News

Открыть закрытое: как добыть информацию

harusday

Опубликовано: 14/09/2018

Автор: Аркадий Иванов, Ирина Андрианова

Управление природными ресурсами в России – одна из самых закрытых тем. Экологическим активистам приходится прилагать огромные усилия, чтобы получить доступ даже к самым безобидным сведениям. Эксперт российского Гринпис Аркадий Иванов говорит, что по любому вопросу, по которому он когда-либо начинал работать, он сталкивался с проблемой отсутствия информации. Причем не только специальной, но и основной, которая по закону должна быть в открытом доступе. А теперь о том, как за пять лет Аркадию удалось получить доступ к закрытой информации.

Статья подготовлена специально для 71 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Первый опыт

Все началось с отдельных документов. В 2012 году я пришел работать в российский Гринпис на должность руководителя Байкальской программы. Мне часто приходилось сталкиваться с проблемами в Иркутской области и Республике Бурятия. Регулярно требовались документы для решения тех или иных природоохранных задач в этих регионах. В открытом доступе почти ничего не было. Положения на три из шести заповедников и нацпарков, входящих в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории, мне пришлось доставать окольными путями. Они нужны для понимания местоположения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и режима особой охраны, который заключается в перечне запрещенных или ограниченных видов хозяйственной деятельности на территории ООПТ.

Другие документы – лесохозяйственные регламенты лесничеств, которые являются основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества. Это нормативные правовые акты, которые по действующему законодательству в обязательном порядке должны быть размещены в открытом доступе – это, кстати, неоднократно разъяснял Верховный Суд РФ в своих решениях.

Кроме всего прочего в них должна содержаться полная информация по границам и режиму ООПТ, что часто не соблюдается. Отсутствие учета ООПТ в лесохозяйственных регламентах приводит к тому, что хозяйственная деятельность на ООПТ (различные рубки, освоение недр, рекреационная деятельность и др.) осуществляется без каких-либо специальных ограничений.

В качестве примера можно привести Республику Бурятия, в лесохозяйственных регламентах которой на 2013 год не были учтены все памятники природы. Но чтобы это выявить, сначала пришлось доставать сами тексты, которых в открытом доступе не было. Я написал обращения в органы власти Республики Бурятия и Иркутской области. В обоих регионах чиновники решили выложить их в полном объеме сразу после моего письма.

На волне первого успеха я решил проанализировать ситуацию с такими же документами по всей стране. Оказалось, что они в полном объеме размещены примерно в двадцати регионах. Решение о распространении опыта пришло незамедлительно. В течение двух лет с помощью переписки с органами власти ситуацию удалось поменять радикально – лесохозяйственные регламенты лесничеств были открыты во всех регионах! И только в четырех регионах оставались не вывешены карты-схемы, входящие в состав лесохозяйственных регламентов лесничеств, под предлогом, что они относятся к документам служебного пользования (ДСП). По одному региону – Ульяновской области – отнесение карт-схем к ДСП было оспорено в прокуратуре. Прокуратура встала на нашу сторону, и все карты-схемы были размещены на официальном сайте.

«Шоу должно продолжаться»

В 2014 году, в самый разгар работы с лесохозяйственными регламентами лесничеств, мне пришла в голову идея собрать в одну кучу все основные документы, необходимые в природоохранной работе, но большая часть из них на тот момент оставалась недоступной для широкого круга лиц. Важным критерием отбора было то, что эти документы по формальным признакам должны были подходить под определение нормативных правовых актов (или, по крайней мере, должны были быть исключительно важны, без них никак не обойтись).

Вместе с директором по программам И. П. Блоковым мы собрали информацию о том, кому чего недостает в работе: сначала по офису, а потом и в целом по российскому природоохранному движению.

