G8: Ответственное руководство в интересах обеспечения устойчивого развития

ingressimage_MG_24650.jpg Photo: G8Website/ANSA Photo: Alessandro Di Meo

Выдержки из заявления глав государств и правительств G8
Аквила, Италия, 8-10 июля 2009
Перевод с английского
Подготовлено к публикации – Алексей Яблоков

Мы, лидеры стран «Группы восьми», на встрече в Аквиле выражаем приверженность обеспечению устойчивого роста и борьбе с взаимосвязанными проблемами экономического кризиса, бедности и изменений климата. Эти вызовы требуют как принятия безотлагательных действий, так и разработки долгосрочных стратегий.

Руководствуясь нашими общими ценностями, мы обратимся к глобальным вопросам и будем содействовать развитию открытой, инновационной, устойчивой и справедливой мировой экономики. Чтобы добиться этого, необходимо ответственное руководство. Мы полны решимости взять на себя ответственность и реализовать наши решения, а также учредить к 2010 году исчерпывающий и всеобъемлющий механизм отчётности с целью проверки результатов и повышения эффективности наших действий.

 

bodytextimage_g8logo.gif

Устойчивое использование природных ресурсов: изменение климата, экологически чистая энергетика и технологии

Взаимосвязанные проблемы изменения климата, энергетической безопасности, а также устойчивого и эффективного использования природных ресурсов относятся к числу наиболее важных вопросов, которые подлежат рассмотрению с точки зрения стратегической перспективы обеспечения глобальной устойчивости. Переход к «зеленому» экономическому росту окажет существенное содействие преодолению экономического и финансового кризиса. Мы должны использовать эту возможность для принятия взаимодополняющих мер по борьбе с изменением климата и осуществлению инициатив в области экономического восстановления, с тем чтобы поощрять рост и устойчивое развитие во всем мире.

Данные научных исследований свидетельствуют о том, что антропогенные выбросы парниковых газов, обусловленные главным образом использованием ископаемых видов топлива, вызывают опасное изменение климата, создавая угрозу не только для окружающей среды и экосистемных услуг, но и для самой основы нашего нынешнего и будущего процветания. Цена бездействия значительно превосходит затраты, связанные с переходом к обществу с низким уровнем выбросов углерода. В то же время решающее значение для социально-экономического развития имеют стабильные и надежные поставки энергоресурсов; настоятельно необходимо обеспечить глобальную энергетическую безопасность и доступ к энергоресурсам в развивающихся странах, особенно в наиболее уязвимых странах. Все государства должны предпринять срочные и решительные действия с целью использования существующих и новых технологий, а также разработать и осуществить инновационные экономические, экологические и энергетические стратегии.

Мы подчёркиваем, что важнейшее значение для решения этих проблем и ускорения экономического восстановления имеют разработка и распространение технологий в глобальном масштабе в процессе перехода к обществу с низким уровнем выбросов углерода. Необходимо поощрять создание эффективных рынков, а также разработку конкурентных программ и последовательных государственных стратегий, а также увеличивать объём инвестиций, направленных на повышение энергоэффективности, разработку экологически чистых технологий и использование возобновляемых источников энергии, что в свою очередь предоставит возможности для развития предпринимательской деятельности во всём мире. Мы возглавим усилия по ускорению перехода к низкоуглеродной экономике на основе экологически чистого и устойчивого роста, что будет отражать необходимость снижения зависимости от традиционных источников энергии. Мы вновь подтверждаем принятые на Лондонской встрече на высшем уровне обязательства, касающиеся обеспечения как можно более эффективного использования наших программ по финансовому стимулированию в свете итогов состоявшегося в Сиракузах совещания министров по окружающей среде стран-членов «Группы восьми» и состоявшегося в Риме совещания министров энергетики стран – членов «Группы восьми», и гарантируем, что эти финансовые средства будут направлены на развитие новой более экологически чистой экономики, которая позволит создать новые рабочие места и обеспечит «зелёное» и устойчивое экономическое восстановление. Мы призывает другие страны присоединиться к нашим усилиям по решению этой задачи.

 

Борьба с изменением климата

Текущий год имеет определяющее значение для принятия оперативных и эффективных глобальных мер по борьбе с изменением климата. Мы приветствуем принятое в Познани под эгидой Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК) решение начать полный цикл переговоров с целью разработки и принятия до конца 2009 года в Копенгагене глобального и всеобъемлющего соглашения на период после 2012 года согласно поручению, которое было дано на Балийской конференции 2007 года. Мы должны использовать эту решающую возможность для достижения действительно амбициозного глобального консенсуса.

