Раны от автобана

ingressimage_10_AUTOBAN.jpg

Тактика исчезающих экскаваторов

В октябре 2012 года в экологическую организацию «Зеленый фронт» поступила информация от жителей Вышневолоцкого и Торжокского районов Тверской области о нарушении природоохранного законодательства при строительстве скоростной автомобильной дороги М-11 Москва–Санкт-Петербург. Речь шла об участке 258-334 км (обход города Вышний Волочек), где работы ведет генподрядчик ОАО «Мостотрест». По данным жителей, строители добывали песчано-гравийную смесь (ПГС), незаконно организуя карьеры вблизи трассы. Экологи выехали на место, чтобы провести мониторинг строительства.

– За несколько дней мониторинга нами было обнаружено несколько десятков гектаров, на которых проведены вскрышные работы, — рассказывает председатель МОО «Зеленый фронт» Сергей Виноградов. – Лесничие подтвердили, что работы ведутся незаконно. Как выяснилось позже, организация «Трансстроймеханизация», вывозившая ПГС с одного из таких карьеров, является субподрядчиком на строительстве трассы М-11.

Всего вблизи строящейся трассы экологи выявили 12 незаконных карьеров, где происходит или недавно происходила добыча ПГС. Это три карьера вблизи деревни Нива 1, на территории лесного фонда, вблизи поселка Колотово, в Рученском лесничестве, у деревень Раменье и Никола-Бор…

Когда активисты приезжали на место, техника спешно прекращала свою работу, а машины разворачивались и покидали территорию. В других случаях машины были брошены. На двух карьерах зафиксировали погрузку ПГС в грузовики компаний «Мосстроймеханизация-5», «Трансстроймеханизация» и другие, без опознавательных табличек.

Водители грузовых машин, машинисты экскаваторов, охранники на всех выявленных участках пояснили, что песок с данных несанкционированных песчаных карьеров доставляется на объекты строительства трассы М-11.

Власти признали 12 лесонарушений

Активисты «Зеленого фронта» обратились в Фировское лесничество, а также в министерство лесного хозяйства Тверской области с просьбой предоставить информацию о незаконной добыче песка и гравия вблизи строящейся трассы. Лесничие официально подтвердили: лесонарушения есть.

«ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» сообщает, что действительно на подведомственной территории – землях государственного лесного фонда в 2012 году вблизи строящейся трассы М-11 были зафиксированы лесонарушения. Материалы по данным лесонарушениям были переданы на расследование в органы полиции», – говорится в официальном ответе. Однако сведения по нарушениям лесничество согласилось предоставить лишь «с разрешения министерства лесного хозяйства Тверской области».

В министерстве лесного хозяйства уточнили: в 2012 году было выявлено 12 фактов несанкционированного изъятия полезных ископаемых на землях лесного фонда, а все материалы по данным фактам направлены в МО МВД Вышневолоцкий «для проведения проверки и принятия решения в соответствии с законом».

Между тем ущерб, нанесенный природе, огромен. Экологи говорят, что вдоль строящейся трассы М-11 зафиксированы участки с подтопленным лесом, с выкорчеванными деревьями, наблюдается эрозия почв, а также попадание в водные объекты горюче-смазочных материалов. На участке вблизи деревни Никола-Бор карьер находится в санитарно-защитной зоне деревенского кладбища, группа песчаных карьеров вблизи деревни Раменье расположена в водоохранной зоне реки Осуга. Местные жители говорят, что добыча ископаемых ведется длительное время. Экологи подготовили обращения в правоохранительные органы и уполномоченные ведомства, чтобы те разобрались в ситуации и прекратили незаконные работы вблизи строящейся трассы М-11.

Незаконные карьеры порождает коррупция

В марте 2013 года активисты «Зеленого фронта» заявили «ЭиП», что ситуация с карьерами в Тверской области остается прежней. Обращения в органы и ведомства пока помогли мало.

– В основном наши запросы отфутболивают, — сказал «ЭиП» Сергей Виноградов, председатель «Зеленого фронта». – Россельхознадзор не смог установить принадлежность земельных участков, где выявлены нарушения, и направил соответствующий запрос в Росреестр. Прокуратура ответила, что осуществила выезд по указанным координатным данным, но «в связи с устойчивым снежным покровом» проверить ничего не смогли. Торжокская межрайонная прокуратура приступит к проверке во втором квартале 2013 года. Полиция ответила, что завела «отдельное производство по фактам несанкционированных раскопок карьеров».

