News

Счетная палата проверяет Минатом: миллионы потрачены не по назначению

Опубликовано: 06/12/2003

Автор: Рашид Алимов

В распоряжении «Беллоны» оказался Отчет Счетной палаты о результатах проверки законности и целевого использования средств при утилизации атомных подводных лодок (АПЛ), включая выполнение международных договоров в 2002 году в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии. Сегодня мы полностью публикуем его на нашем сайте.

С 1999 года государственным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации АПЛ является Министерство по атомной энергии (Минатом). В 1999-2002 годах было утилизировано 43 АПЛ. Ранее, когда утилизация находилась в ведении Минобороны, темпы утилизации составляли в среднем 3 АПЛ в год. Казалось бы, ход утилизации мог бы вызывать оптимизм. Однако, у Счетной палаты есть свои претензии к тому, как она ведется.

Как сообщается в Отчете, проверка Счетной палаты установила «факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 118,7 млн. рублей и неэффективного их использования на сумму 117,9 млн. рублей» (а это — почти восемь миллионов долларов в сумме).

Кроме того, Счетная палата заявила о том, что Минатом не имеет права тратить значительную часть средств — до 30% общей суммы, отпущенной на комплексную утилизацию АПЛ — на мероприятия по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на предприятии «Маяк» в Челябинской области.

В интервью корреспонденту «Беллона Веб» представитель Счетной палаты сообщил: «Это первая серьезная проверка такого рода, проведенная инспекцией Счетной палаты по контролю за утилизацией и ликвидацией вооружений. Раньше Счетная палата занималась другими направлениями [при проверках Минатома]. Работали другие коллективы, и, кроме того, раньше не было таких итоговых документов».

Переработка ОЯТ
Счетная палата видит причину нарушений со стороны в Минатома в отсутствии утвержденной федеральной целевой программы. Обстоятельства сложились так, что Минатом руководствовался документом собственного сочинения — так называемой «Концепцией комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками». Этот документ был согласован с заинтересованными министерствами и утвержден бывшим министром по атомной энергии Евгением Адамовым 30 января 2001 года.

В концепцию был включен принцип реализации «замкнутого» цикла — в котором отработавшее ядерное топливо перерабатывается для повторного использования. Таким образом, ОЯТ с утилизируемых АПЛ и надводных кораблей отправляется поездами за две тысячи километров через всю страну в Челябинскую область на комбинат «Маяк».

Как отмечают составители Отчета Счетной палаты, «принцип реализации «замкнутого» цикла переработки ОЯТ предопределил действующую транспортно-технологическую схему и в целом затратный механизм утилизации ОЯТ».

«Как показали результаты проверки, до 30 процентов средств федерального бюджета, предназначенных на комплексную утилизацию АПЛ, отвлекаются на транспортировку и переработку отработавшего ядерного топлива АПЛ. Вместе с тем, существующими нормативными правовыми актами переработка отработавшего ядерного топлива к утилизации АПЛ не отнесена», — говорится в Отчете.

Как подчеркивают составители документа, всего на неприоритетные работы уходит около 70% средств: «Кроме того, до 20% средств тратится на поддержание живучести АПЛ, находящихся в отстое, в том числе гражданскими экипажами, ещё 20% — на обеспечение безопасности радиационно-опасных объектов. В результате, на выполнение приоритетных работ по выгрузке отработавшего ядерного топлива и непосредственно утилизацию АПЛ приходится лишь 30% средств бюджета.»

Всего в 2002 на утилизацию АПЛ из федерального бюджета было направлено 1864 млн. рублей (около 62 млн долларов).

Коллегия установила: концепция отсутствует
Материалы отчета, согласованного и подписанного 31 октября стали темой заседания Коллегии Счетной палаты в середине октября. В заседании участвовали не только глава палаты Сергей Степашин и аудиторы, но и представитель самого проверяемого ведомства — Минатома.

На основании материалов отчета, Коллегия пришла к выводу о том, что «в России отсутствует государственная концепция комплексной утилизации атомных подводных лодок». Было заявлено, что отсутствие государственной концепции «зачастую открывает возможность для отвлечения средств на решение неприоритетных задач, нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств».

На заседании Коллегии прозвучали отдельные факты, приводящиеся в публикуемом сегодня докладе. Так, было заявлено о том, что разукомплектованность АПЛ, передающихся Военно-Морским Флотом предприятиям-исполнителям на утилизацию, составляет от проектного веса до 15 процентов по цветным и черным металлам и более 50 процентов – по драгоценным металлам. При этом представители территориальных органов Минимущества России утверждают акты приемки без замечаний, а представители государственного заказчика (Минатома России) в приемке АПЛ не участвуют. Достоверный учет выхода продуктов утилизации в Минатоме России и на предприятиях не ведется.

