News

Комментарий: Нефтяная конференция в Мурманске

Rashid Alimov

Опубликовано: 17/11/2005

Автор: Анна Киреева

В условиях фактического отсутствия государственной системы охраны природы, развитие нефтегазового комплекса вызывает опасения природоохранных неправительственных организаций.

Во всем мире предприятия по добыче и транспортировке нефти и газового конденсата вызвали большие экологические проблемы, а зачастую привели к экологическим катастрофам.


Факт остается фактом. Правительства большинства стран ужесточают природоохранные требования, создают фонды экологического страхования и вносят изменения в нормативную базу в отношении нефтяных компаний только после того, как произошла катастрофа – потерпел аварию танкер, произошел разрыв нефтепровода, или, поезд, перевозящий нефтепродукты, сошел с рельсов.


Только когда страна, или отдельный ее регион остается один на один с ликвидацией последствий катастрофы, на нефтяную компанию – виновницу происшествия перестают смотреть как на экономического донора региона, а требования общественных экологов начинают воспринимать серьезно. Так было, например, на Аляске, так было в Испании, — так будет и в России?


Арктический шельф

Начиная с 2008 – 2010 года прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе Арктических морей. По разным прогнозам, объемы транспортировки нефти по северным маршрутам будут составлять от 20 миллионов тонн в год.


Шельф Западной Арктики содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России и рассматривается как один из самых перспективных регионов. Практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей Мурманская область является базовым регионом.


В последние годы значительная часть надежд на хозяйственный подъем российской части Баренцевого региона связывается с добычей и транспортировкой нефти, а также с возможной добычей газового конденсата. Однако развитие нефтегазового комплекса происходит в арктических условиях, где экосистемы чрезвычайно хрупки и их восстановление происходит в течение длительного времени, сопоставимого с продолжительностью жизни нескольких поколений.


Северная Коалиция

В 2003 году неправительственные экологические организации Мурманска и Мурманской области объединились для создания Северной Коалиции. В настоящее время в Коалицию входят «Гея», «Беллона-Мурманск», Кольский центр охраны дикой природы, Баренцевоморский офис WWF-Россия, «Природа и Молодежь».


Целью Северной Коалиции является минимизация экологических рисков и ущербов при развитии нефтегазовой индустрии и оптимизация выгод для устойчивого развития территорий. Для достижения поставленной цели Северная Коалиция инициировала проведение ежегодных конференций, организованных как переговорная площадка между представителями различных секторов общества – правительства региона, нефтегазовых компаний, коренного населения, экологов.


Силами Северной Коалиции были организованы уже две конференции, посвященные проблемам нефтегазового сектора. На первой конференции, прошедшей в 2003 году, обсуждались общие проблемы добычи и транспортировки углеводородного сырья на северо-западе России и возможные пути их решения. Вторая конференция, посвященная транспортировке углеводородного сырья через порты Белого моря, состоялась в 2004 году.


Ежегодная международная конференция

С 9 по 10 ноября в Мурманске прошла международная конференция «Нефтегазовая промышленность и устойчивое развитие Баренцева Региона», объединившая третью ежегодную международную конференцию Северной Коалиции «Добыча и транспортировка нефти и газа на северо-западе России. Проблемы и возможности для устойчивого развития», и семинар Экологический центра Сванховд (Норвегия) «Деятельность нефтегазовой промышленности и устойчивое развитие в прибрежных районах Баренцева Региона».


В конференции приняли участие депутаты Мурманской областной Думы и Мурманского городского Совета, представители муниципалитетов, неправительственных организаций России, Норвегии и Аляски, нефтегазовых компаний и эксперты по вопросам общественного участия.


Целью конференции явилось создание платформы, для обсуждения общих интересов, проблем и опыта муниципалитетов, поиск возможностей минимизации экологических и экономических ущербов и оптимизация выгод для устойчивого развития территорий.


Участники конференции согласились с тем, что необходимо создавать систему комплексного управления хозяйственной деятельностью в Западной части Арктики, для чего необходимо разработать и осуществить стратегическую экологическую оценку намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности в данном регионе. Все участники конференции отметили, что планы развития нефтегазового комплекса в Северной Атлантике подлежат широкому публичному обсуждению.


