News

«Кольская АЭС стареть не собирается» – старая уже

Опубликовано: 03/01/2008

Автор: Виталий Серветник

Пресс-служба Кольской АЭС решила не упускать возможности лишний раз заявить о своей экологичности и, в преддверии дня энергетика, позвала к себе журналистов. О том, что же происходило на самой встрече, я могу судить лишь из публикаций в СМИ, так как нас – организацию «Природа и молодежь» - конечно же, не позвали.

Говорили на пресс-конференции много, и довольно откровенно. Многие вещи, которые раньше истерично отвергались, теперь признаются. Теперь и Кольская всё активнее создаёт видимость открытости, а на самом деле барьеры только растут.

Говорили и об открытости для СМИ, и о социалке, и о повышении безопасности, и, конечно же, о перевыполнении плана. Пресс-служба КАЭС в конце каждого месяца рапортует о перевыполнении плана выработки электроэнергии. Это-то притом, что КАЭС вообще не работает на полную мощность.

В первую очередь в статье «Кольская АЭС стареть не собирается» (http://www.b-port.com/info/smi/mv/?issue=3603&article=67398) Юрий Коломцев, директор атомной станции отмечает, что «Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, в основном связаны с усталостью металла и со старением оборудования».

Далее речь шла о нарушениях и выбросах. Это, конечно, хорошо, что о нарушениях стали говорить, но изначально и безусловно плохо, что они вообще происходят, а они происходят.

«За 2007 год формально зафиксировано 6 нарушений, но на самом деле их три, поскольку еще три — это отказы металла, не зависящие ни от персонала, ни от руководства станции» — продолжил Коломцев. Что тут скажешь, если 50% нарушений, произошедших на АЭС, не зависят «ни от персонала, ни от руководства станции»? «На всё воля Божия» и «Ни дай Бог».

Далее Коломцев сообщает: «Идет устойчивое снижение дозы облучения персонала. В 2007 году в связи с большим объемом ремонтных работ на блоке № 2 дозы несколько подросли, но все равно лимитов сотрудники не выбрали». Получается, что «Идет устойчивое снижение», но «дозы несколько подросли».

«По выбросам радиоактивных изотопов в вентиляционную трубу и в воду в этом году станция приблизилась к нулю» — с гордостью заявляет Коломцев. Теперь на АЭС не отрицают ежедневные выбросы радиации. А вот о «допустимости нормативов» и «приближенности к нулю», так же как и о «порядках» и «разах» усовершенствования нам уже говорили много. Однако и выбросы, и нарушения как происходили, так и происходят.

Так и в этот раз главный инженер КАЭС Василий Омельчук заявляет: «Показатели безопасности первого и второго блоков раз в пять выше, чем того требуют документы МАГАТЭ». Вспоминается, как на одном из семинаров представители КАЭС аргументировали всю полноту изучения состояния реакторов стопкой бумаги (документации) выше человеческого роста.

В первый раз я слышу заявления об уже имеющемся продлении старых реакторов, ранее звучали только намерения: «Сегодня первый блок имеет все документы для эксплуатации до 2018 года» — сообщил Омельчук. Причем Омельчук добавляет, что «Принята программа дальнейшего повышения безопасности блоков первого, второго, с тем, чтобы и после 2018 года продлить их эксплуатацию». Продление ждёт и 3, и 4 блоки. Причём, как отмечает Омельчук «сразу на 25 лет».

Мне интересно, какую же позицию в это раз займёт прокуратура. Напомню, в 2005 году прокуратура Мурманской области подтвердила наше мнение о незаконности продления 1-го и 2-го блоков сроком на 5 лет без обязательной государственной экологической экспертизы. Тогда на КАЭС заявили, что «прокуроры не атомщики, они ничего не понимают», после чего решения затерялись в недрах ген прокуратуры.

Отвечая на вопрос о перспективах КАЭС-2, директор станции Юрий Коломцев уверенно сообщил: «Вторая Кольская атомная будет обязательно». И тут же добавляет: «Других источников здесь (Мурманская область) нет, потому что гидроресурсы использованы полностью».

Почему же Коломцев совершенно игнорирует амбициозные нефтегазовые проекты региона, огромный потенциал ветроресурсов, развитие которых уже поддержал губернатор, уже внедряемые приливные установки, потенциал энергии Земли, заинтересовавший главу местного комитета по природным ресурсам, а также неприлично огромный потенциал энергосбережения, и комментирует лишь гидроресурсы, которые, кстати, далеко не исчерпаны и в приличном виде малой гидроэнергетики тоже довольно перспективны? Может, потому, что и сам Коломцев не так уж и уверен в КАЭС-2?