Утилизация самого ядерно-опасного плавучего объекта северо-запада России идет по графику

lepse Credit: Фото: СРЗ "Нерпа"

Об этом рассказал руководитель проекта филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» Александр Малышкин на состоявшемся в Мурманске заседании Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области.

Lepse-dock Credit: Фото: СРЗ "Нерпа"

Напомним, что в сентябре 2012 года плавучая техническая база (птб) «Лепсе» была отбуксирована на 6-ой причал завода «Нерпа». В октябре 2014 года в тяжелейших метеоусловиях, вызванных сильным парением залива из-за низких температур, работники судоремонтного завода произвели докование объекта.

«Корабль встал в док «как влитой». Сложность операции была в том, что судно вставало не на стандартный стапель, а в готовую носовую блок-упаковку». – Специально для этого была изготовлена днищевая секция носовой блок-упаковки и две боковых секции», – рассказал Малышкин.

По своей радиационной обстановке и по проекту, судно должно быть разделено на 5 частей: условно чистая кормовая часть, блок цистерн с ЖРО, машинно-котельное отделение, а также две носовые блок-упаковки, в одной из которых где находятся «пресловутые» 636 отработавшие тепловыделяющие сборки.

На открытой стапельной плите был выполнен огромный объем работ: формирование систем обогрева, поскольку на судне находится ОЯТ, и часть его в некондиционном состоянии; монтаж технологической и биологической защиты в зонах высоких уровней радиации, и многое другое.

Когда птб «Лепсе» была переведена на открытую стапельную плиту, носовая блок-упаковка с бортовыми секциями была полностью закрыта, для соблюдения температурного режима и обогрева хранилища ОЯТ был зашит тепловой контур. Также были установлены тепловые пушки.

Bio-protection Lepse Credit: Фото: СРЗ «Нерпа»

Для обеспечения безопасности работ на судно была проведена связь, система приточно-вытяжной вентиляции, установлены соответствующие газоанализаторы в машинном отделении.

«В связи с тем, что на судне достаточное количество ОЯТ и радиационная обстановка довольно сложная, пришлось выполнить дополнительные работы для детализации радиационной обстановки «по точкам». Для этого было привлечено оборудование из губы Андреева», – рассказал Малышкин.

По его словам, радиационная обстановка на судне до проведения мероприятий по ее нормализации составляла 4 600 микрозиверт и поверхностное загрязнение в хранилище ОЯТ доходило до 25 000 бета-частиц на см2 .

Другое напряженное место на судне – цистерна с жидкими радиоактивными отходами атомных судов. От нее «светило» до 4 500 микрозиверт – в таком состоянии судно было получено и поставлено на стапель.

После получения всех разрешений «Нерпа» приступила к началу работ по формированию блок-упаковок. Под носовую и кормовую блок-упаковки секции были изготовлены заранее в цеху, чтобы избежать дополнительного облучения персонала. Сейчас полностью удалена кормовая часть судна и уже «в железе» сформирована кормовая блок-упаковка.

Lepse-radiation Credit: Фото: СРЗ "Нерпа"

В сентябре 2015 года был проведен демонтаж котельного отделения – это было самое напряженное место в части обеспечения пожарной безопасности.

В октябре 2015 года был закончен монтаж торцевых секций. Сейчас кормовая блок-упаковка «в железе» сформирована на 100%, осталось провести ее окраску, что будет сделано в теплый период этого года.

В сентябре кормовая блок-упаковка вместе с реакторными отсеками ранее утилизированных АПЛ уйдет на долговременное хранение в Сайда Губу.

Сейчас заключен договор на возведение укрытия на стапельной плите. Будет построен специализированный мини-цех, который позволит выгрузить все 636 тепловыделяющих сборок и передать их на перерабатывающий завод «Маяк» в Челябинской области. Работы по возведению укрытия должны закончиться в 2017 году, до 2020 года предприятие будет заниматься выгрузкой ОЯТ и его последующей передачей на «Маяк».

radiation-low-Lepse Credit: Фото: СРЗ "Нерпа"

Через несколько дней завод приступит к формированию “условно чистой” носовой блок-упаковки. Начало работ – апрель 2016 года, окончание – июль 2017 года.

Радиационная обстановка в носовой части судна не позволяла проводить работы ни персоналу группы А, ни персоналу группы Б.

«Были определены такие точки, при нахождении персонал за три минуты выбирал годовую дозу, и больше в зоне строгого режима он не мог работать целый год. Во избежание таких последствий и вреда здоровью персонала был разработан план организационно-технических мероприятий для снижения дозовых нагрузок», – продолжил Малышкин.

После разработки и согласования плана началось выполнение работ: установка различных видов дополнительной защиты: экраны из стали толщиной 10 мм, на бортовые секции носовой блок-упаковки были приварены дополнительные листы биологической защиты. По всему периметру в рост человека были установлены бетонные блоки. Но даже это не позволило оптимизировать те дозовые нагрузки, которые исходили от остатков носовой части птб «Лепсе».

backside Lepse Credit: Фото: СРЗ "Нерпа"

Поэтому было принято решение залить трюм, сухие отсеки и коффердамы бетоном. В результате проведения инженерно-технических мероприятий радиационная обстановка была снижена практически в 1000 раз.

1 марта 2016 года на СРЗ «Нерпа» состоялась инспекция Европейского Банка Реконструкции и Развития, являющегося донором проекта утилизации «Лепсе». Инспекторы убедились в том, что завод находится в контрактном графике. Доноры, заказчик и международные консультанты остались удовлетворены тем объемом работ, который выполняется СРЗ.

Анна Киреева

anna@bellona.ru