News

Более половины россиян против использования атомной энергии

TV6

Опубликовано: 31/05/2011

Автор: Владимир Сливяк

Применение немецких стандартов ядерной безопасности привело бы в России к массовому закрытию реакторов. Такому же, который происходит в Германии.

Вчера были распространены результаты международного опроса общественного мнения, проведенного в мае 2011 года в семи крупнейших странах мира, которые полагаются на использование атомной энергии. Опрос был проведен компанией Harris Interactive Inc. (США) по заказу японской газеты «Асахи».

Согласно данным опроса, во всех странах, широко использующих атомную энергию, выросло количество ее противников. В трех странах количество противников составляет большинство — В Японии 42% против и 34% за, в России 52% против и 36% за, в Германии 81% против и 19% за.

Проведенный опрос относился в большей степени к существующим АЭС. Что касается строительства новых АЭС в России, то здесь ситуация еще хуже для атомной промышленности. Опрос РОМИР в 2007 году показал, что 78% россиян относятся негативно к строительству новых АЭС в своих регионах. (Вопрос: «Как бы вы отнеслись к строительству АЭС в вашем регионе?»)

Еще один крайне интересный результат исследования — количество людей, которые обеспокоены возможностью повторения ядерной аварии в своих странах. В Южной Корее это 82%, в России — 80% (!), во Франции, Германии и Китае — более 70%. Получается, что дорогостоящая пропаганда «Росатома», направленная на убеждение россиян в том, что авария подобная японской не может повториться в России — провалилась.

В России 22 из 32 атомных реакторов относятся было спроектированы более 30 лет назад, а почти половина старых реакторов — аналогичны взорвавшемуся в Чернобыле. После Фукусимы об этом неоднократно упоминалось. Поэтому неудивительно, что большинство населения понимает опасность старых реакторов и выступает против использования атомной энергии. Если бы стандарты безопасности в России были аналогичны немецким, то 22 старых энергоблока были бы остановлены немедленно.

Решение вывести атомные реакторы из эксплуатации в Германии привлекло внимание всего мира, однако некоторые другие решения кабинета Ангелы Меркель остались в тени. Итак, немецкое правительство приняло решение вывести из эксплуатации  8 реакторов, которые после аварии в Японии были остановлены для проверки уровня безопасности. Еще 9 более современных реакторов будут остановлены поэтапно в период до 2022 года. Кроме того, в связи с тем, что гражданское и военное использование атомной энергии очень тесно связано, Германия будет настаивать на реформе МАГАТЭ. Также были приняты решения в отношении ядерных отходов. Необходимо найти новые места для захоронения ядерных отходов помимо соляных шахт Горлебена, которые оказались ненадежными с учетом гигантского срока хранения отходов. А также оставить возможность для извлечения ядерных отходов из будущих могильников.

Безусловно, общее внимание приковано к выводу реакторов из
эксплуатации, однако решения по МАГАТЭ и нераспространению, а также в
области утилизации ядерных отходов заслуживают самого пристального
внимания. Тезис о связи военной и гражданской атомной энергетики был
озвучен очень давно и с тех пор не прекращаются споры на эту тему. О
ядерных отходах спорят не меньше.

До начала аварии на АЭС Фукусима-Дайчи сегодняшняя позиция Германии могла существовать разве что в мечтах экологов. Со временем и новыми политическими решениями в разных странах об отказе от «мирного атома», с потерей контрактов, на которые надеялись крупные ядерные компании всего мира, общая цена японской катастрофы для атомной промышленности будет только расти. На прошлой неделе планы развития атомной энергетики отменила Швейцария, а неделей раньше Япония. На очереди, возможно, Италия. И вряд ли на этом можно поставить точку.

Одной из тем бесконечных споров по поводу атомной энергетики уже долгое время является связь между гражданскими и военными технологиями. Мандат МАГАТЭ включает как безопасность гражданской атомной энергетики, так и сдерживание распространения ядерного оружия. Однако, многие страны, создавшие ядерную бомбу недавно, сначала получили доступ к реакторным технологиям. Это Индия, Пакистан, Израиль и другие. Поэтому торговля атомными реакторами до некоторой степени проиворечит интересам нераспространения ядерного оружия. Очевидно, что МАГАТЭ при всем желании не может одновременно поддерживать развитие атомной энергетики в неядерных странах и сдерживать распространение ядерного оружия. Когда такая индустриально-развитая и влиятельная страна, как Германия, говорит об этом вслух — игнорировать такую огромную проблему невозможно. Активные действия немцев в этой области могут поставить вопрос о нелигитимности международной торговли реакторами, на которой Россия собирается зарабатывать большие деньги.

Не менее интересным является и решение о том, что в могильниках должна
быть возможность обратного извлечения ядерных отходов. Это подтверждает тезис о том, что по крайней мере на нынешнем этапе развития, невозможно создать безопасную технологию, которая позволила бы изолировать отходы на все то время, пока они будут оставаться опасными. Вопрос с отходами не решен ни в одной стране мира, а это значит, что тысячи будущих поколений будут вынуждены тратить огромные средства на поддержание ядерных хранилищ в надлежащем состоянии. И это полностью опровергает миф о том, что проблему ядерных отходов можно решить с помощью новых технологий в настоящий момент. Тем удивительнее заявление «Росатома» о том, что все проблемы с ядерными отходами в нашей стране будут решены за 30 лет и 400 млрд руб. Все это похоже на очередную попытку извлечь из бюджета страны крупные средства на заведомо невыполнимые цели. Также было 4 года назад, когда правительство принимало программу строительства огромного количества новых АЭС, которую невозможно выполнить просто потому, что в России недостаточно машиностроительных мощностей. Впрочем, на самом деле «Росатом» не собирается решать проблему с радиоактивными отходами, это всего лишь попытка быстренько закопать отходы в пунктах, построенных на скорую руку. Никаких референдумов о том, хотят ли люди жить рядом с ядерными могильниками, конечно, не будет. Иначе ведь и быть не может, если никаких технологий безопасного хранения радиоактивных отходов в течение тысяч лет не существует. А то, что эта опасность будет преследовать страту многие тысячи лет и все построенные сегодня пункты успеют разрушиться с более чем вероятным выходом радиации в окружающую среду, сегодняшний менеджмент «Росатома», видимо, не беспокоит. Главное получить деньги, потом их потратить, а потом отчитаться о решении проблемы, которую нигде в мире решить больше не могут.

Еще один миф, напрочь разбитый немецким правительством — о том, что решение об отказе от «мирного атома» принимали около десяти лет назад «зеленые» и как только придет новое правительство — это решение будет отменено. По крайней мере, в России пропагандировалась именно такая точка зрения. Если что, Германией сейчас управляют христианские демократы. А отказ от атомной энергии принят не из-за того, что кто-то там случайно пробрался в правительство, а потому что немецкое общество этого активно требует. Ни один другой вопрос не провоцирует общегерманских демонстраций численностью в сотни тысяч человек несколько раз в год.

Стоит ли относится к вчерашнему решению Германии серьезно, ведь около десяти лет назад было принято такое же решение, а в прошлом году Меркель его изменила, продлив срок службы реакторов на добрый десяток лет. Дело в том, что решение 2011 года уже привело к одномоментному закрытию половины немецких реакторов. По иронии судьбы, Меркель закрыла те реакторы, которые не получилось закрыть у «зеленых». Правда, это заслуга не канцлера Германии, а японской атомной промышленности.