News

Пришло лето – запылали леса

Раньше основной причиной больших лесных пожаров на Земле были удары молнии – на планете существовал своеобразный механизм обновления лесов. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7%-8%, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека.
фото: nationalgeographic.com

Опубликовано: 03/06/2009

Автор: Александра Смирнова

Лесные пожары – тема такая же вечная, как плохие дороги. Как бы ни готовились соотвествующие службы к пожароопасному периоду, пришло лето – запылали леса. Чем больше засушливых дней выдается в сезон, тем больше гектаров лесных массивов превращается в пепелища. Масштаб бедствий выражается следующими цифрами: более 70% территории Ленобласти составляет лесной фонд, в пожароопасной зоне находятся 514 населенных пунктов, в которых проживает 160 тысяч человек.

Насколько регион готов к наступлению «горячей поры», какие меры защиты планируется применить, чтобы не разгулялся по лесам «красный петух» — об этом шел разговор за «круглым столом» в пресс-клубе «Зеленая Лампа».

Счет пошел на вторую сотню

Лето только на пороге, а статистика возгораний уже набирает опасный вес: 102 случая на территории Ленобласти, общая площадь выгоревших территорий составила 131,81 гектара. Такие данные привел начальник управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Ленобласти Юрий Дудонов. Больше всего пострадали от огня с начала года зеленые массивы в Лужском, Выборгском и Кировском районах. Как подчеркнул председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленобласти Александр Степченко, в этой статистике главное не количество пожаров, а именно их площадь. «Это наиболее объективный показатель, он свидетельствует о том, насколько быстро приехали спасатели на место пожара», — сказал Степченко.

Если сравнивать с прошлым годом, то может показаться, что гореть наши леса стали меньше: к середине мая год назад в регионе выгорело в несколько раз больше лесных территорий — 489,4 гектара. Стоит отметить, что в прошлом году первый лесной пожар в области произошел уже 22 апреля, а 5 мая в Бокситогорском районе было зафиксировано самое крупное возгорание 2008 года — площадь пожара составила 160 гектаров. Всего же в минувшем году на территории Ленобласти было зарегистрировано 573 случая возгорания в лесных массивах. Лидерами по числу лесных пожаров были Выборгский и Кингисеппский районы.

Кто тушит?

bodytextimage_pozh_green_lamp.JPG Photo: Bellona

По мнению Александра Степченко, в нынешнем году удалось создать работоспособную и надежную систему пожаротушения в лесах – распоряжением областного правительства пожарно-химические станции, их 93, подчинены лесничествам, а в самих лесничествах увеличили число пожарных до 316, что позволит более оперативно и эффективно реагировать на огненную угрозу. Хорошее подспорье – 62 вышки с камерами наблюдения, расположенные в различных районах области, они дают больший эффект при обнаружении возгорания в лесном массиве, чем наземное наблюдение или снимки из космоса. В лесничествах создан достаточный запас ГСМ для тушения пожаров в объеме 36,4 тонн.

Не столь оптимистично настроены экологи. О том, что противопожарная безопасность в Ленобласти оставляет желать лучшего, заявил руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. По его словам, федеральный резерв для тушения лесных пожаров составляет 250 млн. рублей для всей страны. «Если в каком-либо регионе страны произойдет крупный пожар, то этих средств хватит лишь на его локализацию, остальным на федеральный резерв рассчитывать не придется», — отметил представитель «Гринпис». По словам Александра Степченко, в этом году из областного бюджета запланировано выделить 22 млн. рублей на противопожарные нужды, из них 11 млн. пойдут на тушение пожаров, остальные деньги — на профилактические мероприятия.

Что делать с человеческим фактором?

Председатель комитета по природным ресурсам заострил внимание и на человеческом факторе, вызывающим 99% лесных пожаров. Незатушенный костер, высыпанные из мангала угли, тлеющий окурок, брошенный в траву, – все это может привести к возгоранию. Как с этим бороться? Ведь, как правило, люди делают это не со зла, а от небрежности и недомыслия. Значит, надо больше об этом говорить, надо воспитывать культуру поведения, начиная с детского возраста, надо широко показывать в СМИ, к каким последствиям приводит невольное поджигательство.

Но при этом абсолютно несерьезно выглядят ежегодные постановления губернатора Ленинградской области о запрете населению посещать леса в засушливые периоды. Во-первых, тем самым нарушаются права граждан на свободу передвижения, во- вторых, пользы от таких запретов никакой, поскольку исполнение постановления никем не контролируется, ведь не поставишь на каждой лесной тропинке стражника, который будет тащить и не пущать… Получается, власть просто изображает некую деятельность? Кстати, в соседней Финляндии, где также случаются лесные пожары, запрещать лесные прогулки никому и в голову не приходит. Также, как вводить запрет зимней рыбалки с выходом на лед. Там чиновники считают, что их граждане достаточно разумны, чтобы самим оценить степень опасности.

На интересный аспект темы поджигательства обратил внимание Алексей Ярошенко, задав вопрос — как бороться с сельскохозяйственными предприятиями, которые жгут целые поля. «Когда лес — это большая помойка, его никто не бережет, и люди видят, что государство само сжигает траву, то и отношение у населения к этому лесу будет соответствующее», — считает представитель «Гринпис».

По прогнозам метеорологов, нынче самыми жаркими месяцами в Ленобласти будут июль и август – средняя температура ожидается на1-2 градуса выше нормы, а август обещает быть исключительно засушливым. Выдержит ли грядущие катаклизмы выстроенная Ленобластью противопожарная оборона, или потянутся из окрестных лесов едкие дымы?