News

Стройка на могильнике

На переднем плане - работы по рекультивации Зеленой горки
фото: foto.ru

Опубликовано: 21/04/2009

Автор: Сергей Мошкин

В 50-х годах Зеленой горки в Московской области еще не было. Был овраг глубиной до десяти метров. Затем место сочли подходящим для свалки промышленных отходов. Впоследствии могильник был засыпан слоем земли.

Откуда и что привозили, неизвестно, однако акт радиационного обследования земельного участка от 25 апреля 2002 г., составленный ГУП МосНПО «Радон» по заказу горадминистрации, свидетельствует: «Пространственное распределение радионуклидов позволяет предположить наличие радиоактивного источника большой активности на глубине ниже 5 м, который перекрыт в центральной части холма элементами строительных конструкций и мусора толщиной до 3 м и площадью ~7200 кв.м».

Дольщики в качестве тарана

Впрочем, московская земля – а последние годы Зеленая горка вошла в черту Москвы – Мекка для застройщика. Святым оно является даже в том случае, если под ногами – могильник.

В 2002 году заказчик-инвестор ООО «СФК Атолл», не имея даже проекта строительства, объявил о грядущем возведении высотных домов на нескольких участках улицы Маршала Рокоссовского, собственно и являющихся Зеленой горкой. Причем, одно из пятен застройки еще и относится к охранной зоне Национального парка «Лосиный остров». Через своего генподрядчика КТ «Социальная инициатива» заказчик продал будущие квартиры на сумму более 40 млн долларов США. 

Однако работы так и не начались. Застройка Зеленой горки противоречила Закону «О радиационной безопасности населения», постановлению правительства Москвы №553 от 20.06.1995г., запрещающему разработку, согласование, утверждение и реализацию градостроительных проектов на зараженных территориях. А участка, входящего в «Лосиный остров», – Закону «Об особо охраняемых природных территориях». Одновременно и то и другое противоречило Генеральному плану развития Москвы на период до 2020 года. 

– При подобных помехах даже в коррумпированной Москве получить разрешение на строительство не так-то просто, – говорит Сергей Зильберман, сопредседатель общественного комитета «Богородское». 

bodytextimage_green_hill_msk_kprf-ru.jpg Photo: фото: kprf.ru

Однако дольщики уже вложили в стройку по 40–100 тыс. долларов США, и потеря этих средств их никак не устраивала. Они начали поднимать шум, устраивать акции протеста. «Мы не позволим обманывать людей!» – заявил по данному поводу мэр Москвы Юрий Лужков.

По мэрскому слову

После заявления мэра, словно по волшебству, опасность радиоактивного загрязнения уменьшилась. Тот самый МосНПО «Радон», кстати, теперь участвующий в строительстве в качестве одного из подрядчиков, обнаружил, что радиации в захоронении – «мизер», в основном в свалке присутствуют химически активные вещества не очень высокого уровня токсичности. 

В феврале 2007 г. Зеленую горку огородили забором. Затем началась «рекультивация», на которую, кстати, не имели лицензий ни новый, третий по счету, генподрядчик ООО «Экспострой-М», ни сам «Радон». 

Сама рекультивация тоже велась безо всяких мер предосторожности. Строители поднимали грунт экскаватором и кидали в ковши идущих потоком грузовиков. Никто не думал накрыть опасный грунт брезентом, помыть колеса машин. А ведь мытье колес на выезде должно производиться не только в случае ведения дезактивационных работ, но вообще на любой стройке. В результате, как показали замеры, проведенные Гринпис, радиационный фон на дороге с Зеленой горки был превышен вдвое. 

Куда данный грунт был вывезен, неизвестно. Однако местные жители засекли время, за которое грузовики возвращались – 40-45 минут. Отсюда следует, что вещество, содержащее «радиоактивный источник большой активности», если верить изначальному протоколу «Радона», сваливалось где-то за МКАД, недалеко от города. Вполне возможно, что на территории Национального парка «Лосиный остров»…

Межведомственный «футбол»

Понятно, что жителей соседних с Зеленой горкой домов такая ситуация не устраивала.

