News

Запрос Евродепутата Аалтонен и ответ Комиссии о Ленинградской АЭС

Опубликовано: 20/02/2004

Для заседания по вопросам на сессии в феврале 2004-02-19
В соответствии с Правилом 43 Регламента
[Подала депутат] Ума Аалтонен
к [Европейской] Комиссии

Тема: Закрытие Сосновоборской АЭС по истечении лицензии на её эксплуатацию
В Сосновом Бору, вблизи от С-Петербурга, расположена атомная станция с четырьмя реакторами по 1000 МВт. Все они относятся к тому же типу РБМК, как и реакторы Чернобыльской АЭС. Атомная станция Игналина в Литве того же типа закроется по настоянию Европейского Союза, как только Литва войдет в Евросоюз. Согласно докладу, опубликованному 21 января 2004 года экологической организацией «Беллона», АЭС в Сосновом Бору отличается низким уровнем культуры производства. Например, имеют место кражи, и хранилище отработавшего ядерного топлива переполнено уже на протяжении нескольких лет. АЭС расположена всего примерно в 200 км от Хельсинки и Таллинна. Она представляет серьезный риск для безопасности не только для Эстонии и Финляндии, но и для всего Евросоюза в целом. Прошлой осенью истекла первоначальная лицензия на эксплуатацию для старейшего из реакторов Соснового Бора, и была подана заявка на продление [эксплуатации] ещё на 15 лет.

 

Теперь, в то время как заявка на лицензию на эксплуатацию этого реактора дожидается своего рассмотрения, и подобные заявки будут поданы для других реакторов в будущем, предполагает ли Комиссия вступить в переговоры с Российскими [властями] по закрытию опасной АЭС в Сосновом Бору?
Вопрос подан: 26.01.2004

ОТВЕТ НА УСТНЫЙ ЗАПРОС
H-0039/04
Г-жи Аалтонен
Февраль 2004

В 1992 на саммите в Мюнхене, G7 и [Европейский] Союз решили помочь странам центральной и восточной Европы для улучшения ядерной безопасности наиболее новых станций, и потребовали закрытия наименее безопасных станций.

Санкт-Петербургская АЭС, расположенная вблизи от города Сосновый Бор имеет 4 реактора типа RBMK, среди которых 2 реактора, относящихся к первому поколению (введены в эксплуатацию в 1973 и 1975 годах), и считающихся экспертами несоответствующими международным нормам безопасности. [Европейская] Комиссия всегда требовала их закрытия в кратчайшие сроки, так же как и закрытия других советских реакторов первого поколения.

Для того, чтобы повысить уровень безопасности блоков в течение времени функционирования, остающегося до их окончательной остановки, была проведена модернизация этих реакторов, частично профинансированная из средств TACIS — более 20 миллионов евро для Санкт-Петербурга с 1994го года — и из средств Европейского Банка Реконструкции и Развития.

Модернизация коснулась главным образом противопожарной защиты и систем обеспечения, позволяющих лучше управлять реактивностью и облегчать остановку реактора (обогащение топлива, эффективность контролирующих стержней итп), с целью того, чтобы избегать повторения аварии по типу Чернобыльской.

Тем не менее, концепция этих реакторов не позволяет им достичь уровня безопасности по западным нормам и между Комиссией и российским правительством продолжается обсуждение для проведения переговоров о закрытии этих реакторов первого поколения.

Предложения Комиссии не получили мгновенно благоприятного приема со стороны российских властей, которые ссылаются между прочим на число реакторов, которых это затронет (10 реакторов, представляющие четверть имеющейся ядерной мощности), и на значимость ядерной энергетики для развития российской экономики (более 15% электричества имеет ядерное происхождение).

Желание продлить срок действия блоков сверх 30 лет действительно составляет главный предмет озабоченности, доказывающей трудность текущих переговоров между Комиссией и российским правительством. Безопасность станций первого поколения принимается в расчет в энергетическом диалоге между Союзом и Россией в рамках имеющих место размышлений об обмене электричеством.