News

Shell и Statoil берут паузу в работах на американском арктическом шельфе, чтобы прийти на российский?

Transocean Arctic,slepebåten og Aksjonistenes M/S Osan sett forfra
Foto:Tarjeir Huse/Natur og Ungdom

Опубликовано: 11/03/2013

Автор: Анна Киреева

Норвежская Statoil, вслед за англо-голландской Shell, может отложить начало бурения в Арктике. Экологи приветствуют подобное решение, но опасаются, что компании, вместе с «Роснефть», поспешат начать бурение в российской части Арктического шельфа.

В конце прошлой недели исполнительный вице-президент норвежской нефтяной компании Statoil Тим Додсон (Tim Dodson) заявил, что компания рассматривает вопрос о рациональности начала бурения в Арктике и может, по примеру Royal Dutch Shell, отложить его.

Statoil заявил, что компания не приняла решение дать о начале бурения на шельфе Аляски, и такое решение не будет принято до 2015 года.

«Расходы слишком высоки, и мы хотим убедиться в рациональности работ прежде, чем принимать решения», — сказал «Беллоне» пресс-секретарь Statoil Борд Петершен (Bård Pedersen).

Эта новость была принята экологами с большим энтузиазмом.

«Это ответственный шаг», — считает эксперт Беллоны по нефтегазовым вопросам Сигурд Енге (Sigurd Enge), однако, по его словам, Statoil не отложила другие планы по бурению в арктическом Баренцевом море, а будет выполнять их в соответствии с разработанным графиком.

«Мы приветствуем решение по Аляске, но было бы еще лучше, если бы компания Statoil, работающая в Норвегии, предприняла бы такие же шаги в Баренцевом море», — отметил Энге.

Неудачи в Арктике преследуют Shell

В конце февраля англо-голландская компания Shell заявила о приостановке нефтяных разведочных работ в Чукотском море и море Бофорта до 2014 года. Это решение было ожидаемым после ряда неудач, постигших компанию в минувшем году. Предполагается, что отсрочка позволит подготовить оборудование и обеспечить экологическую безопасность.

«Вот уже четвертый год подряд нефтегигант пытается начать бурение в полярном регионе, но компанию то и дело преследуют неудачи: аварии, высадки на мель, пожары. Вместе с тем, у Shell нет технологий, которые бы на должном уровне обеспечили безопасность проведения работ», — говорится в сообщении Гринпис Россия.

«Shell очень старался стать первым и лучшим на арктическом шельфе. Теперь, после многочисленных ошибок и аварий, мы видим, что даже сильнейшие компании не способны обеспечить безопасность в столь сложных условиях. Самое разумное, что можно сейчас сделать – полностью запретить добычу нефти на арктическом шельфе», — отмечается в сообщении.

По мнению руководителя программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексея Книжникова, синхронные заявления двух крупнейших нефтяных компаний о высоких рисках бурения в Арктике являются отрадным фактом, который даёт основания надеяться, что этому же примеру последуют российские компании, в частности «Роснефть».

По его словам, необходимо менять вектор развития нефтегазовых проектов: с освоения шельфа Арктики на повышение эффективности сухопутных месторождений. Если «Роснефть» сжигает почти 50% добываемого попутного газа, то у Statoil в их первом арктическом проекте в России — Харьягинском в Ненецком автономной округе, показатели сжигания еще хуже и достигают 70%, — цитирует эксперта «РИА Новости».

Российская Арктика ждет своих «героев»?

В то же самое время, когда Statoil озвучивала свои опасения относительно бурения у берегов Аляски, президент «Роснефти» Игорь Сечин выступал в Хьюстоне (США) на конференции IHS СERAWeek, где активно агитировал компании обратить внимание на российский арктический шельф.
«Я хочу, чтобы «Шлюмберже», «Халибертон» и другие меня услышали: инвестиции на первоначальном этапе составят 14 миллиардов долларов. C перечнем первоочередного оборудования можно ознакомиться», – цитирует Сечина «Ведомости».

«Участие в арктическом шельфе стоит того, — продолжал Сечин: речь идет об инвестициях до 500 миллиардов долларов и запасах более чем 35 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, половина ресурсной базы составляет природный газ, требуется коммерциализация этих объемов и создание инфраструктуры сжиженного природного газа.

Напомним, что у «Роснефти» уже подписаны соглашения о сотрудничестве по совместной разработке углеводородов на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil.

Уместно предположить, что норвежский нефтегазовый гигант может предпочесть российскую Арктику американской в связи с более выгодными условиями: Путин уже пообещал льготы для работ на Арктическом шельфе, да и российское законодательство крайне несовершенно, что создает условия для так называемых «двойных стандартов».

По мнению координатора проектов по нефтегазовому сектору Баренцевоморского отделения WWF Вадима Краснопольского, работа в российской части Арктики для международных нефтегазовых компаний может быть более выгодна, особенно с точки зрения финансовых рисков.
«Например», у нас крайне слабое законодательство в области страхования, по которому нельзя адекватно оценивать риски», — рассказал Краснопольский в интервью «Беллоне.ру».

Несовершенством экологического законодательства активно пользуются российские компании. Например, компания «Газпром Нефть шельф» рассчитывает объем возможного разлива нефти с платформы «Приразломная», как с простой буровой платформы. Но «Приразломная» — уникальная платформа: это и буровая платформа и хранилище нефти одновременно. Поэтому и расчет по объему возможного разлива нефти должен быть другим.

Это только один из примеров-лазеек для нефтегазовых компаний, и нет причин сомневаться в том, что иностранные партнеры не будут ими пользоваться, участвуя в дележе «арктического пирога».