News

Экологическое образование детей дошкольного возраста

Elena Kobets

Опубликовано: 27/02/2007

Экологическое образование, возможно, единственный способ воспитать в людях бережное отношение к природе. С какого возраста нужно начинать экологическое образование?

Психологи считают, что формирование у ребенка правильного отношения к природе должно начинаться в дошкольном возрасте. Итак, что же именно делают детские сады в области экологического образования? Выяснилось, что существует специальная программа экологического воспитания дошкольников.

Программа «Юный эколог» разработана на основе исследований экологического воспитания дошкольников. Программа используется с 1993 года и сейчас широко распространена в различных регионах России. В 1998 году она была одобрена Экспертным советом министерства общего среднего и профессионального образования РФ. Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В программе представлено семь разделов. В них содержатся сведения о мироздании, неживой природе Земли, связи растений и животных с местом обитания, а также влиянии человека на природу. Программа предназначена для воспитателей и содержит рекомендации к проведению экологических игр.

Итак, как осуществляется на практике эта программа? Для ответа на этот вопрос я выбрала обычный петербургский детский сад. Все занятия проходят в игровой форме. На этих уроках воспитатели рассказывают детям о сезонных изменениях в погоде, о поведении животных в разные времена года. Воспитатели вместе с детьми заботятся о комнатных растениях. Катя, 5 лет: «Цветок живой, он должен пить воду, и быть под светом, чтобы не умереть». А также, в почти каждой группе есть свой живой уголок. Женя, 4 года: «Я люблю животных в нашей группе, знаю, что их нельзя обижать». На таких занятиях развивается уважение детей к окружающей их природе.

Однако кроме уроков Программа предусматривает наличие, так называемых, «экологических пространств» на территории детских садиков. Под которыми понимается создание либо отдельных помещений в зданиях детских садов (комнат релаксации, кабинета природы). Либо экологически чистых зон снаружи у детских садов (например, мини-ферм с домашними животными). Без этого, по мнению разработчиков Программы невозможно полноценное экологическое образование. Однако не все детские садики могут себе это позволить, существует проблема финансирования, к сожалению, эта распространенная проблема касается и детских садов. Большинство из них находятся на самофинансировании.
Программа предусматривает содержание дошкольных учреждений в экологически чистых условиях. Однако территории недостаточно хорошо охраняются, поэтому с утра сторожа собирают большой «улов» пустых бутылок, разбитых стёкол и шприцов. Помимо частенько забегающих бродячих собак, жители близлежащих домов выгуливают своих питомцев на территориях детских садов. Дети все это видят, ведь они маленькие и грязь находится к ним гораздо ближе. Вряд ли в таких условиях у них сформируется полноценное экологическое сознание. Чья эта вина? Сторожей, которые плохо охраняют детские сады, милиции, недостаточно патрулирующей районы или, в целом, общества?

Формирование экологического сознания на уровне детских садов пока ещё, к сожалению, продвигается с трудом. А зачастую держится сугубо на инициативе работников дошкольных учреждений. По словам воспитателей, пока ситуация не изменится, есть вероятность того, что повзрослев нынешние воспитанники детских садов превратятся в тех людей, чей мусор на улицах будут собирать дворники.

Людмила Воронцова, Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет, социально-гуманитарный факультет, 4 курс