News

Международный день свободы информации

Опубликовано: 12/10/2005

Нью-Йорк, 28 сентября 2005 года. В третий раз отмечая ежегодный Международный день свободы информации, авторы «Инициативы справедливости», выдвинутой Институтом «Открытое общество»*, провозглашают десять принципов свободы обмена информацией, разработанные ими совместно с организациями-партнерами:

1. Доступ к информации — право каждого.
Любой человек, вне зависимости от его национальности или профессии, имеет право запрашивать информацию. Никакие требования к гражданству при этом не выдвигаются, и нет необходимости пояснять, с какой целью эта информация запрашивается.

2. Доступ к информации — правило; режим секретности — исключение.
Вся информация, находящаяся в распоряжении государственных органов, в принципе является публичной. Ее засекречивание возможно лишь в силу ряда легитимных причин, изложенных в международном законодательстве и национальных сводах законов.

3. Все государственные инстанции обязаны уважать право на получение информации.
Общественность имеет право на получение информации от любого учреждения, финансируемого государственными или частными организациями, выполняющими общественные функции (напр., поставщиками услуг в сфере водо- и электроснабжения).

4. Процедура оформления запроса на информацию должна быть простой, скорой и бесплатной.
Процедура оформления запроса на информацию должна быть простой. Требования должны ограничиваться указанием имени и адреса, а также описанием запрашиваемой информации. Запросы на информацию могут быть либо письменными, либо устными. Информация должна предоставляться немедленно или в короткие сроки. Стоимость запроса не должна превышать расходов на распечатку документов.

5. Чиновники обязаны содействовать в получении информации.
Государственные чиновники должны помогать заинтересованным в получении информации лицам в оформлении запросов. Если запрос приходит не в ту государственную инстанцию, чиновники должны переадресовать его по назначению.

6. Отказы в информации должны быть аргументированными.
Государственные органы могут засекречивать информацию только в тех случаях, когда ее обнародование может нанести существенный вред законным интересам государства или нарушить неприкосновенность частной жизни. Эти исключения должны быть четко регламентированы законом. Любой отказ в предоставлении информации должен быть ясно аргументирован.

7. Общественный интерес — превыше интересов секретности.
Если заинтересованность общественности в получении информации перевешивает возможный вред от ее обнародования, то такая информация должна быть опубликована. Существует презумпция того, что информация об угрозе окружающей среде, здоровью или правам граждан, а также о фактах коррупции подлежит опубликованию, если общественность явным образом в этом заинтересована.

8. Каждый имеет право подать апелляцию на решение об отказе в предоставлении информации.
Все податели запросов на информацию имеют право на быстрое и эффективное рассмотрение в суде жалобы на отказ государственной инстанции в предоставлении информации или на непринятие мер к ее предоставлению.

9. Государственные органы должны активно содействовать опубликованию информации по ключевым вопросам.
Каждый государственный орган должен с готовностью, не дожидаясь запроса, предоставлять информацию о своих функциях и обязанностях. Эта информация должна быть оперативной, ясной и понятно изложенной.

10. Право на получение информации должно быть гарантировано независимой инстанцией.
Для проверки отказов в предоставлении информации, повышения уровня общественной осведомленности о текущих событиях и обеспечения всеобщего права на доступ к информации следует учредить независимый орган (напр., назначить омбудсмена или комиссара по доступу к информации).

Эти десять принципов разработаны на основе сравнительного анализа законодательств и практики более чем 60 стран мира, где действуют законы о свободе информации. Вышеперечисленные принципы дают ясный набор стандартов, которыми должны руководствоваться гражданские организации и законодатели в своих усилиях по обеспечению свободного общественного доступа к информации.

Отмечая Международный день свободы информации, борцы за свободу информационных обменов могут с гордостью сообщить о ряде существенных достижений, способствовавших утверждению свободного доступа к информации как одного из основополагающих прав человека в 2005 году:
• Межамериканская комиссия по правам человека безоговорочно признала право граждан на доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов,
• Совет Европы объявил в мае 2005 года о начале разработки конвенции о доступе к официальным документам – первого международного договора, признающего право на получение информации в качестве одного из прав человека,
• По состоянию на сентябрь, законы о доступе к информации действовали в 63 странах мира, что составило более чем пятикратное увеличение численности этих стран за последние 15 лет (тогда такие законы действовали лишь в 12 странах).

«Инициатива справедливости», разработанная Институтом «Открытое общество»*, вносит вклад в международные усилия, провозглашая право каждого на доступ к информации, помогая НПО и государственным организациям в разработке и проведении в жизнь соответствующих законов, отслеживая степень «прозрачности» деятельности государственных структур и участвуя в национальных и международных судебных разбирательствах, направленных на утверждение всеобщего права на доступ к информации.

Прислал член редколлегии журнала Алексей Симонов

 

* 26.11.2015 организация признана нежелательной на территории России