Имеет ли общественность Беларуси доступ к экологической информации?

10_беларусь Троицкое предместье – исторический район Минска. Credit: Guntars Mednis

Статья подготовлена специально для 71 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Сначала было определение

Экологическая информация, по Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», – это «документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь».

Закон обязывает государственные органы, общественные объединения по
вопросам охраны окружающей среды обеспечивать граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией. Статьи 12 и 15 закона обеспечивают право граждан и общественных объединений обращаться в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам за информацией. Коммерческие компании также обязаны предоставлять экологическую информацию.

Экологическую информацию в Беларуси можно разделить на две группы:

  1. Экологическая информация, предоставляемая или распространяемая в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды».
  2. Экологическая информация, предоставляемая и распространяемая в соответствии с иным отраслевым законодательством (об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о бюджете и финансах, об интеллектуальной собственности и т. д.).

Как не предоставить информацию

Государственные органы Беларуси и другие обладатели экологической информации предпочитают предоставлять минимум информации или не предоставлять ее вовсе. Часто обладатель экологической информации отказывается выделять запрошенную экологическую информацию из документов, пользуясь лазейкой в Законе «Об охране окружающей среды». К примеру, выделять экологическую информацию из проектов детального планирования и генеральных планов населенных пунктов.

Белорусская АЭС – яркий пример того, как власти отказывались предоставлять информацию. Во время проведения общественных обсуждений проекта АЭС на обсуждения была вынесена сокращенная версия отчета о влиянии станции на окружающую среду. Граждане могли посмотреть документы только в здании дирекции АЭС, копировать данные не разрешили, также не было возможности скачать электронную версию.

Общественное объединение «Экодом» в 2009 году обратилось за предоставлением материалов отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в форме бумажных документов и на электронном носителе в государственное учреждение «Дирекция строительства атомной электростанции» для проведения общественной экспертизы документации. Однако экологам отказали, сославшись на то, что с документацией можно ознакомиться лишь в здании учреждения. Тогда они обратились в суд. Во время рассмотрения дела судом на сайт была выложена максимально полная версия отчета, но затем ее убрали. Судебные инстанции встали на сторону заказчика проекта АЭС. Исчерпав возможности защиты прав законами Беларуси, объединение «Экодом» обратилось в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции.

История со строительством БелАЭС легла в основу решения встречи сторон Орхусской конвенции в 2014 году (ECE/MP.PP/2014/2/Add.1). Комитет вынес решение о несоблюдении Беларусью своих обязательств по конвенции, в том числе в части непредоставления общественности доступа к экологической информации. И хотя это не решило полностью проблему с доступом к информации в вопросах строительства АЭС, однако рекомендации Комитета ускорили изменения в национальных законах в плане открытости экологической информации.

Согласно закону информация должна быть предоставлена в течение 10 дней, но на практике чиновники или компании могут предоставлять данные месяц, как при ответе на обычный запрос. Например, получить ответ на типичный запрос о степени загрязнения атмосферного воздуха в населенном пункте через 10 дней практически невозможно.

Как чиновники объясняют отказ

Общественникам отказывают в получении информации по трем основным причинам: не признают запрашиваемую информацию экологической, ссылаются на закон о коммерческой тайне, указывают на то, что информация служебная и ограничена для распространения.

Орхусская конвенция в части второй пункта 4 статьи 4 вводит ограничительное толкование любых оснований для отказа в предоставлении экологической информации заинтересованной общественности. Иными словами, если информация значима для граждан и содержит данные о выбросах, то она должна быть предоставлена, несмотря на возможные ограничения в национальных законах.

1 июля 2017 года вступили в силу изменения в части второй статьи 2 Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 № 362-2. Теперь законодательство Республики Беларусь может вводить особое правовое регулирование информационных отношений, связанных с экологической информацией. Само по себе это не решает проблему отказа для получения служебной информации, но дает возможность получить данные с помощью изменения актов иных отраслей законодательства.

Также белорусское законодательство требует уточнения нормы Закона «Об охране окружающей среды»: что понимается под термином «документы, которые относятся к внутреннему делопроизводству обладателя экологической информации»?

В то же время необходимо установить, в каком порядке определяется возможность отделения экологической информации, и за чей счет производится такое отделение.

Кто следит за экологией?

Беларусь пока не является стороной Протокола к Орхусской конвенции о регистрах выброса и переноса загрязнителей, следовательно, у общественности нет доступа к актуальной информации о выбросах конкретного предприятия в виде реестра. Вместе с тем граждане имеют право обратиться за предоставлением экологической информации на соответствующее предприятие или в государственный орган. В соответствии с Орхусской конвенцией информация о выбросах (сбросах) в окружающую среду не может быть засекречена.

Мониторинг окружающей среды ведется разными государственными органами и организациями, этой информацией наполняются несколько разрозненных баз данных и реестров. Главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь ежегодно готовит и размещает на сайте информацию о состоянии окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира).

Белгидромет публикует на своем сайте актуальную информацию о состоянии атмосферного воздуха в городах и о превышении нормативов качества атмосферного воздуха. Первичная статистическая экологическая информация не распространяется и не предоставляется общественности без согласия субъекта, который эту информацию собрал (принцип конфиденциальности первичной статистической информации).

Местные исполнительные и распорядительные органы пренебрегают требованиями распространения экологической информации. Например, в соответствии с Водным кодексом местные органы обязаны размещать у себя на сайтах информацию о границах водоохранных зон и прибрежных полос, однако большинство местных исполнительных органов игнорируют эту обязанность.

Более того, за неразмещение информации административной ответственности нет – только дисциплинарная ответственность для должностного лица.

В целях облегчения доступа к данным мониторинга окружающей среды Орхусский центр Республики Беларусь попытался объединить информацию по мониторингу в одном источнике и создал на своем сайте подраздел, в котором собраны все виды мониторинга со ссылками на источники.

Доступ к правовой информации (нормы экологического права и др.) в актуальном состоянии возможен в режиме онлайн через Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь. Доступ осуществляется за плату, и, несмотря на то, что она невысока, это тоже представляет собой препятствие.

Значимой проблемой является отсутствие единой процедуры информирования общественности о разработке проектов нормативных правовых актов в рассматриваемой области. Лишь сайт Минприроды и некоторые другие сайты государственных органов содержат такой раздел.

В целом присоединение к Орхусской конвенции задало многолетний тренд корректировки действующего законодательства в сторону обеспечения прав граждан на доступ к экологической информации. Необходимо отметить и огромную роль решений Комитета по соблюдению Орхусской конвенции и Встреч сторон Конвенции – многие позитивные изменения в законодательстве были следствием этих решений.

Григорий Федоров

Татьяна Синица

Марина Дубина