Мы вновь подтверждаем нашу твёрдую приверженность проведению переговоров в рамках РКИК и успешному заключению в Копенгагене глобального, широкого и амбициозного соглашения на период после 2012года, с участием всех стран, которое будет отвечать принципу общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей. В этой связи мы также приветствуем конструктивный вклад Форума ведущих экономик мира по вопросам энергетики и климата в усилия по обеспечению успешного завершения конференции в Копенгагене. Мы призываем все Стороны РКИК и Киотского протокола обеспечить, чтобы переговоры в рамках и Конвенции, и Протокола завершились подписанием согласованного, экологически эффективного соглашения.

Мы вновь подтверждаем большое значение работы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), и в особенности её четвёртого Доклада, который представляет собой наиболее всеобъемлющий научный анализ. Мы признаем широкую научно обоснованную точку зрения, что глобальная средняя температура не должна превысить доиндустриальный уровень более чем на 2oС. Поскольку эта глобальная проблема может быть решена только путём принятия глобальных ответных мер, мы подтверждаем наше желание добиться совместно со всеми странами цели снижения объема глобальных выбросов, по меньшей мере, на 50% к 2050 году, признавая, что в этом случае необходимо скорейшее прохождение пика глобальных выбросов и их последующее снижение. Как часть этой задачи мы также поддерживаем цель снижения развитыми странами совокупных объемов выбросов парниковых газов к 2050 году на 80% или больше, по сравнению с уровнем 1990 года или более поздними годами. В соответствии с этой амбициозной долгосрочной целью мы намерены предпринять в среднесрочном плане серьезные суммарные и индивидуальные сокращения выбросов и сокращения выбросов, принимая во внимания, что базовые года для отсчета могут различаться и что усилия должны быть сопоставимыми. Аналогичным образом крупным странам с формирующейся рыночной экономикой необходимо принять поддающиеся количественному измерению меры, с тем чтобы к определенному году добиться коллективного снижения выбросов до значительно более низкого уровня по сравнению с рутинным сценарием.

Мы признаем, что ускоренный отказ от использования ГХФУ, предусмотренный Монреальским протоколом, приводит к быстрому росту использования ГФУ, многие из которых являются очень активными парниковыми газами. В связи с этим мы будем работать с нашими партнерами, чтобы добиться снижения выбросов ГФУ в рамках соответствующих документов. Мы также намерены принять быстрые меры по борьбе с другими элементами, влияющими на изменение климата, такими как черная сажа. Однако эти усилия не должны отвлекать внимание от обеспечения срочного и амбициозного снижения выбросов других долгоживущих парниковых газов, что должно оставаться приоритетом.

 

Повышение роли рынков для сокращения выбросов

Полагаем, что для достижения этих целей принципиально эффективное функционирование рынков, включая углеродные рынки, поддерживаемых стабильной и предсказуемой нормативной базой. Многочисленные конкурентоспособные инструменты и механизмы, включая схемы торговли квотами на выбросы и регулирование, основанное на результатах деятельности, представляют собой одни из наиболее гибких и рентабельных средств привлечения экономически выгодных инвестиций в энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, чистые и инновационные технологии. Другие меры, включая, если необходимо, стимулирование, выплаты, налоги на выбросы и другие налоги, прогрессивное снижение субсидий на ископаемое топливо, маркировку потребителей, инновационные механизмы финансирования и государственно-частное партнерство, которые разработаны и применяются в соответствии с нашими международными обязательствами, могут быть также целесообразны в контексте политики в поддержку моделей устойчивого и экологически чистого развития, направленной на ускорение перехода к обществу с низким уровнем выбросов углерода.

Устранение и снижение тарифных и нетарифных барьеров для торговли экологичными товарами и услугами крайне важно для распространения более чистых энергетических технологий с низким выбросом углерода и связанных с ними услуг по всему миру. Необходимо активизировать усилия, направленные на достижение положительного результата на продолжающихся переговорах по линии ВТО о либерализации экологически чистых товаров и услуг. Важным вопросом является борьба с утечкой углерода. Эта проблема должна решаться согласованным с ВТО способом. Мы поддерживаем цель, поставленную во всеобъемлющем глобальном соглашении, подписанном в Копенгагене, что, по нашему мнению, является наиболее подходящим способом борьбы с любыми проблемами, связанными с утечкой углерода, которые могут возникнуть.

