News

Хроника газовой атаки

Опубликовано: 10/08/2005

Автор: Александр Зимбовский

О ситуации в Перми, которая сложилась в связи с утилизацией там твердотопливных ракет, мы уже не раз писали. Эта статья — от координатора экологических программ «Движения против насилия» Александра Зимбовского.

— Пилите, Шурик, пилите, — напутствовал один из соратников всем известного великого комбинатора другого.
— Травите, Олег, травите, — напутствует губернатора Перми его верный соратник профессор Вайсман. — Пермяки стерпят, а не то и так тихо помрут…

И травят, и мрут — в общем, программа по утилизации твердотопливных ракет, официально приостановленная до решения госэкспертизы, в Перми идет полным ходом. Сжигание ракет производится на открытом воздухе. Выделяющиеся при этом вещества вряд ли способны сделать население Перми, а особенно Закамска, наиболее близкого к месту сжигания района, счастливыми. Ведь в их состав, помимо таких мелочей, как соляная кислота и угарный газ, входят диоксины. И уже первый (2003) год реализации программы дал рост детской заболеваемости по Закамску (статистика по детским садам) более чем в два с половиной раза. С тех пор эта цифра неуклонно растет.

А в апреле-мае этого года, после сожжения рекордного за время реализации программы числа топливных зарядов, Росгидромет засек 10 ПДК по одной только соляной кислоте. Все проживающие в Закамске астматики смогли оценить этот факт на собственных дыхательных путях. Пострадавшими были составлены соответствующие акты и отправлены в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. В ту самую службу, которая еще зимой обратилась к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову с инициативой проведения государственной экологической экспертизы всей программы утилизации межконтинентальных баллистических ракет. А также в прокуратуру с требованием приостановить незаконные действия. Прокуратура проверку провела, незаконную утилизацию выявила — масса зарядов превышала разрешенную к испытаниям (так это называется официально) на открытом воздухе в полтора раза, сжигание проводилось в бессопловом режиме, для жителей окружающих территорий максимально опасном.

В результате завод Кирова покарали крайне сурово — штрафом в 40 тысяч рублей! Сами понимаете, что эта сумма — 4-х месячная зарплата высококвалифицированного рабочего, ну, или 10-месячная не очень высоко квалифицированного рабочего — для объекта, на котором работают тысячи человек, абсолютно неподъемная и заставляющая крепко задуматься о собственной антиэкологической политике.

Впрочем, какие-то усилия по приведению программы сжигания ракет в рамки правового поля все же проводятся. К примеру, задним числом прошла госэкспертиза, в ходе которой, по информации председателя общественной экспертизы доктора химических наук Федорова, не было учтено, что стенды работают уже достаточно долго, что полный состав химических веществ, образующихся при сжигании различных типов твердого ракетного топлива, сформулирован не был и жителям города Перми информация об этом не предоставлялась.

Кроме этого, орган технического регулирования (Гостехнадзор-Ростехнадзор) не обеспечил жителей города данными о содержании Декларации промышленной безопасности тех предприятий Перми, которые осуществляют массовые выбросы токсичных химических веществ при сжигании твердотопливных ракетных двигателей. Потому что этой Декларации не существует. Создатели действующих в Перми стендов для сжигания твердотопливных ракетных двигателей в силу своей квалификации не смогли предвидеть возможности образования в процессе сжигания высокотоксичных химических веществ — диоксинов. В свою очередь, не подумали об этом и официальные надзорные органы, которые никогда не измеряли содержание диоксинов в окружающей среде города Перми. Независимые специалисты могли бы выполнить самостоятельные оценки количеств токсичных диоксинов, однако разработчики не представили необходимых данных.

Еще один факт. Разработчики задним числом снабдили комиссию общей «Справкой о
Диоксинах». В ней занижены известные по литературе данные о количестве образующихся при сгорании твердого топлива токсичных диоксинов по меньшей мере в 100 раз…

И, кроме этого, госэкспертизой не был учтен результат общественной экспертизы, давшей однозначную экологическую характеристику объекту. Представителей пермской общественности не только не допустили к участию в работе комиссии госэкспертизы, но даже не ознакомили с предоставленной ею документацией. Зато присутствовавшие на заседаниях представители заказчика явно оказывали влияние на ход обсуждения в комиссии, что вообще-то противоречит как здравому смыслу, так и закону.

Госэкспертиза работу завершила, результат ее держат в секрете, но, думается, он ясен. Наивно было бы ждать милости от властей после того, что они с нами уже сделали.

Очевиднее всего, программа завершится сама собой лет так через десять вместе с исчерпанием ракетного старья России, а также ракет, подлежащих утилизации в соответствии с заключенными РФ международными договорами. То, что из-за этого вместе с ненужными ныне частями «ракетного щита родины» будет безвозвратно утилизировано здоровье многих ее граждан, высокопоставленных господ, организовавших ликвидацию ракет по максимально дешевому типу, да еще и вблизи крупного города, особо не волнует.

Впрочем, возможен и худший сценарий: циркулирующие по Перми слухи о грядущем сжигании американских «першингов», косвенно подтвержденные строительством на пермском аэродроме удлиненной полосы и нового моста через Каму, напрямую связывающего аэродром и Закамск, вызывают самые мрачные ассоциации.

Комментарий юриста:
В соответствии со ст.29 Конституции РФ, гражданам гарантируется свободное получение информации, а ст. 41 Конституции РФ закреплено положение о том, что «сокрытие должностными лицами факторов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют право граждан на регулярное получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающие на него вредные воздействия, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания. Эта информация должна предоставляться местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам.

Ст.8.2, 8.4, 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены специальные санкции за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными веществами, за невыполнение требований законодательства об экологической экспертизе, за сокрытие или искажение экологической информации.

За сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, законодателем предусмотрена и уголовная ответственность в соответствии со ст.237 УК РФ. Хочется верить, что интересующая жителей Перми информация не подпадает под Закон РФ 5485-1 от 21.07.1993г. «О государственной тайне» и Указ президента Российской Федерации от 24.01.1998г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.