News

Помочь супермаркету стать «зеленым»

Опубликовано: 11/04/2012

Автор: Вадим Кантор

Возле супермаркета неспешно разгуливал… мусор. Самый натуральный, состоящий из пластиковых банок, бутылок, поддонов, пакетов. Персонаж охотно вступал в беседу с покупателями магазина «Ашан». Дополнительную информацию любопытствующие могли получить в информационной палатке Гринпис России, у руководителя токсической кампании Алексея Киселева.

«ПЕРЕРАБОТАЙ МЕНЯ»

Кампания против излишнего количества упаковки, используемой в торговле, началась задолго до этой акции. Еще летом 2011 года активисты Гринпис в тех же костюмах пришли к мэрии Москвы, держа в руках плакаты: «Мэр, хочу разобраться», «Не хочу на свалку», «Переработай меня», «Разбери меня», «Хочу вторую жизнь» и т. д.

Официально в Москве раздельный сбор мусора осуществляется с 2005 года с принятием Закона «Об отходах производства и потребления в г. Москве». В соответствии с ним власти обязаны наладить в городе раздельный сбор бытовых отходов. Однако на практике закон не действует. Раздельно собирают отходы лишь некоторые компании, сдающие их единичным фирмам, занимающимся вывозом офисных отходов, а также отдельные граждане, разделяющие бытовые отходы у себя в квартире. Потом эти самые граждане имеют головную боль с тем, куда сдать собранное вторсырье. Как раз этим категориям граждан и сознательным компаниям решили помочь в Гринпис России, запустив проект «Зеленый супермаркет».

НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ

Если мы внимательно изучим содержимое мусорного ведра на нашей кухне, сразу станет понятно, что основную его долю составляет магазинная упаковка: пластиковые пакеты, лотки, стаканчики, коробки, стеклянная тара. По экспертным оценкам, упаковка составляет примерно 70% бытового мусора. Поэтому защитники природы и решили обратиться к супермаркетам. Так зародился проект «Зеленый супермаркет».

Для начала решили составить рейтинг экологичности супермаркетов. Этот рейтинг был народным, поскольку заполнить анкету мог любой желающий, скачав ее с сайта Гринпис. Оценивались наиболее крупные торговые сети в разных городах России: «Магнит», «Дикси», «Холидей классик», «О’Кей», Х5 Retail Group, объединяющая три сети магазинов под марками «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», «Лента», «Седьмой континент», «Виктория», «Монетка» и «Ашан».

Оценка велась по 20 критериям, среди которых, к примеру, были такие, как борьба с излишней упаковкой; навязывание бесплатных пластиковых пакетов, возможность приносить с собой многоразовые сумки; прием тары и упаковки на переработку; продажа товара в экономичных упаковках большого объема; возможность приносить свою тару для приобретения развесных товаров и так далее. Баллы начислялись как в «плюс», так и в «минус». К примеру, такой фактор, как «агрессивное поведение сотрудников магазина (кассиров, продавцов) по отношению к покупателям, использующим свои пакеты/коробки для развесной продукции, отказывающимся от дополнительных пакетов на кассе, в отделе и пр.», оценивался в 5 баллов. За упаковку сумок в пленку на входе в торговый зал минусовалось 5 баллов. Вычитались баллы и за упаковку покупок в одноразовые пакеты на кассах.

Были и факторы в «плюс». Наличие в магазине системы сбора вторсырья у населения и их сдача на переработку оценивались так: макулатура и стеклобой – +3 балла, алюминиевые банки – +2 балла, пластиковые бутылки и канистры, контейнеры, пленка – 

+5 баллов, прием упаковок типа «тетрапак» – +8 баллов. Учитывался даже такой фактор, как открытость руководства предприятия для диалога, – за это набавляли 1 балл.

МИНУСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПЛЮСОВ

В анкетировании приняли участие около 1000 человек. После обработки анкет и подведения итогов оказалось, что даже победители рейтинга не смогли попасть в область положительных значений. То есть практически у всех российских магазинов, даже самых лучших, минусов оказалось больше, чем плюсов.