Поддерживаем гибкие, экономически выгодные рыночные подходы к проблеме сокращения выбросов. В частности применение схем торговли выбросами с ограничением предельного уровня, где такое имело место, было во многом успешно и обеспечило лучшее понимание потенциальных преимуществ, важных проблем и показателей. Использование рыночных механизмов, включая предусмотренные Киотским протоколом, дает возможность экономически эффективно сократить выбросы, а также способствует распространению технологий, развитию в духе снижения выбросов углерода и привлечению к процессу развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой. С целью наращивания соответствующего потенциала и содействия мероприятиям в рамках глобального соглашения на период после 2012 года, мы принимаем на себя обязательства:

a) продолжать исследовать потенциал систем торговли квотами на выбросы и их возможные взаимосвязи с учетом национальных особенностей;

b) сотрудничать между собой и с другими странами для как можно большего расширения рынков торговли углеродом и снижения затрат, приведения в соответствие схем по торговле квотами на выбросы, а также для целей развития открытого мирового рынка углерода, на котором могли бы присутствовать развивающиеся страны и страны с формирующейся рыночной экономикой, в том числе и в секторальной разбивке;

c) помогать развитию, проведению реформ и совершенствованию проектов, программных и компенсационных механизмов на основе установленных правил, в том числе механизма чистого развития (МЧР), предусмотренного Киотским протоколом, с целью содействия их применению, повышения их эффективности и экологической целостности, а также содействие усилиям развивающихся стран, предусмотренным глобальным соглашением на период после 2012 года;

d) сотрудничать с другими с целью дальнейшего развития рыночных механизмов, предусмотренных Копенгагенским соглашением, для возможного внедрения механизмов секторальной торговли и секторального предоставления квот, расширения присутствия стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран на рынке.

Частный сектор по-прежнему будет играть ключевую роль в усилиях по решению проблемы изменения климата. Чтобы способствовать изменениям в данной области и мобилизовать инвестиции, мы намерены более активно задействовать частный сектор с тем, чтобы привлечь его опыт для реализации международных проектов, расширить информационный обмен и развить партнерские отношения между правительствами и бизнес-сообществом.

Секторальные подходы могут служить полезными инструментами для ускорения постепенного вовлечения стран с формирующейся рыночной экономикой и укрепления общеэкономических стратегий по смягчению последствий для развитых стран. Анализ продемонстрировал наличие потенциала в области сокращения выбросов с помощью направленного воздействия на конкретные секторы, и мы приветствуем усилия Международного энергетического агентства (МЭА), а также других участников в этой области.

Следует также уделить внимание тем секторам, таким как международная авиация и морской транспорт, которые являются существенными и растущим источниками выбросов и при этом относятся преимущественно к международному измерению. Мы намерены использовать наше участие в деятельности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и РКООНИК для достижения согласованного результата на период после 2012 года, чтобы быстро добиться ускоренного сокращения выбросов сектором международной авиации и сектором морского транспорта.

 

Разработка технологий и исследования

Разработка и внедрение технологий и ноу-хау в развитых и развивающихся странах будет играть ключевую роль для смягчения последствий изменения климата и адаптации к нему, а также перехода к моделям экономического роста с низким уровнем выбросов углерода. Необходимо не только существенно повышать энергоэффективность и эффективность ресурсов в ключевых секторах, но и разрабатывать и распространять низкоуглеродные технологии, особенно в сфере возобновляемых источников энергии. В этом свете подчеркиваем ключевую роль эффективности системы прав интеллектуальной собственности, поощряющей инновации. Для эффективного использования новых технологий потребуются значительные научные усилия и существенные политические инициативы. Опираясь на имеющиеся у нас обязательства добиться скорейшего прогресса в разработке и внедрении технологий на основе чистой энергии, в соответствии с существующими международными обязательствами мы намерены:

а) поощрять и содействовать разработке, внедрению и распространению соответствующих передовых технологий в странах с формирующейся и развивающейся экономикой, который позволяют осуществить технологический прорыв и избежать технологического тупика, особенно путем привлечения и стимулирования принципиально важных инвестиций со стороны частного сектора;

b) в дальнейшем поддерживать международное участие и сотрудничество в сфере НИОКР, и с этой целью мы предлагаем МЭА продолжить работу по формулированию его предложения о создании международной платформы для энергетических технологий, обеспечивающих низкий уровень углерода;

с) способствовать реализации дорожных карт в области технологий – в настоящий момент МЭА работает над таковыми– для дальнейшей разработки и демонстрации инновационных технологий;

d) работать с развивающимися странами для наращивания потенциала в области поддержки внедрения, распространения и передачи безопасных для климата технологий.

