News

Конфликт в российской Арктике

Опубликовано: 14/06/2012

На территории планируемого национального парка «Хибины» вскоре может появиться промышленная дорога с самосвалами

Хибины – самый крупный горный массив на северо-западе России, место, до которого легко и быстро можно добраться из мегаполисов и центральной части страны. В конце минувшего года, в результате многолетней работы экологов и ученых, создание национального парка на этой территории было включено в Концепцию развития особо охраняемых природных территорий России. Согласно этому документу парк должен быть создан в 2015 году.

Однако параллельно работе по охране Хибин, Правительство РФ выдало лицензию на освоение апатит-нефелинового месторождения «Партомчорр» Северо-Западной фосфорной компании (СЗФК),  в северной части Хибин. Конфликт развернулся из-за строительства дороги, по которой огромными самосвалами будут вывозить руду. Практически все варианты, предлагаемые промышленниками, ставят под угрозу целесообразность создания национального парка.

«Мы уверены, что наслаждаться дикой природой под рев самосвалов и лицезреть промышленные отвалы вместо горных вершин найдется немного желающих, особенно учитывая компактность Хибин, — отмечает Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF России. – WWF инициировал совещание в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, по итогам которого было направлено письмо губернатору Мурманской области М. В. Ковтун, а СЗФК было предложено до 10 мая представить альтернативные варианты транспортировки. Никакой реакции не последовало», говорится в пресс-релизе WWF.

Компания уклоняется от проведения консультаций с общественностью и публичного обсуждения своего проекта, но заявила о намерении приступить к прокладке дороги и строительству рудника уже этим летом. По сообщениям пресс-службы СЗФК, потенциальное сотрудничество в рамках проекта недавно обсуждалось с представителями норвежского бизнеса и генеральным консулом Норвегии в Мурманске г-ном Эйвиндом Нордслеттеном. Участие должностных лиц Норвегии вызывает недоумение в силу очевидного противоречия между поддержкой проекта СЗФК и проектами по охране природы Мурманской области, уже долгие годы финансируемыми Правительством Норвегии. По крайней мере, условием такого участия должны были бы стать консультации с российской общественностью.

«Само месторождение и лицензионный участок находится за пределами проектируемого парка, но пересечение предполагаемой дорогой всех туристических маршрутов и рассечение территории парка сделает развитие рекреации невозможным. Сейчас еще можно совместить интересы охраны природы, туризма и горнодобытчиков, пока мы не получили очередной Байкальский ЦБК, проблема которого будет потом обсуждаться десятилетиями, – говорит Игорь Честин, директор WWF России. — Месторождение будет выработано лет за 50, а парк — использоваться веками. Поэтому мы настаиваем на выполнении принятых на совещании в Минприроды России решений – СЗФК должна представить альтернативные варианты и провести их отрытое обсуждение с общественностью, а Правительство Мурманской области не должно сдавать в аренду земли проектируемого парка без согласования с Минприроды России».