News

В руках Путина ключ к позиции России в мире

Опубликовано: 09/04/2000

Автор: Томас Джандл

(Вашингтон): Во время президентской предвыборной кампании Владимир Путин говорил о необходимости «диктатуры закона», как основы доверия мирового сообщества России. Международные наблюдатели опять обратили внимание на дело Никитина, пытаясь определить, что же все-таки победит: «закон» или «диктатура».

Верховный суд:

29 марта Верховный суд снова привлек внимание, отложив по просьбе Генеральной прокуратуры судебное заседание в связи с протестом прокурора по делу Александра Никитина. Никитин был полностью оправдан, и 29 декабря 1999 года были сняты все обвинения за его участие в написании доклада организации «Беллона» о Северном флоте.


Перенос судебного заседания примечателен тем, что нарушает Уголовно-процессуальный кодекс, позволяющий только председателю Верховного суда или его заместителю в исключительных случаях переносить дату рассмотрения дела. 29 марта судья Каримов отложил слушание, потому что его об этом попросила Генеральная прокуратура. Ни председатель, ни его заместитель не участвовали в принятии этого решения, которое также не было предложено сторонам для обсуждения.


Респектабельный институт

В демократических странах судьи считаются одними из наиболее уважаемых членов общества. В США Верховный суд часто собирается для решения наиболее спорных вопросов для общества. Поэтому американцы были особенно шокированы тем, что Верховный суд России сам нарушает закон, даже если перенос слушания и не нанес какого-либо вреда делу Никитина. Однако это сигнал того, что Верховный суд или не знаком с законами регулирующими собственное производство, или что он хочет нарушить этот закон, в угоду конъюнктуре, и это беспокоит наблюдателей.


Организация «Международная амнистия», объявившая Никитина первым узником совести в пост-советской России, немедленно забила тревогу, как только стало известно о нарушении процессуального закона. Пресс-секретарь организации в Вашингтоне сообщил, что представительствам «Международной амнистии» будут разосланы предложения провести акции протестов у посольств России.


Другая группа «Американское Общество Физиков» (APS), имеющая значительное влияние в Вашингтоне, была особенно озабочена воздействием Верховного суда на российскую правовую систему. Представитель APS Ирвинг Лерч сообщил в своем послании, что «в случае признаков исчезновения власти закона, я думаю, мы все должны пересмотреть наше отношение к России». APS и другие научные организации в составе «Американской ассоциации за продвижение науки» размышляют над тем, что Лерч назвал «скоординированным ответом».


Воздействие на политику

Хотя сейчас американские политики в целом воздерживаются от комментариев в отношении решений суда, в случае, если дело Никитина приведет к продолжению политического преследования, оно, вероятно, будет использовано и в предвыборной борьбе. Вице-президент Альберт Гор, был ключевой фигурой администрации в российско-американских отношениях, где он возглавлял совместную российско-американскую комиссию Гор-Черномырдин.


Гор также известен своей сильной позицией по вопросам защиты окружающей среды, и одним из главных вопросов, которые комиссия пыталась решить, было сотрудничество в области ядерного разоружения, безопасности и нераспространения. Если вновь избранный президент Путин решится прекратить преследования Никитина, что тесно связано с вышеупомянутыми вопросами, политика Гора в отношении России и, в особенности, вопрос американского финансирования ядерной безопасности в России будут продолжать рассматриваться и в дальнейшем. Ранее представители республиканской партии в Конгрессе США относились скептически к помощи России, а недавние скандалы, связанные с международной помощью для России, стали поводом для критики республиканцами администрации США, и, в особенности, отношений Гора с российским руководством.


До конца может быть еще долго

Верховный суд уже назначил дату нового судебного заседания, и адвокаты Никитина считают, что у Верховного суда простая задача — отклонить протест прокурора, заявленного в отношении оправдательного приговора, который вынес Санкт-Петербургский Городской суд.


Но даже при таком сценарии, в отличии от США, такое решение не обязательно означает окончание дела. Согласно ст.ст. 371, 373 Уголовно-процессуального кодекса РФ решение Верховного суда может быть обжаловано в Президиум Верховного суда Генеральным прокурором или его заместителями в течение одного (!) года, что оставляет дело Никитина в правовой неизвестности. С другой стороны, если решение суда будет в пользу обвинения, то защита не имеет права обжаловать решение. Таков принцип равенства сторон правовой системы России.


Никитин уже направил жалобу в Европейский суд по правам человека по поводу невозможности в России разрешить его дело в разумный срок. Но так как статус России в Парламентской ассамблее Совета Европы находится в подвешенном состоянии, международные правовые средства теряют свою действенность. В то время как Путин заявляет о необходимости для России стать сильным партнером Запада с заслуживающей доверие правовой системой, дело Никитина может стать еще одним шагом на пути изоляции России.