News

Кольская АЭС: кому лишние МВт?

Опубликовано: 07/06/2011

КОММЕНТАРИЙ: Ранее мы писали о том, как специалисты Кольской АЭС подготовили документы к общественным слушаниям, сегодня попробуем обсудить «цели и потребность намечаемой хозяйственной и иной деятельности».

Эта тема очень коротко и лаконично описана в «Пояснительной записке по материалам ОВОС эксплуатации энергоблока № 4 Кольской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной (предварительные материалы)» такими словами:

«Цель повышения мощности энергоблока № 4 — увеличение выработки электроэнергии.

В настоящее время Кольская энергосистема является бездефицитной, однако прогноз энергопотребления свидетельствует как о его росте внутри системы, так и о появлении новых возможностей передачи избыточной электроэнергии в центральные регионы России через системы Карелэнерго и Ленэнерго (после завершения строительства новых линий электропередачи). Помимо этого, разработаны проекты 3-х вариантов увеличения экспорта электроэнергии в энергосистему Скандинавии (Nordel)».

По нашему оценочному мнению, данный раздел не содержит каких-либо убедительных аргументов, подтверждающих необходимость «реализации намечаемой хозяйственной деятельности» в настоящее время по следующим причинам: 

— отсутствует какой-либо цифровой материал по потребности электроэнергии в настоящее время или прогноз на ближайшие годы;

— отсутствуют ссылки на существующие планы правительства Мурманской области или планы увеличения энергопотребления отдельными крупными предприятиями;

— во всех представленных документах дается только цифра увеличения тепловой мощности, но отсутствует величина повышения электрической мощности энергоблока № 4 Кольской АЭС, которая могла бы характеризовать заявленное «увеличение выработки электроэнергии» и позволила бы провести необходимые расчеты.

Правда, в документе под названием «Оценка влияния увеличения выработки электроэнергии энергоблоком № 4 Кольской АЭС на окружающую среду. Этап 2. Отчет «Охрана окружающей среды при подъеме и работе на мощности выше номинальной энергоблоком № 4 Кольской АЭС. Пояснительная записка. КЛ.4-0-77-ПЗ-002» (лист 6) имеется еще одно упоминание по обоснованию возможности повышения мощности энергоблока с реактором ВВЭР-440 выше номинальной:

«Одной из основных задач, поставленных перед атомной энергетикой России в рамках Энергетической стратегии России на период до 2020 года, является увеличение производства электроэнергии на действующих АЭС, повышение их общей экономичности при безопасной и надежной эксплуатации».

Только документ этот датирован 2008 годом, а за прошедшее время уже были внесены некоторые изменения: в июне 2010 года Правительство РФ внесло коррективы и одобрило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перспективой до 2030 года.

А что все-таки написано в «Энергетической стратегии до 2020 года» про Кольскую АЭС? В приложении № 3 имеются цифры об установленной мощности Кольской АЭС, начиная с 2010 года и далее, в размере 1833 МВт:

3 энергоблока общей мощностью 1374 МВт и один — 459 МВт?!

По этим цифрам трудно выяснить, на каком энергоблоке и в каком количестве предполагается получить дополнительные 73 МВт электрической мощности, но по возрасту, так сказать, молодости реакторов можно предположить — энергоблоки № 3 и 4.

Кроме общероссийских Стратегий на региональном уровне разрабатывают свои планы, и, как ни странно, совсем недавно, 26 апреля 2011 года, приказом № 29 (http://minzhkh.gov-murman.ru/programs/?id=17) министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области утверждена «Схема и программа развития электроэнергетики Мурманской области на период 2012-2016 гг.». Мы воспользуемся данными из этого документа и приведем несколько таблиц для прояснения картины с электричеством в нашем регионе.

Табл. 1. Динамика выработки, потребления, и экспорта электрической энергии (млрд. кВт×ч).

