News

Операция по подъему фрагментов «Курска» завершена

Опубликовано: 23/06/2002

Автор: Виктор Хабаров

Клебанов говорит, что во всем виновата "толстая торпеда"; военные хотят все взорвать, но прокуратура возражает; командующий Северным флотом адмирал Сучков намерен требовать от Норвегии ограничить ее присутствие в международных водах.

В Баренцевом море завершилась операция по подъему фрагментов первого отсека АПЛ «Курск», затонувшей в августе 2000 года.


Судоподъемный отряд Северного флота, работавший в точке гибели АПЛ «Курск», поднял все фрагменты носовой части подлодки, необходимые для расследования ее гибели.



Как заявил глава правительственной комиссии по расследованию причин гибели «Курска» Илья Клебанов, атомоход затонул от взрыва неисправной торпеды. Другие версии катастрофы в Баренцевом море правительственная комиссия больше не рассматривает. Согласно материалам следствия Главной военной прокуратуры, просочившимся в российские средства массовой информации, одна из торпед «Курска» могла быть неисправной. Не исключено, что контейнер с торпедой уронили на причал во время погрузки, из-за чего торпеда деформировалась, и позже произошел мощный взрыв.


По всей видимости, остальные обломки лодки, оставшиеся на дне Баренцева моря, будут уничтожены направленным взрывом, после чего район гибели АПЛ «Курск» станет свободным для судоходства и рыбной ловли, тем более что в этом районе всегда было очень много рыбы. Тем не менее, останки «Курска» не является единственным объектом, препятствующим судоходству и рыболовству. Например, Карском море затоплены контейнеры, реакторы и даже корпус атомной подводной лодки. Взрывать их для облегчения работы рыбаков пока никто не предлагал.


Однако окончательное решение о подрыве фрагментов первого отсека будет принято 29 июня на последнем заседании правительственной комиссии по расследованию причин гибели «Курска». По некоторым данным, Генеральная прокуратура настаивает на том, чтобы пока не взрывать остатки первого отсека. Некоторые следователи уверены, что предметы, свидетельствующие об истинной причине катастрофы, до сих пор лежат на дне моря. Однако представители ВМФ России считают недопустимым оставлять части подлодки в открытом море. В частности, это касается гидроакустического комплекса «Курска», к которому давно проявляют интерес разведки иностранных государств. По мнению военных, его надо обязательно взорвать. Хотя аргумент не очень убедительный. «Комсомолец» тоже мог стать добычей «разведок иностранных государств», несмотря на то, что лежит он на глубине 1600 метров. Однако никаких подобных мероприятий в отношении этой АПЛ, затонувшей в 1989 году, не проводилось.


Специалисты Северного флота сейчас обследуют участок будущего взрыва с помощью необитаемого телевизионного аппарата РТМ-500.


По словам начальника пресс-службы Северного флота Владимира Навроцкого, уничтожение оставшихся на дне фрагментов первого отсека, будет произведено с судов «Алтай» и «Михаил Рудницкий».


Будут также взорваны два голландских якоря, находящихся на дне со дня проведения прошлогодней операции по отсечению носовой части «Курска». Взрыв произведут специалисты минно-торпедного управления Северного флота.


Со дна Баренцева моря были подняты баллон воздуха высокого давления, часть торпедного аппарата, обтекатель носовой части подводной лодки и несколько других мелких фрагментов первого отсека АПЛ «Курск». Все фрагменты АПЛ «Курск», поднятые со дна Баренцева моря, исследуют специалисты санкт-петербургского ЦНИИ «Прометей». Анализ ведется на молекулярном уровне с помощью специальных стендов, а цель исследований заключается в определении величины температурного и ударного воздействия на корпус АПЛ «Курск».


Результаты работы специалистов Центра речевых технологий, где ведется расшифровка аудиозаписей с АПЛ «Курск», пока не пролила дополнительный свет на причины аварии.


Как сообщил командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков, суда «Алтай» и «Михаил Рудницкий» выловили из воды больше десяти норвежских радиобуев, которые сбрасывает команда разведывательного судна «Марьята», дежурящее в районе гибели лодки с начала августовских учений 2000 года. По словам российских военных, с помощью этих буев эксперты НАТО пытаются получить информацию о работах по подъему носовой части.


По некоторым данным, в ближайшее время Геннадий Сучков посетит Норвегию и проведет встречу с морским командованием этой страны. Там тема операции «Курск» будет обсуждаться подробно, и российский адмирал лично потребует ограничить военное присутствие Норвегии в районе гибели подлодки. На какие законы будет ссылаться адмирал, требуя ограничить присутствие Норвегии в международных водах, не сообщалось.