– Мы организовывали митинги, сносили незаконно установленный забор, ходили по инстанциям, требовали соблюдения закона, – продолжает Сергей Зильберман. – Но и прокуратура, и другие надзорные инстанции все спускают на уровень Москвы.

 Итак, Лужков призвал не обманывать дольщиков. Генеральная прокуратура на запрос руководителя комиссии Госдумы по экологии Павла Грачева, признала, что «…работы по рекультивации осуществляются без соответствующей лицензии». И сообщила, что ОВД «Богородское» и следственный отдел следственного управления при прокуратуре по городу Москве проводят проверку в порядке ст. 144-145 УПК «по фактам выполнения работ без специального разрешения, лицензии, и нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов». А вот местная прокуратура заявила, что все в порядке. 

Еще Сергей Зильберман обращался в межведомственную комиссию, созданную при главном архитекторе столицы Александре Кузьмине. Его опыт взаимодействия с данным органом мало отличался от опыта активистов других московских инициативных групп. «На самом деле это не комиссия, а посиделки с Кузьминым. Когда я ему показал все документы, касающиеся нашей проблемы, он просто потерял дар речи. А потом сказал, что сам ничего не решает. На следующем заседании Кузьмин объявил, что ситуация на Зеленой горке нормальная». Больше в Москомархитектуру Зильбермана не пропускают. 

А работы продолжаются. Приостановились они только в апреле 2008, но и то по технической причине — яму затопило. О результатах вымывания грунтовыми водами токсикантов узнать нам еще предстоит.

Надежда на авось 

Аналогичная ситуация складывается на Ленинском проспекте, между домами 82 и 86. Тоже овраг, засыпанный химическими, биологическими, а также радиоактивными отходами из ближайших институтов и лабораторий. По данным Департамента здравоохранения Юго-Западного округа на 2007 год заболеваемость детей в микрорайоне по общим заболеваниям превышала среднюю заболеваемость по округу вдвое. Следует отметить, что в 1993 году исполкомом Октябрьского районного Совета было принято решение – запретить любое строительство на этом месте. 

Данные обстоятельства не помешали кампании «Авгур-Эстейт» объявить о возведении прямо на засыпанной свалке токсичных отходов элитного жилого комплекса «Надежда».

В сентябре 2008 года начались рытье котлована и вывоз грунта. И опять-таки – ни мер предосторожности, ни защиты населения. При этом, как следует из заключения Москомэкспертизы №42-П2/07МГЭ от 22.06.07, «по уровню химического загрязнения тяжелыми металлами и мышьяком почвы и грунты на части территории участка относятся к категории «чрезвычайно опасная» в слое 0.2-1 м, на части территории «опасная»; по уровню химического загрязнения бензопиреном (канцероген, онкоген 1 группы) на всей территории участка относятся к категории «чрезвычайно опасная». 

Однако, в разрешение на перевозку грунта, выданном Департаментом развития и реконструкции города Москвы, в графе «состояние грунта» значилось… «чистый». 

Прокуратура, в которую жильцы обратились, признала, что некоторые из указанных ими нарушений имели место, были составлены документы на привлечение застройщика к ответственности, к административной(!) ответственности…

С новосельем? 

Следует отметить, что в соответствии с заключением Москомэкспетизы, «чистый» грунт должен захораниваться на специализированных полигонах. Реально же он частично сваливался на неспециализированном полигоне в Саларьево, а частично использовался для засыпки ям и оврагов при строительстве элитного поселка Старо-Никольское.

В общем, возведение домов и на старых могильниках или с использованием грунта поднятого из них, становится печальной московской традицией. Поздравлять с новосельем будущих жильцов квартир и коттеджей на могильниках – язык не поворачивается.