 

Год 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

Выработка, в том числе:

17,167

17,887

17,550

17,861

17,197

17,891

АЭС 

10,032 

10,593 

10,290 

10,669 

9,891 

10,674 

ГЭС 

6,563 

6,738 

6,734 

6,704 

6,813 

6,732 

ТЭЦ 

0,490 

0,489 

0,479 

0,457 

0,468 

0,468 

Блок-станции 

0,081 

0,066 

0,046 

0,029 

0,024 

0,016 

Потребление

13,361

13,650

13,608

13,518

13,122

13,269

Норвегия (экспорт)

0,216

0,215

0,190

0,176

0,223

0,209

Финляндия (экспорт)

0,525

0,517

0,536

0,395

0,577

0,524

Карелия (переток)

3,805

4,236

3,942

4,342

4,075

4,622

Из табл. 1 видно, что внутреннее потребление Мурманской области составляет около 75% от производимой электроэнергии, а остальное электричество «перетекает» в Республику Карелия и идет на экспорт в Норвегию и Финляндию. Из табл. 1 нельзя зафиксировать какой-либо устойчивый рост потребления электроэнергии в Мурманской области. Если бы он был, мощность энергосистемы позволяет это осуществить без особых трудностей.

А теперь посмотрим на ближайшие перспективы в области электричества для Мурманской области. Приводим еще две таблицы из «Схемы и программы».

Табл. 2. Структура перспективных балансов электрической энергии, млрд. кВт×ч.

ОЭС Северо-Запада 

2011г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

Потребность (электропотребление)   

13,604

14,014

14,344

14,455

15,033

16,603

Покрытие (пр-во эл. энергии)          

17,888

18,145

18,145

18,145

18,145

18,145

в том числе:

 

 

 

 

 

 

АЭС

11,100 

11,100 

11,100 

11,100 

11,100 

11,100 

ГЭС

6,290 

6,290 

6,290 

6,290 

6,290 

6,290 

ТЭС

0,495 

0,752 

0,752 

0,752 

0,752 

0,752 

НИЭ

0,003 

0,003 

0,003 

0,003 

0,003 

0,003 

*по данным «Схемы и программа развития Единой энергосистемы России на период с 2010 по 2016 год», утвержденной Приказом Минэнерго России от 15 июля 2010 года № 333.

Табл. 3. Структура перспективных балансов электрической мощности, МВт.

 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2016 г. 

Потребность (максимум)

2078,0

2136,0

2182,0

2195,0

2277,0

2494,0

Покрытие (Руст.)

3735,0

3735,0

3735,0

3735,0

3735,0

3736,4

в том числе:

 

 

 

 

 

 

АЭС

1760,0 

1760,0 

1760,0 

1760,0 

1760,0 

1760,0 

ГЭС

1594,9 

1594,9 

1594,9 

1594,9 

1594,9 

1596,3 

ТЭС

379,0 

379,0 

379,0 

379,0 

379,0 

379,0 

НИЭ

1,1

1,1 

1,1 

1,1 

1,1 

1,1

*по данным «Схемы и программа развития Единой энергосистемы России на период с 2010 по 2016 год», утвержденной Приказом Минэнерго России от 15 июля 2010 года № 333.

Очень серьезное расхождение с Энергетической стратегией российского правительства, где уже три года назад запланировали рост мощности Кольской АЭС? Неужели в Мурманске забыли учесть пожелания Москвы? Или мы будем иметь неучтенные мощности и перевыполнять планы по типу «пятилетка — в три года!»

Посмотрим на приведенные цифры: из табл. 2 и 3 можно определить, правительство Мурманской области предполагает рост потребности в электроэнергии, начиная с 2011 года, в размере 2-3% на ближайшие 4 года и скачок на 5 и 10% в 2015 и 2016 годах. Но при этом, производство электроэнергии планируется увеличить всего лишь на величину чуть более 1% (0, 257 млрд. кВт×ч) в 2012 году, и произойти это должно на ТЭС, не на АЭС! И планируется это сделать без увеличения установленной мощности. Стоит отметить, что в «Схеме и программе» учитываются источники электроэнергии мощностью около 1 МВт (см. строка «НИЭ»).

Но нет в этих таблицах, да и во всем документе, упоминания об увеличении мощности  Кольской АЭС, как планируют это сделать атомщики на энергоблоке № 4. В случае благополучного прохождения этого проекта по всем инстанциям, прибавку электрической мощности в энергосистему области можно оценить в величину, предположим, около 40 МВТ, что приблизительно будет соответствовать 0,3 млрд. кВт×ч в год. Не так уж и мало!