Опыт Калининградской области

Участники мероприятия познакомились с накопленным позитивным и негативным опытом взаимодействия общественности в других регионах России, таких как Сахалин и Калининград, с нефтяным бизнесом в соблюдении экологических норм и правил и распределения полученных выгод от деятельности компаний.


Андрей Ожаровский – исследователь экологической группы «Экозащита!» рассказал о первом опыте проведения референдума по экологическим вопросам на территории России. Некоторое время назад в жилой зоне города Светлый Калининградской области было запланировано строительство двух терминалов по перевалке нефтепродуктов. Объемы планируемой перевалки по терминалам, строительство которых планировалось на расстоянии 200 метров от жилых домов, должны были составить от 200 до 800 тысяч тонн в год.


После проведения первых публичных слушаний, на которых население города проголосовало против строительства терминалов, были проведены вторые слушания, результаты которых были фальсифицированы.


В результате инициативная группа при огромной поддержке населения и противодействии муниципалитета объявила о намерении провести референдум, поскольку только он мог решить вопрос в пользу жителей региона. По российскому законодательству референдум является прямым волеизъявлением народа, и его решения обязательно для выполнения.


Преодолев все препоны при регистрации инициативной группы, противодействия нефтяников, отстояв правомерность выносимого на референдум вопроса в суде, справившись с пассивностью избирательной комиссии (в региональных средствах массовой информации не было никакой информации о сроках и времени голосования и упоминания о вопросе, выносимом на референдум), референдум состоялся.


По российскому же законодательству, референдум считается действительным, если число проголосовавших составляет 50% плюс один голос из числа зарегистрированных граждан. Такой явки никогда не было ни на одних выборах, ни федерального, ни, тем более, регионального значения.


«Я впервые увидел, как люди выстраиваются в очередь на избирательных участках для того, чтобы проголосовать, – рассказал Андрей Ожаровский в интервью Беллона вэб. – Избирательная комиссия просто не справлялась с потоком в часы пик, а люди спокойно ожидали очереди на голосование по 10 – 20 минут».


К сожалению, для признания референдума действительным, не хватило чуть более 300 голосов, но результаты голосования более чем красноречивы: против создания нефтяных терминалов проголосовало 98% пришедших в участки. И с этим местной власти и нефтяникам приходится считаться: по крайней мере, до сих пор планы строительства возобновлены не были.


Опыт Аляски

Джон Девенс – исполнительный директор Консультативного Совета Граждан (США), рассказывая об опыте Аляски отметил, что и в этом штате все природоохранные меры были приняты только после аварии танкера «Эксон Валдез».


С 1968 года, то есть практически с момента обнаружения нефти в Прудобее, общественные экологи требовали гарантий безопасности транспортировки, двухкорпусных танкеров, буксиров эскорта и создания специализированных служб ликвидации разливов.


Требования населения оставались незамеченными ровно 21 год, до аварии на нефтепроводе Валдис. Именно после этой аварии был создан Совет, который в настоящее время имеет обширные полномочия, нацеленные на сокращение загрязнений при транспортировке нефти. Совет проверяет, рецензирует и комментирует правительственные регламентации и правила, а также планы ликвидации аварийных разливов нефти (планы ЛАРН), подготовленные нефтяными компаниями.


Кроме этого, Совет информирует общественность о способностях компаний реагировать на разливы нефти, о мерах их предотвращения и о воздействиях терминалов и танкеров на окружающую среду.


«Кроме налогов от транспортных компаний в бюджет штата, каждый житель Аляски, независимо от возраста, получает ежегодный чек от правительства, – рассказал Джон Девенс в интервью Беллона вэб. – В прошлом году ежегодная выплата составила более 2 000 долларов, а в этом году чуть превысила 1 000 долларов».

По словам представителя Аляски, от аварии не застрахован никто. Но для жителей региона и общественных экологов важно убедиться в том, что местные жители будут иметь выгоду от разработок и добычи ресурсов на их территории. Второй важный момент состоит в том, чтобы убедиться в том, что промышленность делает то, что обещала, и ответственна за свои действия.


Визит на танкер Белокаменка

После завершения официальных мероприятий часть участников конференции, куда вошли как российские, так и зарубежные представители, совершила поездку на Рейдовый Перегрузочный Комплекс (РПК-3) «Белокаменка», расположенный в Кольском заливе. Этот танкер считается одним из крупнейших в мире; его водоизмещение составляет 360. 000 тонн. Длина танкера составляет 340 метров, а ширина — 65 метров.