Вскоре после проверки, комментируя в интервью агентству РБК материалы Счетной палаты, неназванный источник в Минатоме заявил, что претензии аудиторов к его министерству «носят рабочий характер».

По его словам, нецелевое использование 118,7 млн рублей объясняется тем, что в законе о бюджете на 2002 год случайно «выпала» фраза о том, что поступившие в госбюджет деньги от реализации ценных продуктов, полученных в результате утилизации АПЛ, должны вновь направляться на утилизацию АПЛ. Источник РБК в Минатоме объяснил так: «чтобы не прерывался процесс утилизации, Минатом в 2002г. был вынужден использовать для утилизации АПЛ другие бюджетные средства, в этом Счетная палата и усмотрела их нецелевое использование.»

Что касается разукомплектованности АПЛ, то собеседник РБК лишь посетовал на то, что лодки, которые направляются на утилизацию, не эксплуатируются «уже десятки лет», и в большинстве случаев практически невозможно проследить, кто конкретно отвечает за пропажу цветных металлов. Зато, по словам представителя Минатома, в последние годы в министерстве создана структура, отвечающая за учет цветных металлов.

Как сообщили корреспонденту «Беллона Веб» в Счетной палате, те же объяснения высказывались представителями Минатома и на коллегии палаты, однако они показались аудиторам неубедительными, и все эти замечания инспекции Счетной палаты по утилизации и ликвидации вооружений вошли в согласованный и подписанный через две недели текст Отчета.

За то же самое Запад платит вдвое больше
В Отчете упоминается случай, когда Минатом потратил 67,9 млн рублей (примерно 2,2 млн долларов) плюс ещё почти столько же – около 2 млн долларов, вырученных с продажи металлолома АПЛ, на утилизацию на заводе «Звездочка» атомной подводной лодки класса «Дельта» (зав. N324). При этом западные доноры — например, программа CTR, Совместное уменьшение угрозы, — обычно платит за утилизацию такой же баллистической ракетной АПЛ 10 млн долларов.

Такое положение вещей — когда Запад платит за те же работы вдвое больше, чем федеральный бюджет — признается в Отчете, но никак не комментируется: «установленным порядком расчета средств <…> не учитывается превышающее более чем в два раза выделение и расходование средств международной помощи на утилизацию АПЛ по сравнению с расходами бюджетных средств на выполнение того же объема работ по утилизации АПЛ».

Кроме того, в Отчете прямо указывается, что Минатом и Россудостроение, в ведении которого находятся предприятия-исполнители работ, не осуществлют контроль за распределением средств безвозмездной международной помощи. Так предприятие «Звездочка» использовало часть помощи в сумме примерно 75 млн рублей, выделенной на строительство берегового комплекса выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ «на решение задач, не связанных со строительством данного объекта».

В качестве ещё одного примера неэффективного расходования средств безвозмездной международной помощи, — не упоминаемого, правда, напрямую в Отчете Счетной палаты — можно назвать полный провал сроков по проекту «Мурманская инициатива-РФ». Целью этого трехстороннего американо-норвежско-российского проекта, начавшегося в 1996 году, было увеличение объемов переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО), накопленных на Северо-Западе России. В рамках проекта было выделено пять миллионов долларов на строительство установки по переработке ЖРО. Установка должна была начать работать в 2000 году, однако сроки её запуска неоднократно отодвигались и на сегодня она так и не введена в эксплуатацию.

Утилизировать по-новому?
Правительственное постановление от 15 сентября 2003 года обязывает Минатом к 1 мая 2004 года подготовить новую программу утилизации АПЛ, которая должна стать частью федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооруженной и военной техники на 2004-2010 годы». При этом, государственным заказчиком-координатором всей федеральной программы станет Министерство экономического развития, а Минатом будет заказчиком той её части, которая касается АПЛ.

Составители Отчета указывают, что существующие нормативные документы расходятся в определениях ключевых понятий. Так, «анализ определений комплексной утилизации АПЛ и утилизации АПЛ <…> показывает, что имеется множество нечетких определений комплексной утилизации АПЛ».

Аудиторы подчеркивают, что «в условиях отсутствия четких критериев комплексной утилизации АПЛ бюджетные средства в ряде случаев расходуются нецелесообразно и необоснованно, выполняются работы, не имеющие отношения к утилизации АПЛ».

Отчет Счетной палаты призывает «направить представление Правительству Российской Федерации» с требованием рассмотреть вопрос о государственной Концепции утилизации АПЛ.

Согласно закону о федеральном бюджете РФ, в 2004 году на утилизацию и ликвидацию вооружений будет потрачено, с учетом международной помощи 10, 365 млрд рублей (из них только 501,28 млн. руб. собственно средств российского бюджета).