В Заполярье заработала первая автономная осветительная установка с гибридным источником питания

Belokamenka-1. Credit: www.zato-a.ru

Инициатор появления установки – государственное учреждение «Мурманскавтодор», отвечающее за содержание автомобильных дорог областного значения.

–  В 2012 году там произошел трагический случай – погиб человек, переходивший дорогу в темноте. Поэтому задача перед нами была поставлена осветить пешеходный переход. Но подключать фонари традиционным способом было очень дорого, т.к. пришлось бы далеко тянуть линию электропередач. И мы стали искать другой способ, – рассказывает начальник производственного отдела «Мурманскавтодора» Вячеслав Афоничкин.

Выбор пал на малогабаритный ветро-солнечный генератор. Его функция – энергообеспечение освещения объектов дорожной инфраструктуры в труднодоступных местах. За счет комбинированного состава (ветряк + солнечная панель) он подходит для работы в условиях Крайнего Севера.

– Установка была выполнена по нашему индивидуальному заказу и получилась интернациональная. Опора российского производства, фонарь бельгийский, электроника, контроллер энергии, батареи китайские, – продолжает сотрудник «Мурманскавтодора».

Подобные генераторы уже служат автономными источниками питания для освещения автобусных остановок, мостов, пешеходных переходов в других регионах России. В светлое время суток они накапливают энергию солнца и ветра, а в тёмное – освещают проезжую часть. Для этого используется экономичный светодиодный светильник. Важно, что избыточную электроэнергию можно направлять на другие нужды. Например, работу видео камеры фиксации нарушений правил дорожного движения.

– Генератор сейчас работает в тестовом режиме. Так как мы первые используем его в Заполярье, то необходимо понять, на что он способен в наших непростых погодных условиях. Интересно, возникнут ли трудности с очисткой солнечных панелей от грязи и подзарядкой батарей, во сколько обойдется его полная эксплуатация и тому подобное. После подведения итогов тестового режима станет понятно, какой эффект можно получить, и если смысл ставить такие установки на других дорожных объектах области, –  отмечает Вячеслав Афоничкин.

«Это очень хорошая новость. Наконец-то, опыт по использованию ВИЭ для объектов дорожной инфраструктуры, который активно используется в других регионах, пришел и в Мурманскую область. Жаль, конечно, что такие применяющиеся повсеместно в других странах технологии, у нас до сих пор воспринимаются как «ноу-хау» и имеют статус пилотных проектов. Мы надеемся, что данный опыт будет распространен на всю область», – рассказал координатор проектов по возобновляемой энергетике «Беллоны-Мурманск» Юрий Сергеев.

Установка этого оборудования стала возможной благодаря финансированию по линии международной программы «Barents Free Way». Помимо Мурманской, Архангельской областей и  Карелии в ней участвуют Финляндия, Норвегия и Швеция. Получая средства от европейских государств, «Мурманскавтодор» решает многие проблемы дорожной отрасти региона. Например, очень солидный европейский транш был потрачен на долгожданный ремонт части дороги к пропускному пункту Салла на российско-финской границе.
Подробнее: http://bellona.ru/articles_ru/articles_2015/1428315982.43

 

Алексей Павлов