Конкретные документы были объединены в разделы: информация о состоянии лесов, об особо охраняемых природных территориях, о состоянии недр, о состоянии водных ресурсов, о состоянии животного и растительного мира, о государственной экологической экспертизе, о загрязнении окружающей среды. Все это было объединено в отдельный документ, юристом О. Д. Блатовой написана обобщающая часть, обосновывающая необходимость открытости информации, составлено сопровождающее письмо – и отправлено в Минприроды России.

Минприроды так просто содействовать открытости экологической информации не захотело и в своем ответе (от 19.05.2014 № 05-12-50/2588-ОГ) отказало почти по всем пунктам.

Тогда было принято решение вынести весь перечень документов на Общественный совет при Минприроды России. В результате к нашим требованиям присоединился WWF, и вместе мы добились принятия заключения Общественного совета при Минприроды России (от 24.12.2014 № 68/15-з), которое устраивало и Минприроды, и экологическую общественность.

Это заключение в итоге очень серьезно продвинуло нас вперед. Часть органов власти начала выполнять его добровольно. Другой части мы рассылали письма с требованием выполнить решение Общественного совета.

Итоги

Сейчас с уверенностью можно сказать, что ситуация с открытостью основных документов, которые были в наших требованиях, однозначно поменялась.

В открытом доступе появилась подавляющая часть лесных планов субъектов РФ, все лесохозяйственные регламенты. Кроме того, в приказы Рослесхоза, утверждающие состав лесохозяйственного регламента – и типовую форму и состав лесного плана субъекта РФ, включены пункты, которые обязывают размещать эти документы в открытом доступе. Сейчас не составит труда найти положение на любой заповедник, нацпарк или федеральный заказник. Большая часть положений и паспортов региональных и местных ООПТ тоже вывешены, но там другая проблема: не везде они есть физически. На сайте Минприроды России размещены все имеющиеся на данный момент лесохозяйственные регламенты федеральных ООПТ. Добровольно были вывешены все схемы комплексного использования и охраны водных объектов и нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Кроме того, без проблем можно найти любой текст официального издания региональной Красной книги. Это, конечно, прекрасное дополнение к перечням редких видов, так как появляется возможность получить информацию не только о статусе редкости, но и распространении, численности, лимитирующих факторах и других особенностях этих видов.

После проведения всей этой работы появилась еще одна возможность. WWF России и другие организации на базе сайта «Леса высокой природоохранной ценности» (http://hcvf.ru) в разделе «Документы» собрали разные редакции лесных планов, лесохозяйственных регламентов лесничеств, схем территориального планирования, официальных изданий Красных книг, актов лесопатологического обследования. Это дает большие возможности для использования экологической информации, даже если на официальном сайте органа власти такую информацию давно убрали.

Сравнивая нынешнюю ситуацию с ситуацией 2012 года, я вижу, что все поменялось кардинально. Если в 2012 году найти любой документ, положение об ООПТ, лесохозяйственный регламент и тому подобное было практически невозможно, то сейчас почти все есть, информации полно, пользуйтесь! За пять лет произошел качественный скачок. И не только в формальном исполнении, но и в отношении чиновников к делу. Могу с уверенностью сказать, что это была работа не только над законодательством, но и по изменению мышления людей. Важно и то, что многие сами выкладывают документацию в Сеть, считая это нормой жизни.

Главный из неисполненного

Но есть и неисполненные пункты. Главный из них заключается в том, что до сих пор не приняты поправки в законодательство, которые бы обязывали размещать в открытом доступе тексты заключений государственной экологической экспертизы.

В настоящее время общественности доступна лишь информация о том, какое заключение – отрицательное или положительное. При этом обоснование данного решения по непонятным причинам остается в тайне. Размещение в открытом доступе заключения государственной экологической экспертизы в полном объеме позволит избежать конфликтных ситуаций, когда граждане не согласны с решением экспертизы (ввиду отсутствия всякого обоснования), повысить качество осуществляемой экспертизы (открытость заключения также повышает ответственность, поскольку все выводы можно проверить на соответствие действительности).