News

Закон о «чистой» энергии

Опубликовано: 27/03/2006

Автор: Вера Пономарева

За последние 20 лет мировое потребление энергии ветра и солнца возросло на 25–30%. Прежде всего — в Соединенных Штатах, Японии и Западной Европе, которые являются мировыми лидерами, как в области применения возобновляемой энергии, так и в сфере продвижения новых технологий на этом рынке.

Быстрый рост альтернативной энергетики в этих странах стал возможным, прежде всего, благодаря законодательной поддержке со стороны государства. Законы, принятые в Европе и США, обеспечивают благоприятные условия для производителей энергии из альтернативных источников. Большинство этих стран ввели налоговые льготы, обязали сетевые компании покупать «чистую» электроэнергию.

В России таких законов пока нет. Поэтому, несмотря на благоприятные природные условия (Россия обладает самыми крупными в Европе ресурсами ветроэнергетики) и большой научный потенциал, у нас до сих пор нет ни огромных ветропарков, ни индивидуальных солнечных батарей или ветряков при дачных участках и в удалённых сёлах. Цели, которые ставит правительство России, поистине скромны — достичь к 2020 году «менее, чем 1% экономии всех топливно-энергетических средств за счет нетрадиционной энергетики» (см. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»).

Сегодня все существующие и разрабатываемые российские законы в области энергетики касаются, прежде всего, крупного бизнеса: они разрабатывают правила игры для оптового рынка энергии. Малых производителей энергии российское законодательство обходит стороной.

Сотрудники Кольского научного центра Наталья и Григорий Дмитриевы, основываясь на собственном опыте создания малой энергетической компании «Ветро Энерго», а также проанализировав законодательство других стран, разработали проект «закона об энергетическом предпринимательстве». Этот законопроект призван регулировать деятельность малого предпринимателя в альтернативной энергетике и его взаимоотношения с государством.

По словам авторов законопроекта, основные трудности на пути малого бизнеса в энергетике представляют: создание и регистрация предприятия, уплата налогов, а также подключение и работа с сетью.

Малое предпринимательство
Согласно российскому законодательству, субъектами малого бизнеса могут быть организации, «в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%».

Такое ограничение инвестиций значительно затрудняет создание малого энергетического предприятия. Даже небольшой ветряк в 200 киловатт может стоить от 200 до 600 тысяч долларов, при этом срок его окупаемости составляет более 10 лет. Поэтому авторы законопроекта предлагают снять существующее ограничение. По их мнению, достаточно лишь оговорить долю представителей крупного бизнеса в уставном капитале.

Налогообложение
Система налоговых льгот для производителей чистой энергии существует в США, Германии, Англии, Италии, Японии, Индии.

Законопроект для российских предпринимателей предлагает установить упрощенную систему налогообложения с постоянной ставкой налога. Предприятия, продающие электроэнергию, могли бы раз в год платить единый налог на вмененный доход. По мнению авторов, это решение было бы вполне целесообразно, так как объем выработки энергии из чистых источников, как правило, стабилен. Для установок на биотопливе он определяется потребностью в энергии. Что касается солнечных и ветроустановок, среднегодовая выработка на них достаточно устойчива, несмотря на то, что в краткосрочном аспекте объем энергии может значительно меняться.

Кроме того, законопроект предусматривает создание налоговых льгот для предприятий альтернативной энергетики в каждом субъекте федерации.

Доступ к сети
Одной из основных проблем производителей энергии на основе альтернативных источников является подключение к электросети. Сетевые компании не охотно заключают договора с предпринимателем по многим причинам — в частности, из-за того, что солнечные и ветроустановки не могут вырабатывать постоянный объем электричества.

Поэтому в разработанном законопроекте гарантируется свободный доступ предпринимателя к сети. Далее устанавливаются минимальные тарифы, по которым электроэнергия должна приобретаться у производителей. Такая схема работы с сетью уже дала положительный результат в таких странах, как Германия и Испания, которые стали лидерами по производству ветроэнергии. В Германии, например, закон обязывает обслуживающие сеть организации принимать электроэнергию, получаемую в непосредственной близости от них на основе возобновляемых источников, в первую очередь.

А воз и ныне там
В России необходимо принять закон об использовании альтернативных источников энергии. Какие-то действия в этом направлении предпринимаются уже давно. Так, уже несколько лет в Минэнерго разрабатывается проект федерального закона «О возобновляемых источниках энергии». Но дальше громких заявлений дело пока не идет.

Видимо, дело в том, что у производителей «чистой» энергии нет своего мощного лобби. Вполне очевидно, что развитие малой энергетики и преимущественное использование возобновляемых источников противоречит текущим интересам тех, кто делает свой бизнес на добыче традиционного углеводородного топлива или пытается представить в качестве альтернативы атомную энергию. Энергосистеме, вероятно, также проще было бы не связываться ни с какими альтернативами. В результате делаются громкие заявления, но реальной помощи никто так и не получает.

Комментарий юриста:
Статья 34 Конституции гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». 14.06.1995 года принят Закон 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», где говорится, что производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. Распоряжением правительства РФ от 28.08.2003 1234-р утверждены «Основные положения энергетической стратегии на период до 2020 года», в соответствии с которыми необходимо разработать и принять Федеральный закон «О возобновляемых источниках энергии» и соответствующий акт правительства Российской Федерации. К сожалению, несмотря на то, что Государственная Дума рассматривала данный закон, принят он не был.