Признавая важность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в Тояко мы приняли обязательство увеличить инвестиции в фундаментальные и прикладные исследования и разработки в области чистых технологий. Намерены активизировать такие усилия и изучить варианты расширения глобального сотрудничества в области технологий. Просим наших экспертов оценить прогресс, достигнутый по этим обязательствам, и доложить на нашей встрече в Канаде в 2010году. Намерены способствовать дальнейшему проведению на национальном и международном уровнях фундаментальных научных исследований климата Земли. Полагаем, что положения, касающиеся финансирования технологических исследований, разработок, внедрения и распространения, должны стать неотъемлемой частью соглашения на период после 2012 года.

 

Финансирование

Финансирование имеет ключевое значение для достижения согласия в Копенгагене и требует мобилизации значительных финансовых ресурсов, как государственных, так и частных. Частный сектор с учетом его инновационной емкости должен играть ведущую роль в финансировании капиталовложений в новые технологии. Поэтому государственные ресурсы должны использоваться для регулирования финансирования частного сектора в целях поддержки исследований, разработок и демонстрации низкоуглеродных технологий, с тем чтобы ускорить разработку и внедрение технологий на ранних стадиях, а также применять стратегии в области адаптации к изменению климата и смягчения его последствий в развивающихся странах. В целях активизации согласованных усилий в сфере технологий и финансирования мы:

a) стремимся обеспечить более прогнозируемую международную поддержку и подтверждаем наше намерение вносить посильный вклад в контексте достигнутых в Копенгагене смелых договоренностей;

b) заявляем, что все страны, за исключением наименее развитых стран (НРС) и малых островных развивающихся государств (МОРГ), должны присоединиться к финансовым усилиям по борьбе с изменением климата, в соответствии с критериями, которые будут согласованы позднее, в том числе исходя из финансовых возможностей;

c) призываем к разработке и применению эффективных финансовых механизмов поддержания климатического режима после 2012года. Мы подчеркиваем, что для адаптации и смягчения последствий изменения климата, а также перехода к более низкоуглеродным экономическим моделям в развивающихся странах требуется мобилизация финансирования за счет широкого ряда финансовых источников, включая финансовую помощью. Финансовая поддержка должна быть действенной, эффективной и справедливой, а потому сопряженной с эффективными результатами в плане сокращения выбросов и мероприятий по адаптации;

d) намерены обеспечивать, чтобы управление механизмами распределения средств осуществлялось на основе транспарентности, справедливости, эффективности, действенности и сбалансированного представительства в ней развитых и развивающихся стран. Мы подчеркиваем важность его налаживания в первую очередь на основе уже имеющихся инструментов и учреждений, таких как Глобальный экологический фонд (ГЭФ), многосторонние банки развития, фонды адаптации, двусторонние учреждения по оказанию помощи, а также Инвестиционные фонды борьбы с изменением климата (Стратегический климатический фонд и Фонд экологически чистых технологий);

e) поддерживаем развитие государственно-частного партнерства с целью оказания содействия целенаправленным и эффективным капиталовложениям в научные исследования, развитие, внедрение и распространение экологически чистых технологий, а также для мобилизации дополнительных ресурсов частного сектора.

 

Адаптация

Признавая тот факт, что даже принятие амбициозных мер по смягчению последствий изменения климата не позволит избежать дальнейшего воздействия на климат, мы будем определять и применять эффективные методы адаптации и наращивания потенциала. Мы серьезно обеспокоены последствиями изменения климата для развития, услуг экосистемы, безопасности воды и продовольствия, сельскохозяйственного производства, лесов, здравоохранения и санитарии, особенно в НРС и МОРГ, а также для бедного и наиболее уязвимого населения всех стран. Мы подчеркиваем возможные последствия в области безопасности, обусловленные негативным влиянием изменения климата, и потенциал разрастания конфликтов вокруг дефицитных природных ресурсов. Мы будем рассматривать эти проблемы в духе партнерских отношений между развитыми и развивающимися странами и подтверждаем нашу приверженность эффективному решению вопроса адаптации в Копенгагенском соглашении. Помимо этого, мы намерены:

