Снижена радиационная нагрузка на экипаж «Лепсе»

9c025fa48c8bbfc136696065494a14f1.jpeg Photo: Nils Bøhmer

Плавтехбаза «Лепсе» с 1986 года базируется на базе атомных ледоколов, ремонтно-технологическом предприятии «Атомфлот», в Мурманске. На борту судна размещены поврежденные кассеты с отработавшим ядерным топливом и другие радиоактивные отходы. По этой причине экипаж «Лепсе» подвергается воздействию радиации, превышающему нормы радиационной безопасности.


Международный проект по решению проблемы «Лепсе» был заморожен из-за различных бюрократических препон. Проект начался в 1994 году, но вопросы налогообложения и ядерной ответственности в случае неполадок импортного оборудования привели к остановке проекта. В ожидании выгрузки топлива, экипаж остается на борту «Лепсе», получая повышенные дозы облучения. Мурманское морское пароходство (ММП) обратилось к «Беллоне» оказать содействие в решении этой проблемы.


В сотрудничестве с компанией Uniteam ASA (Дания), «Беллона» и ММП разработали жилой комплекс на основе промышленных 20-футовых контейнеров. Контейнеры оборудованы кухнями, спальнями, лабораториями, зоной радиационного контроля. Комплекс находится на безопасном расстоянии 100 метров от судна.


Каждый из трех этажей состоит из четырех контейнеров. Поскольку вся конструкция собирается из контейнеров, то она может быть легко перемещена. Когда из «Лепсе» будет выгружено топливо и радиоактивные отходы, весь жилой комплекс может быть разобран и перевезен на другое место.


Контейнеры были перевезены из Норвегии в Мурманск судном ММП в октябре 2000 года. В течение ноября и декабря рабочие ММП под руководством представителей компании Uniteam осуществляли сборку жилых модулей. Кроме того, в работе принимали участие представители «Беллоны» из Мурманска и Осло. В течение января к Деревне «Лепсе» будет подведено электричество и вода.


Этот проект имеет большую важность, поскольку снизит профессиональное облучение экипажа и рабочих на «Лепсе», которые делают серьезную работу по поддержанию судна в надлежащем техническом состоянии и контролируют состояние отработавшего ядерного топлива на борту. В будущем будет также возможно использовать этот комплекс на других объектах, где возникнет необходимость улучшить условия жизни и работы персонала, работающего с ядерными материалами.


Судно «Лепсе» было построено в 1936 году. Корпус изготовлен из 12 мм стальных пластин. Внутри двух баков-хранилищ находятся 634 частично поврежденных кассет с отработавшим ядерным топливом. ММП и французская компания SGN договорились о последних деталях проекта по извлечению топлива. Окончательный план утилизации «Лепсе», представленный Минатомом, одобрен всеми ведомствами, которые вовлечены в проект. На настоящий момент проект главным образом стопорится из-за отсутствия межправительственных соглашений со всеми странами-донорами. В соглашениях, в частности, должны оговариваться вопросы ядерной ответственности.