News

Калининградский «день Росатома»

Опубликовано: 19/08/2009

Автор: Владимир Сливяк

Сегодня в Калининградской области – «день Росатома». Судите сами, в Светлогорске проходит встреча с неизвестными представителями неизвестных европейских компаний, которые якобы будут покупать энергию с еще не построенной Балтийской АЭС. А в Советске – то ли круглый стол «Росатома», то ли депутатские слушания про ту же атомную станцию. Взамен общественных слушаний.

Обе встречи, вернее то, как их организуют в очередной раз иллюстрирует, что из себя представляют современные подходы атомной промышленности к работе с населением, прессой, политиками. В Светлогорск прессу просто не пускают. Странно, ведь, казалось бы, вот она – возможность заткнуть рот скептиками и показать наконец-то покупателей энергии с Балтийской АЭС и даже возможных инвесторов из-за рубежа. Но нет, журналистов туда пускать не велено. Сначала планировался брифинг для СМИ после встречи, но и его отменили. Список участников недоступен, содержание засекречено.

 

Вернее, по слухам вроде допустили тех, кого на 100% контролируют, то есть такие СМИ, которым можно приказывать, что писать. «Комсомольскую Правду», например. Ничуть не сомневаюсь, что после встречи обязательно появятся «официальные» статьи о том, как мир встал в очередь за энергией с Балтийской АЭС. Вот только если бы такая очередь или хоть какой-то интерес на самом деле существовали – не было бы никакой нужды это скрывать и не пускать туда нормальных журналистов. Бывший профессиональный пиарщик, а ныне чиновник «Росатома» Конышев и его команда в момент раструбили бы о том на «всю ивановскую». А то кормят сообщениями про компании, поставляющие оборудование, и пытаются убедить всех, что это инвесторы для АЭС.

 

В Советске и вовсе удивительное мероприятие происходит. В июле городской совет депутатов решил провести общественные слушания о Балтийской АЭС. Решение весьма прогрессивное и смелое – объективно, жители Советска, который находится в 18 км от стройплощадки АЭС, в большинстве своем не смогли попасть в середине рабочего дня в Неман, где проходили официального слушания «Росатома» 24 июля. И даже если бы смогли доехать, то все равно не попали бы в зал. Усилиями местных властей две трети зала на 700 мест было заполнено «подготовленной» общественностью, снятой посреди дня в пятницу с работы для выражения бурной поддержки атомной инициативе сверху. Но прогрессивной инициативе советских депутатов не суждено сбыться. 5 августа решение о проведении общественных слушаний было отменено. Якобы на основании того, что оно незаконно, о чем в Советск пришло письмо из областного правительства. Сегодня наш представитель получил копию этого письма. Оказалось, что в письме никаких запретов нет. Да и не могло там быть запретов, потому что закон не запрещает проводить общественные слушания в регионе воздействия проекта. Законодательство говорит лишь о том, что заказчик проекта обязан провести слушания в округе, где реализуется проект. Как Вы считаете, тут говорится о запрете кому-либо еще, кроме заказчика, проводить слушания? Тут вообще-то обозначается обязанность заказчика, а не права и обязанности прочих заинтересованных сторон.

 

Называя вещи своими именами, депутаты городского округа Советск испугались. Не важно, кого именно — «Росатома» или областного правительства. Первый же окрик заставил подогнуть колени.

 

И решили депутаты вместо слушаний провести нечто среднее между депутатским заседанием и круглым столом. И если слушания должны были пройти в большом зале вечером, что удобно для работающего населения, то это мероприятие было назначено на 9 утра, а никакой информации о нем официально не распространялось. То есть вместо общественного обсуждения было решено провести кулуарный междусобойчик. В течение междусобойчика в кулуарах рассказывали, что с каждым членом городского совета «провели беседу». Присутствующий на междусобойчике мэр Советска в ответ на вопрос о том, почему же депутаты повели себя подобным образом, лишив жителей возможности высказаться об АЭС – заявил, что, в отличие от «Экозащиты», городской совет Советска политикой не занимается. Из этого утверждения следуют как минимум два крайне интересных вывода: политика – это обеспечение возможности населения высказываться, депутаты политикой не занимаются. Интересно, чем же тогда они занимаются?