а) внедрять эффективные методы адаптации и оценки риска в программы международного сотрудничества и содействовать развивающимся странам в деле интегрирования мер по смягчению последствий в национальные планы и методики развития;

b) уделять значительно большее внимание роли экосистем в мерах по адаптации в целях повышения жизнеспособности экосистем, снижения их уязвимости и поддержания новых и устойчивых моделей экономического роста;

c) способствовать расширению сетей обмена знаниями в области адаптации и поддержанию научных исследований и наращивания потенциала в отношении уязвимости и оценок последствий, а также планированию и применению мер по адаптации;

d) рассмотреть потребность в финансировании в целях адаптации за счет соответствующих двусторонних и многосторонних механизмов.

 

Стихийные бедствия

Для принятия мер в связи с возросшими в результате изменения климата угрозами стихийных бедствий и экстремальных погодных явлений, таких как учащение наводнений, штормовые приливы, засухи и лестные пожары, мы будем действовать в целях повышения готовности к риску, оптимизации времени предотвращения, наблюдения и реагирования, в особенности в развивающихся странах, посредством:

a) определения общих основополагающих принципов предотвращения стихийных бедствий и управления действиями по ликвидации последствий с целью внедрения их в национальные планы, разрабатывающиеся совместно с Международной стратегией ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (МСУОСБ) и Всемирной метеорологической организацией (ВМО) на основе Хиогской рамочной программы действий и национального опыта, а также совершенствования мер по регулированию рисков, повышению осведомленности и обучению населения, а также экстренному реагированию в целях защиты населения, таких как обеспечение материально-технической поддержки при чрезвычайных ситуациях;

b) оказания поддержки текущей работе по развитию Глобальной системы систем наблюдения за планетой Земля (ГССНЗ).

 

Деградация лесов и земель

Осознавая, что обезлесение вызывает примерно 20% ежегодного объёма выбросов СО2 и что леса являются существенно важным вместилищем биологического разнообразия и ключевым источником существования и прав многих людей, мы по-прежнему стремимся снизить выбросы вследствие обезлесения и деградации лесов, а также содействовать дальнейшему развитию устойчивого лесопользования по всему миру. Мы будем:

a) поддерживать развитие стимулов к уменьшению выбросов путем действий, направленных на уменьшение обезлесения и деградации лесов. Учитывая, что эти меры дадут ощутимые результаты лишь в среднесрочной перспективе, также необходимо принять инициативы заблаговременных действий с целью неотложной борьбы с движущими механизмами обезлесения, в том числе за счет таких инициатив как Программа ООН по сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов, Фонд Лесного углеродного партнерства и неофициальная Рабочая группа по временному финансированию в целях сокращения выбросов в результате обезлесения и деградации лесов (НРГВФ СВРОД);

b) продолжать оказывать поддержку в деле сокращения выбросов в результате обезлесения и деградации лесов, в том числе учитывая роль охраны, устойчивого лесопользования и увеличения запасов лесного углерода, как записано в Балийском плане действий. Мы продолжаем поддерживать СВРОД и намерены рассмотреть вопрос о включении финансовых механизмов в будущее всемирное соглашение по изменению климата;

c) поощрять сотрудничество между РКИК ООН и другими международными процессами, связанными с лесами, а также продвигать национальные стратегии, разработанные в сотрудничестве с соответствующими субъектами, в том числе с коренными народами и местными сообществами, другими группами гражданского общества и частным сектором;

d) активизировать сотрудничество с партнерскими странами для борьбы с незаконными лесозаготовками и торговлей незаконно заготавливаемой древесиной в соответствии с нашими обязательствами по международным соглашениям, развивая наши прежние обязательства и действия, в том числе в рамках процессов по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе (FLEG). Мы подтверждаем наше намерение способствовать развитию транспарентных рынков древесины и законной торговли древесиной, полученной в результате устойчивого лесопользования. В этом отношении мы намерены по мере целесообразности предпринимать последующие конкретные шаги в соответствии с предварительным перечнем вариантов, представленным в 2008 году в Докладе экспертов по лесопользованию о незаконной вырубке;

e) укреплять международное сотрудничество и обмен информацией в области устойчивого лесопользования, включая использование лесных ресурсов, предотвращение и борьбу с лесными пожарами, а также мониторинг вредителей и болезней.

