News

Где растут деревья?

Опубликовано: 09/04/2006

Автор: Александр Зимбовский

Более пяти лет продолжается в Москве борьба жильцов дома №6 по улице Бутырская против строительства автозаправочной станции. Один довод, почему они так решительно настроены и не намерены сдаваться: за последние 10 лет в доме было 27 случаев смерти от онкологических заболеваний. Люди, зажатые между мощными автомагистралями, несколькими железными дорогами, большой трансформаторной станцией, НИИ ХИММАШ и заводом Дзержинского, буквально отравлены и потому борются за последний оставшийся в их районе кусочек земли, на котором растут деревья.

Как все началось
Сквер на Бутырке стихийно возник из брошенных садов, после того, как в связи со строительством метрополитена были расселены старые деревянные дома. Жители неоднократно подавали заявления об его благоустройстве, но им отвечали, что вблизи вентиляционной шахты метрополитена любые работы недопустимы.

Потом времена начали меняться. В первый раз о строительстве автостоянки заговорили в 1998 году. Жильцы написали жалобы в Москомприроду и префектуру. Вскоре из префектуры пришел ответ — строительства не будет, поскольку по заключению Москомприроды в этом месте оно недопустимо с точки зрения экологии.

На время все упокоились. Но уже в 2000 году в местной прессе прошла информация о том, что «Бритиш Петролеум» планирует построить здесь большой комплекс: магазин — автозаправка — автомойка. После того, как письмо жителей дома было отправлено в прокуратуру, кампания «Бритиш Петролеум» совместно с представителями управы организовала встречу с жильцами. На мероприятие было приглашено районное кабельное телевидение. Сюжет был снят, но дальше никуда не пошел, поскольку все пришедшие на собрание категорически высказались против автозаправки.

А вас тут не живет
После этого жильцы начали собирать подписи по микрорайону (набрано более полутора тысяч) и отправлять письма во все инстанции, начиная от префектуры и кончая президентом РФ. Им удалось добыть некоторое количество исходно-разрешительной документации, «порадовавшей их». Так, согласно документу, произведенному архитектурно-планировочным отделом Северо-Восточного Административного округа, «планируемый объект должен размещаться вне зоны жилой застройки, на территории промзоны». То ли чиновники думали, что на Бутырке все уже вымерли, то ли считали тех, кто не имеет возможности жить на загородных виллах, не людьми, а придатками промышленных агрегатов. Ни про какие природоохранные мероприятия в манускрипте упомянуто не было.

О здоровье «призраков» позаботился главный санитарный врач Москвы Н.Филатов. Он обязал директора многофункционального автозаправочного комплекса (МАЗК) Джеймса Шилдса озеленить территорию после ввода бензоколонки в эксплуатацию. Только Филатов не обратил внимания на то, что, если сравнить площадь, выделенную под объект, и площадь, по проекту занятую различными сооружениями, то видно, что озеленить после строительства можно только кабинет Шилдса. Начальник отдела выдачи порубочных листов зафиксировал наличие четырех деревьев и двух кустарников, когда реально тех и других росло более 30.

bodytextimage_8_1407_2-8..jpg

Зеленая завеса
К 2003 году в результате активности борющейся за сохранение сквера группы жильцов начали появляться и другие бумаги. Комитет по охране окружающей среды города Москва составил новый акт обследования земельного участка, в котором наличие сквера было зафиксировано.

Господа из Москомприроды и Москомархитектуры предложили план действий по «компенсационному озеленению». «Бритиш Петролеум» рекомендовали озеленить безымянный пустырь в этом же районе, пересадив молодые деревья от дома №6 по Бутырской улице. Впрочем, этот план не вызвал особого удовольствия ни у жильцов, ни у бизнесменов. И в конечном итоге, действие разрешения на строительство МАЗК было приостановлено.

Исправить проект МАЗК разрешалось с соблюдением следующих условий:
-разработать план благоустройства и озеленения площадки автозаправки и всей прилегающей к ней территории;
-одновременно спроектировать компенсационное озеленение пустыря;
-создать санитарно-защитную зону около МАЗК;
-предусмотреть меры по сокращению выбросов нефтепродуктов;
-обеспечить автозаправочную станцию системами водоснабжения, канализации, ливнестока, очистными сооружениями;
-вести работы только в границах непосредственного строительства бензоколонки;
-всю требуемую документацию представить на согласование в полном объеме.