 

Общественные слушания должны были дать возможность жителям Советска высказаться о проекте АЭС и результаты этого обсуждения могли попасть в пакет документов для государственной экологической экспертизы проекта. Вот это и было главной причиной беспокойства «Росатома» — не допустить того, чтобы негативное мнение было отражено в документах. Чтобы перед государственными экспертами можно было нарисовать картину полного одобрения населением Балтийской АЭС. Именно вот это помогли сделать «Росатому» депутаты Советска, вместе с мэром (которые политикой не занимаются).

 

Не смотря на почти тайный режим проведения не-слушаний в Советске, количество участников составило около 60 человек. Настроены они, в большинстве своем, были довольно негативно. В очередной раз звучали вопросы о судьбе ядерных отходов, о планах эвакуации населения, о возможных авариях. В очередной раз звучали ответы, в которые довольно трудно поверить. Время от времени реакция местных жителей приобретала форму громкого топота. Наверное, по окончании депутаты почувствовали облегчение. Вроде провели что-то, а вместе с этим – слушаний не состоялось. Не учли они только одного – слушания могли стать легитимной возможностью выражения общественного мнения. Теперь это коллективное мнение, вполне возможно, начнет искать себе другие, более прямые способы выражения.

 

У депутатов Советска была возможность контролировать этот процесс, не делая ничего, кроме своих прямых обязанностей, теперь же процесс может приобрести неконтролируемый характер. Но выбор сделан, депутаты испугались и предпочли спрятаться в кусты.

 

Безусловно, есть и те, кто хочет контролировать процессы. Например, «Росатом». Для этого госкорпорация создает карманную общественную организацию в Советске под названием «Неравнодушные». Финансировать ее планируется из средств госкорпорации «Росатом» (у атомщиков есть грантовая программа для особо неравнодушных). Надо сказать, что главная «неравнодушная» женщина раньше ходила по экологическим организациям в качестве противника АЭС и задавала много странных вопросов. Мы, честно говоря, не догадывались, что человек деньги ищет. В общем, в конце концов, она нашла «свою команду».

 

Современная тактика «Росатома» по продвижению своих проектов в регионах включает в себя ограничение прав граждан и прессы на информацию и, как следствие, ограничивает свободное общественное обсуждение. У этого есть простая причина — процессами, касающимися взаимодействия с общественностью, сегодня управляют пиарщики (прежде всего г-н Конышев), пришедшие в атомную промышленность с назначением главой «Росатома» экс-премьера Кириенко. Их взгляд на ситуацию довольно прост – контроль за прессой (и возникающая вследствие возможность промывать мозги) во многом обеспечивает результат. Если же отказаться от этих усилий, то случится «страшное» — может возникнуть реальное, не контролируемое ими, общественное обсуждение. И результат этого обсуждения известен. Население – против. Может быть с помощью денег можно насоздавать каких-нибудь «неравнодушных», но ведь на всех денег не хватит. Даже на большинство не хватит. Поэтому и приходится господам-пиарщикам не пущать прессу, не допускать общественных обсуждений, а если уж кто исхитрится добраться до них с вопросами о реальных проблемах – недоговаривать, приводить ссылки на несуществующие документы, с уверенным взглядом утверждать, что проблем нет, даже если все вокруг знают, что это ложь. Пока Вы будете проверять, они будут уже далеко, а при следующей встрече сделают вид, что никогда Вас не видели. Те, кто знают близко  российских пиарщиков, думаю, со мной согласятся. В этот раз в Совестке на них уже топали ногами. В следующий раз могут дистанционными методами и не ограничиться. Народ все-таки.