Аутсайдером рейтинга стал самый крупный и самый популярный магазин – «Ашан». Учитывая то, что «Ашан» изначально является французской торговой сетью, с нее и спрос больше. Ведь в Европе требования к обращению с отходами гораздо строже, и российским потребителям хотелось бы, чтобы зарубежные торговые сети показывали пример, а они оказываются в отстающих. Именно поэтому следующий этап проекта «Зеленый супермаркет» был нацелен на изменение политики одного конкретного ритейлера – сети «Ашан».

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ

– Есть такая вещь, как коллективное безответственное, – говорит Алексей Киселев. – Производителей – десятки тысяч, с каждым из них поработать не получится. Но всех их объединяют магазины. К тому же магазин – коммуникационная площадка между производителем и покупателем, ведь именно сюда мы возвращаем не соответствующие должному качеству товары. Вот почему магазин имеет возможность диктовать свои условия производителю, в том числе и по упаковке. Например, потребовать изменить ее с неперерабатываемого пластика на перерабатываемый, отказаться от пластиковых поддонов, пакетов и т. д. И производитель, будьте уверены, отнесется к этому серьезно.

МАГАЗИН МОЖЕТ СТАТЬ ПУНКТОМ ПРИЕМА ВТОРСЫРЬЯ

Кстати, в Европе все магазины обязаны выполнять директиву Евросоюза, предполагающую и залоговую стоимость тары, и прием у населения вторсырья. В России этого регулирования пока нет, поэтому иностранному бизнесу работать у нас выгодно, не отягощая свой карман соблюдением европейских стандартов.

По мнению Алексея Киселева, прием вторсырья у населения не стоил бы магазину больших дополнительных затрат, поскольку он и так собирает собственное вторсырье. Возросший объем вторсырья, напротив, увеличит доходы супермаркетов. К этой мысли только нужно психологически привыкнуть.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ

Среди первоочередных мер, которые можно реализовать в супермаркетах, Гринпис предлагает торговым сетям начать собирать вторсырье у населения за линией касс, отказаться от бесплатных пакетов, ввести стимулирование использования покупателями оборотной тары, дать возможность приобретать развесной товар в тару покупателя, сделать стойку товаров, произведенных из вторсырья.

Есть мнение, что российский народ не готов разделять и сдавать отходы, ему проще выбросить их в ведро. То, что данное утверждение ложное, показал проведенный «зелеными» опрос (за две недели в нем приняли участие 17 тысяч человек). Согласно ему, на вопрос: «Какое вторичное сырье вы планируете приносить в пункт раздельного сбора в супермаркете?», 14 тысяч ответили, что готовы приносить обратно в магазин пластиковую тару, а 13 тысяч – полиэтиленовые пакеты. Чуть менее популярными оказались бумага и стекло – они набрали по 12 тысяч голосов. Причем для многих посетителей сайта, оставивших свои комментарии, наличие контейнеров для раздельного сбора мусора могло бы стать решающим при выборе магазина. Гринпис собирается передать результаты опроса руководству крупнейших торговых сетей России.

НАРОД ГОТОВ СДАВАТЬ ОТХОДЫ

Защитники природы уверены, что им удастся убедить торговые сети стать более экологичными, тем более некоторый опыт в России уже имеется. К примеру, в супермаркетах Волгограда можно сдать макулатуру, а продукты упаковывают в бумажные пакеты из вторсырья, которые можно затем сдать здесь же в переработку. Всего возле супермаркетов этого города установлено более 300 контейнеров для сбора вторичного сырья.

Вадим Кантор

 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА «БЕЛЛОНЫ»

 В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

 Однако несмотря на то, что в нашем законодательстве содержатся правовые нормы раздельного сбора отходов, на практике они не работают: либо отсутствуют региональные нормативные акты, либо власть на местах не способна организовать раздельный сбор мусора.

В соответствии с п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01 в хозяйственной зоне организаций торговли независимо от организационно-правовых форм собственности устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Таким образом, предприниматель обязан обеспечить условия для раздельного сбора мусора и пищевых отходов в помещении магазина и на прилегающей к нему территории.

Нина Поправко