News

Операция по подъему «Курска» в полном разгаре

Опубликовано: 23/07/2001

Автор: Сергей Филиппов

На корпусе "Курска" сделаны пробные разрезы, на этой неделе состоятся сразу две пресс-конференции по экологическим рискам операции по подъему атомной лодки – одна в Москве, а другая в Брюсселе.

По сообщению официальный источников на корпусе "Курска" были сделаны пробные разрезы для последующего крепления тросов. Работы по отделению торпедного отсека начнутся после 8 августа.

Оценки рисков
24 июля в Москве пройдет пресс-конференция по экологической безопасности проекта подъема "Курска". А 27 июля фонд "Курск" решил устроить презентацию оценки рисков операции в Брюсселе. Сообщается, что был приглашен глава ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский. Но он, по тем же сообщениям, не приедет. На презентации ожидается адмирал Михаил Барсков, который будет говорить о вооружении "Курска". Очевидно, в основном о том, как оно безопасно.

На фоне этих событий в такт прозвучало и сообщение вице-адмирала Михаила Моцака. Накануне с участием вице-адмирала прошло совещание походного штаба. На заседании были спрогнозированы непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть в ходе операции по подъему лодки, а также обсуждены варианты их решения. После заседания вице-адмирал поведал, что голландцы оказались не готовы к разговорам на подобные темы.

Странно, что все задумались о непредвиденных ситуациях и рисках перед самым началом активной фазы операции подъема атомной лодки.

Работы на глубине
Специалисты Курчатовского института и НИИ им. Крылова, работающие сейчас на судне “Рудницкий”, сделали несколько заборов воздуха, грунта и воды. Основную работу проделал спускаемый аппарат “Бестер”. Он работал на глубине 6 часов, зависая над лодкой, выставил, а затем снял экспозиционные датчики. Уровень гамма-фона и удельной активности исследованных сред – на уровне международных стандартов.

Начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России контр-адмирал Геннадий Верич сообщил, что в результате обследования корпуса лодки необитаемыми телеуправляемыми подводными аппаратами специалисты пришли к выводу, что положение лодки не изменилось. Ими сделан вывод, что подъем лодки, и ее транспортировка не приведут к изменению состояния защиты реакторного отсека, реакторных установок и изменению состояния активной зоны.

Чем занимаются российские водолазы
В составе российской группы водолазов работают 8 человек из того состава, который спускался к “Курску” в прошлом году. Среди них Владимир Селютин, Андрей Звягинцев, Владимир Михайлов, Ринат Гизатуллин, Дмитрий Семизаров, Борис Марков, Вадим Малышев, Сергей Шмыгин, Алексей Ильиченко. Руководят ими с поста управления спусками Алексей Пехов и Владимир Терещенко.

Российским водолазам предстоят наиболее сложные операции: установить оборудование на первом отсеке, в случае необходимости удалить останки боевого зарядного отделения, торпедного оружия.

В “точке “Курск” находятся два специальных вспомогательных судна-килектора КИЛ-163 и КИЛ-164, предназначенных для подъема отдельных фрагментов подводной лодки.

Первый отсек готов к отделению. Когда его будут отрезать?
18 июля был размыт грунт по правому и левому бортам 1-го отсека лодки. Размеры размыва с обоих бортов носовой части лодки составили 23 метра в длину, 18 метров в ширину и несколько метров в глубину.

Судно “Майо” отвезло в Киркенес размывочное оборудование и взяло на борт аппаратуру для резки. Однако работы по отрезке 1-го отсека лодки начнутся только тогда, когда в “точку “Курск” придет из Роттердама судно “АТМ-кереор” со сложным оборудованием для резки корпуса. Судно должно появиться в “точке “Курск” 28-29 июля. Тогда и начнется операция по отделению 1-го отсека лодки.

Если “Курск” поднимут, то когда ее утилизируют?
18 июля представители 40 российских заинтересованных ведомств собрались в ЦКБ “Рубин” и обсудили проблему утилизации “Курска”. Намечен первичный план действий и решено, что проект по ее утилизации будет окончательно разработан до конца 2001 года. А сама лодка будет утилизироваться в 2002 году.

При таком раскладе остается вопрос: останется ли "Курск" с невыгруженными реакторами и крылатыми ракетами зимовать в доке СРЗ N 82, куда его поставят после подъема?

“Течет” ли “Курск”
По словам заведующего Лабораторией мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Санкт-Петербургского Радиевого института Виктора Тишкова, в течение года со дня гибели лодки в лаборатории были обследованы сотни образцов донных отложений и воды. Регулярно измерялось учеными количество основных радионуклидов – изотопов плутония, цезия, стронция, трития. Как сообщает Тишков, мониторинг не выявил каких-либо отклонений в этих пробах от фоновых значений для Баренцева моря. Не было обнаружено в них и короткоживущих изотопов.

Боезапаса не обнаружено. Разметка отверстий продолжается
22 июля международная команда водолазов провела повторное обследование дна вокруг первого отсека на предмет обнаружения неразорвавшегося боезапаса. По словам помощника Главкома ВМФ России Игоря Дыгайло, взрывоопасных предметов водолазы не обнаружили.

Накануне водолазы начали проводить разметку мест для вырезов технологических отверстий в легком корпусе лодки. Работа велась в районе 3,4,5 и 7 отсеков. Работа ведется круглосуточно в 4 смены по 6 часов каждая.

До российским официальным данным, количество боеприпасов в торпедном отсеке "Курска" равнялось около 10 тоннам тротилового эквивалента.

Президент России Владимир Путин считает, что моряков с “Курска” можно было бы спасти
Президент России Владимир Путин заявил, что экипаж лодки можно было бы спасти “если бы конструкторы, которые разрабатывали этот тип лодки в 80-х годах, предусмотрели такой вариант развития катастрофы и (снабдили бы лодку) соответствующими средствами спасения”.

Сейчас, по мнению Президента, лодку необходимо поднять по двум соображениям: экологическим и политическим. На лодке находится ядерный реактор, который необходимо обезопасить, а во-вторых, подъем лодки может вернуть доверие российского общества к деятельности руководства страны.