Мы глубоко обеспокоены опустыниванием и деградацией земель, в том числе засушливых земель, как причинами и последствиями изменения климата. Признавая существенное влияние этих феноменов на благополучие людей, бедность, продовольственную безопасность и окружающую среду, признаем усилия Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и призываем стороны и существующие механизмы финансирования укреплять синергию между конвенциями Рио-де-Жанейро в деле осуществления отдельных проектов. Кроме того, мы будем работать с развивающимися странами-партнерами с целью интеграции эффективной системы устойчивого землепользования (СУЗ) в соответствующие программы сотрудничества и содействовать партнерам в интеграции СУЗ в национальные планы развития, политические программы, а также национальные стратегии по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий.

 

Биоразнообразие

Признавая непреходящую ценность биоразнообразия и его существенный вклад в экономическое и социальное благополучие, а также фундаментальную роль услуг экосистем в уменьшении бедности и достижении Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), мы:

a) будем активизировать наши усилия по достижению цели биоразнообразия 2010 года, с тем чтобы существенно сократить существующие темпы утраты биоразнообразия на глобальном, региональном и национальном уровнях;

b) подчёркиваем необходимость выработки видения, а также амбициозных и достижимых целей в области биоразнообразия после 2010 года на основе осуществления взаимодополняющих стратегий в области изменения климата и биоразнообразия. Вэтой связи мы одобряем Сиракузскую хартию по биоразнообразию как эффективное средство содействия долгосрочной стратегии по повышению сохранности биоразнообразия.

Мы также признаем, что на сегодняшний день, несмотря на международные усилия, предпринимаемые в том числе в рамках Конвенции по биологическому разнообразию (КБР), темпы утраты биоразнообразия увеличиваются, усугубляются изменением климата и влиянием человеческой деятельности. С целью снижения негативного воздействия, связанного с деградацией экосистем, в том числе с дефицитом воды и продовольствия, а также уменьшения влияния на сток углерода и повышения сохранности и устойчивости использования биологического разнообразия, мы будем:

a) стремиться обеспечивать в политике устойчивого развития учёт преимуществ товаров и услуг экосистем путем включения вопросов сохранения и устойчивого использования биоразнообразия во все соответствующие секторы;

b) стремиться завершить к 2010 году переговоры по международному режиму доступа к генетическим ресурсам и совместного использования предоставляемых ими преимуществ;

c) укреплять и расширять международную, региональную, национальную и местную деятельность по охране биоразнообразия;

d) продолжать поддерживать Потсдамскую инициативу от 2007 года, и в частности текущую глобальную инициативу «Экономика экосистем и биоразнообразия»;

е) поощрять и далее участие гражданского общества, бизнес-сообщества и других соответствующих заинтересованных стран в деятельности по охране биоразнообразия.

Признавая необходимость объективной научной оценки и с целью совершенствования взаимодействия науки и политики в области биоразнообразия и услуг экосистем, мы приветствуем межправительственный процесс, продолжающийся в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и направленный на разработку межправительственной платформы по услугам биоразнообразия и экосистем (МПУБЭ) и будем стремиться его завершить в кратчайшие сроки.

 

Образование для устойчивого развития

Мы ценим и поощряем активизацию текущих международных усилий, предпринимаемых, в частности, ЮНЕСКО и другими организациями и направленных на содействие образованию для устойчивого развития как долгосрочному учебному процессу, позволяющему общинам находить новые решения в условиях возникновения социальных, экономических и экологических проблем.

 

Экологически чистая и доступная энергия

Модели долгосрочного устойчивого развития для всех стран, наряду с изменением климата, должны также предусматривать решение основополагающих вопросов доступности энергоресурсов, особенно путем получения чистой энергии, и энергетической бедности. Ключевое значение для выработки надежной, чистой и доступной энергии, необходимой для удовлетворения долгосрочных глобальных потребностей при существенном снижении выбросов углерода, имеют увеличение объема инвестиций в инфраструктуру энергетики, повышение энергоэффективности, диверсификация источников энергоснабжения и технологические инновации.

Мы будем поддерживать и совершенствовать международные предсказуемые правовые и регулирующие механизмы как одну из основных предпосылок обеспечения эффективного функционирования энергетических рынков, уменьшения инвестиционных рисков и неопределенности в странах производства, транзита и потребления.