И наконец, на спорном участке земли было высажено 52 дерева. Никто из столоначальников долго не признавался, что озеленение осуществило его заведение, пока, наконец, представитель управы Геннадий Дегтев не сказал жильцам: «Хотели сквер — будет!». Еще Дегтев заявил, что вместо автостоянки в сквере может быть построен ресторан, на это жильцы были согласны. В 2004 году часть деревьев погибла, они были заменены новыми саженцами. Кроме этого, был завезен чернозем и разбит газон.

Инициативная группа некоторое время торжествовали победу, но…

Ошибочка вышла
В январе 2005 года наиболее крупные из высаженных деревьев были спилены, а остальные выкопаны и увезены. Управа ответила на посланное ей письмо, что деревья на Бутырке были высажены… ошибочно и подлежат пересадке на улицу Добролюбова. В марте 2005 года на этом же участке было вырублено шесть старых деревьев. Вызванные жильцами представители экологической милиции заявили, что с порубочными листами у производителя работ все в порядке, но показать их, а тем более выдать копии отказались. Потом в экологической милиции сказали, что выездом на Бутырку командовал некий Василий Николаевич и все вопросы к нему, а потом — что такой здесь не работает. Кроме этого, было еще раз заявлено, что копии порубочных листов на руки не выдаются, а срубленные деревья были старыми и больными, что, по наблюдению жильцов, мало соответствовало истине.

В апреле 2005 года прошло новое собрание жильцов, на котором было объявлено: в сквере будет построен торгово-выставочный комплекс. По поводу комплекса жильцы не возражали, но все твердо заявили, что они против строительства МАЗК. Впрочем, вскоре план торгово-выставочного комплекса добыть удалось, и АЗС на нем была.

В декабре 2005 в сквере начали копать траншеи. Люди вышли и заблокировали бульдозер, а также начали звонить во все инстанции, включая ФСБ. В ФСБ ответили, что строительство рядом с метро недопустимо и работы будут остановлены. Работы действительно были остановлены и траншеи через день закопаны, но 10 января 2006 года строительство началось снова. Грузовики и снегоуборочная техника заехали на площадку в 10 вечера, жильцы их остановили и потребовали разрешение на проведение работ, которого, естественно, не было. Вместо него один из организаторов работ предъявил набросанную от руки и отправленную по факсу схему подлежащего очистке участка. Технику жильцы развернули и отправили назад.

Локальные боевые действия
Произошедшее 16 января в 7.30 напомнило старый советский фильм про полицаев. 50 молодчиков в черном, с дубинками и рвущимися с цепи немецкими овчарками окружили площадку. Когда им задавали вопросы, они ослабляли поводки, на которых держали своих друзей, и говорили, что все вопросы к главному, а главный где-то здесь. Главного представителям инициативной группы найти так и не удалось. На телефонные звонки тоже не отвечали ничего удовлетворительного. С Петровки, 38 сказали перезвонить в милицию округа. Там заявили, что ничего не знают. Наконец, дежурный по чрезвычайным ситуациям Москвы «открыл служебную тайну» — бойцы полка ППС были приглашены по распоряжению префекта округа Рабер Ирины Яковлевны, чтобы защитить строительство АЗС от жителей района.

Процесс хождения по инстанциям пошел по второму кругу, и тут выяснилось, что на самом деле их вопрос действительно был решен уже давно: земля в аренду «Бритиш Петролеум» была отдана еще в 2001 году.

Сейчас строительство идет полным ходом. Жильцы готовят обращение в суд, пишут жалобы и наносят на забор стройплощадки граффити: «Рабер под суд», «Бритиш Петролеум» — убийца!». Но защита своих интересов становится все труднее, так как по распоряжению тех, кому такие надписи колют глаза, милицией начато ночное патрулирование объекта.

Комментарий юриста:
Право граждан на участие в процессе принятия решений базируется на Конституции РФ. Ст. 29 Конституции РФ гарантирует, что «каждый имеет право свободно искать, получать передавать производить и распространять информацию любым законным способом».

Федеральным законом от 20 февраля 1995г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», гарантируются права граждан на информационное обеспечение.

Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31.12.93, говорит, что право на информацию — одно из фундаментальных прав человека. Пункт 3 данного Указа, гласит: «Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
• в доступности для граждан информации, представляющей интерес или затрагивающий личные интересы граждан;
• в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
• в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений,
• должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанных с соблюдением прав и законных интересов граждан.