News

Ядерные проблемы Севера России: вопросы остаются

Опубликовано: 11/04/2012

Автор: Александр Никитин

Об итогах совместного рабочего семинара «Беллоны» и Госкорпорации «Росатом»

После рабочего семинара, который «Беллона» и ГК «Росатом» провели 27  февраля в Москве, можно сделать вывод: даже у идеологических  противников имеются общие точки соприкосновения интересов, которые могут плодотворно обсуждаться, причем на высоком профессиональном уровне.

ОППОНЕНТЫ С ОБЩИМИ ИНТЕРЕСАМИ

Если в области использования и развития атомной энергетики у ГК «Росатом» и «Беллоны» непримиримые идеологические разногласия, то в части решения проблем ликвидации ядерного и радиационного наследия по многим позициям мы имеем общую точку зрения. Хотя и здесь, поддерживая в целом официальную политику и стратегию Росатома,  «Беллона» не всегда соглашается с  выбранными приоритетами и конкретными действиями  госкорпорации. Поэтому основная цель семинара для «Беллоны» состояла не только в том, чтобы  еще раз посмотреть на проблемы ядерно и радиационно опасных объектов на Северо-Западе России, но и понять, какие конкретные действия будут предприняты в ближайшее время для их решения. 

САМОЕ ОПАСНОЕ В МИРЕ

Три с половиной года назад, на рабочем семинаре в Санкт-Петербурге представители Росатома ознакомили общественность с проектом выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из блоков сухого хранения (БСХ) в Андреевой губе. И тогда у «Беллоны» и у независимых экспертов возникли большие сомнения в состоятельности проекта. На февральском семинаре атомщики представили куда более реалистичную версию. Правда, столько времени утекло…

Ведь Андреева губа по-прежнему остается самым проблемным хранилищем не только в России, но и в мире. В нем сосредоточено около 23 тысяч  отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) различной модификации. Об их состоянии на сегодняшний день нет информации. Поэтому непонятно, каким способом придется выгружать ОТВС из ячеек БСХ, каких «сюрпризов» можно ожидать.  Главный аргумент Росатома – «безопасность – прежде всего» – не может вызывать у «Беллоны» возражения. Более того, если при выгрузке случится ядерный или радиационный инцидент, мы первые  потребуем ответственности за это.

ПРОБЛЕМА НОМЕР ОДИН

Проблема проекта номер один – неопределенность физического состояния большинства ОТВС. Несомненно, при выгрузке выяснится, что многие сборки невозможно выгружать поканально и даже почехольно из-за повреждений самих ячеек (несоостность, перекошенность, нарушение герметичности каналов и чехлов и т. д.).

Операция будет радиационно и ядерно опасной. Как показали дебаты на семинаре, Росатом отдает отчет, что безопасность операции во многом будет зависеть от культуры выполнения, контроля и технического обеспечения. Доноры, включая ЕБРР, настаивают на самом безопасном способе выгрузки, пусть и в ущерб временным затратам. Таким образом, по планам Рос­атома, выгрузка должна начаться в конце 2014 года, а завершиться – через 10-15 лет, в зависимости от того, как пойдет процесс. В финансовом плане операция оценивается в 300 млн фунтов стерлингов в ценах нынешнего года.

БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ

Вторым по значимости и опасности проектом, обсужденном на семинаре, был проект по выгрузке ОЯТ из плавучей технической базы «Лепсе».  При полной определенности ситуации непонятно, почему разгрузка базы не может  состояться в течение вот уже 20 лет.  Такое впечатление, что несмотря на наличие денег, других необходимых ресурсов, проекту не дают осуществиться бюрократические препоны. 

В САЙДЕ И ГРЕМИХЕ ИДУТ РАБОТЫ

Ситуация в Сайде и Гремихе выглядит несколько оптимистичней. В Сайде, в основном за счет помощи из Германии, построено хранилище для реакторных отсеков атомных подводных лодок (АПЛ) и заканчивается строительство участка для кондиционирования радиоактивных отходов. В плановом порядке площадка хранения заполняется по мере утилизации корпусов АПЛ.  В Гремихе СевРао занимается в основном выемкой топлива из реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Отработавшее топливо обычных водо-водяных реакторов практически все вывезено и отправлено на переработку. Планируется, что Гремиха будет полностью очищена от ядерных и радиоактивных отходов к 2025 году. Эти сроки могут быть перенесены лишь в том случае, если будут поднимать затопленную в Карском море АПЛ К-27 и выгружать из ее реакторного блока активную зону.

ОПАСНЫЕ «УТОПЛЕННИКИ»

Самая неопределенная ситуация складывается вокруг затопленных в северных морях объектов, содержащих ядерные и радиоактивные элементы. На данный момент принято решение о проведении исследований для выяснения точных координат затопления.  Однако эксперты Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН полагают, что уже пора планировать и работы по подъему опасных «утопленников». И в первую очередь –  подводной лодки К-27, поскольку существует угроза образования самоподдерживающейся цепной реакции деления (СЦР) в ее реакторе.

Основные сложности здесь связаны с тем, что неизвестны координаты большинства объектов, и что крайне важно – их хозяева. А если нет хозяина, непонятно, кто должен заниматься организацией подъема объектов, а также – осваивать средства, которые могут быть выделены на эти цели из бюджета и международных программ. Пока ни одно ведомство России не берет на себя ответственность за арктических «утопленников». Следовательно, в случае принятия решения по подъему необходимо будет создавать специальную структуру, что, с точки зрения бюрократических правил, может растянуться на очень длительное время.

Словом, на ликвидацию ядерных и радиационных проблем в Арктическом регионе требуются немалые средства – миллиарды долларов, а также время – порядка 15-20 лет. 

НАША СПРАВКА

Выгрузку ОТВС предполагается начать из наиболее простого блока сухого хранения (2А), а  для предотвращения облучения персонала будут использовать специальный агрегат поперечно­
продольного наведения на ячейку. Затем будут выгружать БСХ 2Б и 3А. Причем начнут выгружать поканально, а  если какие­либо ОТВС с помощью агрегата извлекаться из ячейки не будут, то их попытаются выгрузить вместе с чехлом. По проблемным ОТВС и чехлам будут приниматься индивидуальные решения, вплоть до разработки отдельных проектов по их извлечению. Основная задача нынешнего года – начать строительство здания (здание № 153), которое накроет все ячейки. В этом же здании будет смонтировано оборудование для выгрузки ОЯТ.

 

Александр Никитин

 

Основные пункты размещения РАО и ОЯТ на Севере России

изображение в оригинальном размере:
http://bellona.ru/portal/imagearchive/infographic.jpg