 

Энергоэффективность, диверсификация источников энергоснабжения и технология

Мы признаем необходимость увеличения объема инвестиций в энергетическую инфраструктуру и технологические инновации, а также адаптации в тех случаях, когда это необходимо, регулирующих институциональных механизмов, дальнейшей диверсификации источников энергоснабжения и повышения энергоэффективности как наиболее эффективных с точки зрения затрат средств уменьшения объемов выбросов и стимулирования экологически чистого восстановления при существенном повышении энергетической безопасности. Мы вновь подтверждаем важность программ энергосбережения и энергоэффективности. С этой целью мы:

a) обязуемся разрабатывать и осуществлять эффективную политику повышения энергоэффективности во всех основных секторах наших экономик и активно поощрять применение потребителями методов сохранения и обеспечения энергоэффективности;

b) поддерживаем проводимую МЭА работу по выявлению и распространению передового опыта, стандартов и рекомендаций по повышению энергоэффективности.

Мы приветствуем оперативное начало деятельности Международного партнерства по сотрудничеству в области энергоэффективности (МПСЭФ) и его основную повестку дня по повышению энергоэффективности, и:

a) надеемся, что предусмотренная в плане работы МПСЭФ деятельность будет способствовать осуществлению в странах политики обеспечения энергоэффективности, и рассчитываем получить более подробную информацию о ходе осуществления Глобальной инициативы в области действий по обеспечению энергоэффективности с учётом 25 рекомендаций МЭА и представить соответствующий доклад саммиту «Группы восьми» в 2011 году;

b) предлагаем МПСЭФ использовать Сеть устойчивый зданий, успешное создание которой является одним из важных результатов, полученных в рамках Хайлигендаммского процесса диалога, для изучения потенциала энергоэффективности в жилых, коммерческих и промышленных зданиях с целью представления доклада о своих выводах саммиту «Группы восьми» во Франции в 2011 году.

Всеобъемлющая стратегия обеспечения устойчивого развития и долгосрочной энергетической безопасности должна предусматривать формирование портфеля различных источников энергии. В контексте диверсификации источников энергоснабжения важнейшую роль будут играть возобновляемые источники энергии, поскольку они позволяют решить двойную проблему уменьшения выбросов и снижения потребления ископаемых видов топлива и зависимости от них. Мы будем:

a) совершенствовать механизмы политики и регулирования с целью резкого увеличения объема инвестиций в возобновляемые источники энергии и содействовать их освоению и распространению, в том числе в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах;

b) и впредь поддерживать международное сотрудничество и партнерство в области возобновляемых источников энергии. Мы с интересом отмечаем начало работы Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (МАВИЭ), которому мы предлагаем сотрудничать с другими международными организациями с целью активного содействия освоению возобновляемых источников энергии;

с) поощрять научные исследования и разработки в области создания «умных сетей» и соответствующие инвестиции в качестве одного из средств ускорения процесса эффективной и надежной интеграции возобновляемых источников энергии и распределенных генерирующих мощностей в систему энергообеспечения, а также в сфере повышения энергоэффективности;

d) оказывать поддержку региональным инициативам, направленным на оказание содействия использованию возобновляемых источников энергии и технологий с низким уровнем выбросов углерода, таким, как Средиземноморский план по использованию солнечной энергии и Азиатско-тихоокеанское партнерство по вопросам чистого развития и климата;

e) учитывая большое значение дальнейшего развития устойчивой биоэнергетики и создания альтернативных видов топлива, мы приветствуем деятельность Глобального партнерства по биоэнергетике (ГПБЭ), направленную на разработку общих методологических рамок для измерения уровня выбросов парниковых газов в результате использования биотоплива, и предлагаем ГПБЭ ускорить свою работу по созданию научно обоснованных ориентиров и показателей в области устойчивого производства биотоплива, а также активизировать технологическое сотрудничество и новаторскую деятельность в сфере биоэнергетики.