Нельзя забывать и об областной «Программе энергосбережения и энергетической эффективности», в ней предполагается экономить, например, в 2013 году всего лишь 0.07 млрд. кВт×ч в год. Сравните масштаб увеличения мощности Кольской АЭС и планы правительства по энергосбережению: кто сумеет найти эту экономию в реальности при таких планах атомщиков по увеличению выработки электроэнергии. Если только на бумаге?

«Схема и программа» наводит еще на одну мысль — а было ли поставлено правительство Мурманской области о планах по энергоблоку № 4? Или «Росатом» в традициях Министерства среднего машиностроения времен СССР работает по принципу «государство в государстве» — что хочу, то и делаю: моя КАЭС, мои МВт, а вы, будьте любезны, подстраивайтесь «дружно в ряд».

«Схема и программа» — документ очень свежий и подписан уже после первой попытки общественных слушаний в Полярных Зорях. Неужели, кто-то из чиновников, готовивших документ, сомневался в благополучном для Кольской АЭС завершении процесса общественных слушаний и государственной экологической экспертизы? Где и когда общественные слушания препятствовали движению промышленных гигантов? Нет, будем справедливы, встречаются такие редкие случаи, да и те происходят, как в сказке, с неожиданным вмешательством «царя-батюшки». Вариант с Кольской АЭС под эти параметры, определенно, не подходит.

Запутали нас господа государевой службы и государственной корпорации «Росатом» со своими программами, стратегиями, планами и схемами. А, может быть, так и должно быть в современной России? То заявляем об удвоении ВВП, то об этом забываем, то объявляем общественные слушания, то отменяем, и так до бесконечности…

Мы не сомневаемся, повышение выработки электроэнергии позволяет получить дополнительные доходы для Кольской АЭС, а значит, можно ожидать увеличение отчислений в бюджеты разных уровней. Об этом имеется упоминание в «Пояснительной записке», но без предварительных цифр, хотя такие предварительные расчеты можно было выполнить для убедительности и аргументации.

Мы же хотим напомнить, что есть такой приказ Федеральной службы по тарифам от 30 декабря 2010 года № 654-э «О размерах денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, и составляющих цен на мощность, поставляемую в 2011 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием генерирующих объектов атомных станций» со следующими словами:

«2. Определить составляющую цены на мощность, поставляемую в 2011 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием генерирующих объектов атомных станций ОАО «Концерн Росэнергоатом», 147 429,71 руб./МВт в месяц».

Издержки на инвестиции в утвержденном размере входят в необходимую валовую выручку каждой атомной станции. В России же пока еще действует ценообразование от издержек. То есть, по нашему оценочному мнению, при заданном тарифе на мощность, больше мощности – это значит более высокие цены для потребителя.  

Так что получается в нашем случае? Мурманская область — население и предприятия — заплатит за повышение мощности Кольской АЭС. Возможно, это будут очень маленькие суммы — предположим, плюс одна копейка за каждый кВт×ч — но мы их обязательно выплатим. При дополнительных 40 МВт сумма составит немного меньше 6 млн. руб. в месяц. Но согласны ли крупные областные потребители электроэнергии — ОАО «Кольская ГМК», ОАО «Апатит», ОАО «СУАЛ» и другие — на увеличение тарифа, который будет обусловлен, в том числе, и повышением мощности на Кольской АЭС, которая им не требуется?

В настоящее время и на несколько лет вперед Мурманская область обеспечена электроэнергией с хорошим запасом. С какой стати жители, предприниматели и крупный бизнес должны нести финансовые потери по причине стремления Кольской АЭС работать на энергоблоке № 4 на мощности реакторной установки 107% от номинальной?

Резюме нетехнического характера

  • Принимая во внимание экономическую нецелесообразность повышения мощности энергоблока № 4 Кольской АЭС в настоящее время, проект должен быть отклонен.
  • Общественные слушания, назначенные на 9 июня 2011 года, отменить.