По словам Виноградова, незаконные карьеры – проблема не только экологическая, она упирается в коррупционные схемы. Подрядчики предоставляют договоры, в которых указано, откуда и по какой цене они будут брать песок и гравий из официально работающих карьеров. Однако на самом деле оттуда берется только часть ПГС, большую часть они берут как раз из незаконно вырытых карьеров. Причем свозится все в одно место, где несанкционированные материалы, по сути, легализуются. В коррупционной схеме участвует множество людей – от высокопоставленных чиновников до сотрудников полиции.

– Зарабатывают на несанкционированных карьерах не строители, а субподрядчики, – полагает эколог. – Документы подделываются, технический контроль не ведется, проектные требования не соблюдаются. Думаю, это происходит с ведома крупных руководителей.

Доказать, кто именно незаконно разрабатывает карьер, весьма сложно. В случае если добыча песка попала в поле зрения экологов или правоохранителей, «разработчики» буквально бегут с «поля боя», бросая технику. Добыча прекращается на несколько дней, а позже возобновляется вновь. Помочь в таком случае могут только местные жители, вовремя сигнализирующие о творящемся беззаконии. К тому же порой техника берется в аренду у ничего не подозревающих компаний. Такие брошенные машины экологи нашли недавно во время рейда по Ленинградской области. Их арестовали, причем собственник об этом даже не знал.

Предстоит борьба

Сергей Виноградов уверен, что скоро вся стройка федеральной трассы М-11 обрастет незаконными карьерами песка и гравия. Уже весной этого года начнутся работы на территории Ленинградской области. «Предстоит борьба, – говорит эколог, – ждем, что начнут валить лес…»

На днях в природоохранной прокуратуре Ленинградской области состоялось межведомственное совещание, на котором обсуждалось, как своевременно выявлять и пресекать незаконную добычу полезных ископаемых на территории региона. Участвовали председатель Комитета государственного контроля природопользования Ленинградской области, замруководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, начальники 7-го отдела и 2-го отделения Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также руководитель «Зеленого фронта».

По данным прокуратуры…

Отчитывался и природоохранный прокурор Виталий Дорожкин. Он отметил, что на протяжении последних лет в регионе функционировала незаконная схема недропользования. «В 2012 году ситуацию удалось в значительной степени изменить», – заявил прокурор. По его словам, более чем в 2 раза увеличилось количество возбужденных прокуратурой дел об административных правонарушениях по фактам безлицензионного недропользования. Общая сумма наложенных штрафов составила более 3 млн рублей. В ходе выездов в 2012 году на незаконных карьерах было изъято более 40 единиц техники, что превышает аналогичный показатель 2011 года в 3 раза.

Повторится ли ситуация с тверскими карьерами в Ленинградской области? «ЭиП» будет следить за развитием событий.

Комментарий юриста «Беллоны»

Добыча песчано­гравийной смеси при строительстве трассы М­11 без получения лицензии на пользование недрами является административным правонарушением, за совершение которого на должностные лица может быть наложен штраф, достигающий 50 тыс. рублей, а на юридические лица – штраф в размере до 1 млн рублей. В результате незаконных действий нарушается федеральное законодательство о безопасном ведении работ, связанных с пользованием недрами (ст. 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395­1 «О недрах»), а также требования в области охраны окружающей среды, что является основанием для обращения в суд с заявлением о приостановлении строительства трассы М­11 (ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7­ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Виноваты в отсутствии должного надзора за строительством скоростной автомобильной дороги органы Росприроднадзора. Именно в их компетенцию входит обеспечение рационального использования и охраны недр, включая обязанность по предотвращению самовольного пользования недрами и привлечению правонарушителей к ответственности.

Несмотря на кажущуюся непричастность ОАО «Мостотрест» к выполнению договоров субподряда, обязанность возмещения ущерба от подтопления леса, повреждения деревьев, эрозии почв, попадания в водные объекты горюче­смазочных материалов, причиненного действиями «Мосстроймеханизации­5», «Трансстроймеханизации», возлагается непосредственно на генподрядчика, который ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства по строительству дороги.

В такой ситуации помочь местному населению остановить нарушения природоохранного законодательства должно министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, региональные органы Росприроднадзора, а также органы внутренних дел и прокуратуры, куда следует обратиться заинтересованным гражданам и экологам.

Алексей Смирнов