 

Мы являемся свидетелями увеличения числа стран, выражающих заинтересованность в программах ядерной энергетики как одного из средств рассмотрения вызывающих озабоченность проблем изменения климата и энергетической безопасности. По мнению этих стран, ядерная энергетика может играть весьма важную роль, поскольку она позволяет решить двойную задачу снижения уровня выбросов парниковых газов и сокращения потребления ископаемых видов топлива. Мы вновь подтверждаем, что основополагающей предпосылкой использования ядерной энергии в мирных целях является приверженность международного сообщества гарантиям/нераспространению, физической защите и безопасности. В тесном взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) мы будем и впредь поощрять разработку и осуществление жестких международных договоров, стандартов, рекомендаций и процедур контроля как на международном, так и на национальном уровне. В этой связи мы оказываем содействие международному сотрудничеству на всех уровнях, в том числе в области проведения анализов экономической эффективности, и исследований, развития инфраструктуры и людских ресурсов, строительства, функционирования и вывода из эксплуатации электростанций и утилизации отходов, в целях обеспечения наиболее высоких из технически доступных стандартов физической защиты и безопасности и ускорения дальнейшей разработки и освоения инновационных технологий. Мы подчеркиваем ту ключевую роль, которую играет МАГАТЭ в поощрении высочайших стандартов нераспространения, физической защиты и безопасности. Мы призываем все страны, заинтересованные в использовании ядерной энергии в мирных целях, принять участие в конструктивном международном сотрудничестве.

Принимая во внимание вышеупомянутые проблемы, Группа «восьмерки» по ядерной физической защите и безопасности (ГЯЗБ) продолжит свою работу по рассмотрению вопросов ядерной физической защиты и безопасности. Мы приветствуем инициативу, предпринятую ГЯЗБ в области организации обучения и подготовки по вопросам ядерной физической защиты и безопасности, направленную на укрепление потенциала в странах, приступивших к осуществлению или расширению ядерных программ.

 

Мы отдаем себе отчёт в том, что, несмотря на эффективные стратегии диверсификации, во многих странах, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, ископаемые виды топлива по-прежнему будут одним из важнейших компонентов источников энергии. Поэтому разработка и освоение инновационных технологий, таких, как технологии улавливания и хранения углерода (УХУ), будут существенно содействовать снижению уровня выбросов. Вновь подтверждая взятое в Тояко обязательство приступить к 2010 году к осуществлению в различных странах мира 20 крупномасштабных демонстрационных проектов по улавливанию и хранению углерода, мы будем:

а) ускорять темпы разработки политики, регулирующих механизмов и систем стимулирования с акцентом на разработку и освоение технологии УХУ;

b) поощрять более активное участие развивающихся стран путем оказания содействия сотрудничеству и распространению знаний, а также посредством организации региональных «круглых столов» МЭА;

с) проводить работу по выявлению источников финансирования демонстрационных проектов УХУ;

d) предлагать МЭА, совместно с Форумом по лидерству в секвестрации углерода (ФЛСУ), информировать о технологических дорожных картах и продолжать их разработку, а также сотрудничать с частным сектором с целью ускорения темпов создания и ввода в действие демонстрационных проектов. В этой связи мы приветствуем деятельность по разработке критериев, которую проводит МЭА с целью оказания содействия отслеживанию глобального прогресса в области осуществления этих проектов ввиду запланированного представления обновленных данных на нашем саммите 2010 года;

e) учитывая начало работы Всемирного института по вопросам улавливания и хранения углерода (ГИУХУ), мы предлагаем ему активно сотрудничать в рамках текущей деятельности МЭА и ФЛСУ с целью обеспечения взаимоукрепляющего характера этих усилий;

f) выявлять потребности в инвестициях и устранять существующие препятствия, включая возможное создание инновационных партнерств с многосторонними финансовыми учреждениями.

 

Ответственное руководство в интересах обеспечения устойчивого развития

…Экономическое развитие и охрана окружающей среды являются взаимодополняющими процессами. Устойчивый прогресс в области искоренения нищеты может быть достигнут только при одновременном рассмотрении проблем экономического роста и изменения климата с помощью амбициозного соглашения, заключенного в Копенгагене. Мы привержены делу расширения нашего сотрудничества со странами-партнерами в обеспечении включения в их национальные планы развития стратегий роста с низкими уровнями выбросов углерода и эффективных мер по адаптации.

 

Укрепление глобальной продовольственной безопасности

…В целях укрепления мировой продовольственной безопасности мы обязуемся:… поощрять надлежащее использование земельных и природных ресурсов, защиту биоразнообразия и адаптацию к изменению климата.

Полный текст заявления размещен на официальном сайте Президента РФ

Bellona

info@bellona.no