News

Декларация G8 должна стать основой для декабрьских переговоров в Копенгагене

G8Website/ANSA Photo: Alessandro Di Meo

Опубликовано: 15/07/2009

Автор: Александр Шуршев

8-10 июля в итальянском городе Аквила проходил саммит «Большой восьмёрки» (G8). Международный клуб G8 объединяет, как принято считать, наиболее индустриально развитые стран мира: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония. Лидеры этих стран собираются ежегодно для обсуждения важнейших глобальных вопросов. На этот раз обсуждались источники экономического роста, проблемы торговли, помощь беднейшим странам Африки.

Отдельное обсуждение было посвящено проблеме климата

Этот вопрос обсуждался в расширенном составе. Кроме восьми основных участников в обсуждении приняли участие Австралия, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Южная Африка и Южная Корея. По итогам переговоров была принята декларация по климату, которую, правда, ещё предстоит обсудить на конференции ООН в декабре этого года.

В своём итоговом «климатическом» документе страны «восьмёрки» договорились, что глобальная средняя температура не должна превысить доиндустриальный уровень на 2 0C. По мнению руководителя федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александра Бедрицкого, по сравнению с началом прошлого века глобальная температура повысилась примерно на 0,7 0C, но очень сильно росла именно в последнее время. И именно 2 0C, как утверждают некоторые учёные, – максимальный уровень, который не приведёт к катастрофическому изменению – климата.

Для достижения этой цели участники обсуждения договорились снизить выбросы парниковых газов, прежде всего, углекислого газа (СО2). Но о количестве такого снижения разгорелись жаркие дискуссии. В первоначальном документе, предложенном для обсуждения лидеров стран, предлагалось сократить глобальные выбросы на 50% к 2050 году, а развитые страны должны были взять на себя обязательство по сокращению выбросов на 80%. 

Резко против последней цифры выступила Россия

Советник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что для России показатель в 80% недопустим. «Мы экономическим ростом жертвовать не будем ради достижения цели по снижению эмиссии. Экономический рост должен быть эффективным», – аргументировал он свою позицию. Китайская делегация, вслед за Россией, выступила также против, но уже и против 50%-го сокращения. «Китай не связывает себя с декларацией G8 по климату, так как при снижении выброса парниковых газов необходимо учитывать разные подходы в решении этого вопроса для развитых и развивающихся стран», – сообщили в министерстве иностранных дел КНР.

Вопросы возникли также по поводу уровня, по отношению к которому необходимо снижать выбросы. Россия готова взять за основу уровень выбросов 1990-го года. Тогда уровень производства был выше, и выбросов было больше. Затем из-за экономического кризиса производство упало и выбросов стало меньше. К слову, сейчас российская экономика выбрасывает в атмосферу на 34% меньше углекислого газа, чем это было в 1990-ом году. Но связано это, по большей части, с так и не восстановившейся промышленностью, а не с принятием экологических программ. На уровень 1990-го года готовы ориентироваться также страны Евросоюза. Вместе с тем, например, Япония предлагает взять за основу 2005 год, а Канада – 2006. Развивающиеся страны вообще предлагают, чтобы для них ориентиром стал 2020 год, к которому промышленность этих стран должна приблизиться к уровню развитых. 

В итоге никаких конкретных решений так и не было принято. Участники встречи договорились лишь об ограничении повышения глобальной температуры 2 0C. 

Российские специалисты по разному относятся к идее ограничения выбросов углекислого газа

Так, руководитель группы экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко считает, что Россия понесет серьезные экономические убытки от реализации положений протокола. «Ограничение на выброс CO2 – это ограничение экономического развития, – считает он. По его словам, страны Евросоюза находятся в более выигрышном положении: «Они почти не добывают сырье, у них промышленность ориентирована на high-tech. У них население уже обеспечено жильем, и им не надо вести масштабное строительство. У них небольшие расстояния, поэтому самолеты и автомобили тратят гораздо меньше топлива». 

У экспертов Беллоны иной взгляд на эту проблему

Именно подписание протокола с ограничением выбросов на 80% могло бы сыграть важную роль в экономическом развитии России, считает директор по развитию Экологического правозащитного центра «Беллона» Елена Кобец. Конечно, при условии разработки новой государственной политики в области энергетики, ориентированной на внедрение экологочески безопасных high tech технологий как при добыче нефти и газа, от которых в ближайшем будущем, к сожалению, невозможно отказаться, так и в развитие возобновляемых источников энергии, не говоря уже об энергоэффективности. По энергоэффективности Россия на десятилетия отстает от других стран членов Большой восьмерки и до сих пор ничего не делается в этом направлении. Отсутствие законодательной базы и политической воли – вот краеугольные камни на пути экономического развития России, где энергетика играет ведущую роль. Не пристало России, с ее научно-технической базой, созданной за последние пятьдесят лет кивать, что у них мол high tech технологии, а у нас каменный век. И тогда не было бы причин обвинять Америку, которая «злонамеренно» переманивает российских ученных, считает эксперт Беллоны.

 


Стоит отметить, что декларация G8 должна стать основой для декабрьских переговоров в Копенгагене по климату и прийти на смену Киотского протокола, действие которого заканчивается в 2012 году. Киотский протокол, принятый в 1997 году, обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Протокол был ратифицирован 181 страной мира, на которые приходится более 60% выбросов. При этом США, подписавшие протокол, так его и не ратифицировали. Согласно Киотскому протоколу, Евросоюз к 2012 году должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы – на 8%, Россия и Украина взяли обязательства сохранить выбросы на уровне 1990 года, а развивающиеся Индия и Китай на себя никаких обязательств не взяли, отдав предпочтение экономическому росту.