в нашем государстве закона, запрещающего использование в цирках животных, нет. Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито и зооцирков, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Ведь со времён, когда развивались и процветали кровожадные виды увеселений, моральные ценности изменились. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались такими же жестокими в отношении братьев наших меньших?

Именно Россия сегодня остается пристанищем для цирков с животными, стремительно теряющих популярность в других странах мира. Однако и у нас все чаще слышны голоса в защиту бесправных животных. За последние годы акции против цирков с животными прошли во многих городах Российской Федерации. Против использования животных в представлениях выступают и многие известные люди, включая, в том числе и работников цирка. Все больше людей приходят к мысли, что для формирования этичной личности, человека нужно с детства учить пониманию интересов других существ, сопереживанию им, умению представить себя на их месте. Именно такой подход приведет к умножению добра и гармонии на планете.

 

P.S.: В 2012 году Центр защиты прав животных «ВИТА» снял фильм

«Цирк: иллюзия любви». Фильм удостоен награды V Международного кинофестиваля «Ступени» (2012) за Лучший документальный фильм по правам животных в номинации «Увидеть эту неудобную правду».

Фильм рассказывает об истории возникновении цирков с животными, о судьбе животных в неволе, о жестокости дрессуры, о развитии мирового движения против использования животных в цирках и т.д.

Посмотреть его, и сделать собственные выводы, может каждый желающий.